Ролан Быков называл детское кино глотком кислорода, несущим с собой свежесть, обновление и надежду, в мире и в кинематографе, где от загазованности не спасают даже противогазы. «Кинематограф надежды» – тоже его слова о детском кино [1].
Полное отсутствие фильмов для детей в современном постсоветском кинематографе, которое, похоже, уже никого не возмущает и даже не удивляет. В то время как Голливуд, наш «главный враг и конкурент», которого без конца обвиняют в заполнении всего мирового кинопространства своей продукцией, ежегодно поставляет на экраны и семейные фильмы, и подростковые и детские драмы, комедии.
Агрессия стала основной темой фильмов про детей и подростков. Агрессия, которой в структуре ценностей фильма ничего не противостоит: ни милосердие, ни доброта, ни искренность. Ещё немного – и детство и отрочество в современном игровом кино станет целиком отождествляться с агрессией [1].
Французский фильм «Класс», российские «Все умрут, а я останусь», «Юленька» – все они в разных вариантах обыгрывают тему подростковой жестокости. В случаях, когда авторы кинокартин не столь «кровожадны» в изображении детей и подростков, драматургия основывается, как правило, на конфликте богатых и бедных («Бальное платье», «Маленький боец», «Зорка Венера»). Ребёнок (подросток), вынужденный выживать самостоятельно в равнодушном к нему мире взрослых, в игровом кино уже устоявшийся образ, созданный в фильмах «Кука», «Лиля навсегда», «Итальянец».
В современном игровом кино образ ребенка превратился в средство, инструмент, который авторы используют в «шоковой терапии» для взрослых – в изображении изъянов общества. Главное содержание фильмов для детей – нравственные, духовные, культурные ценности – часто едва ли не полностью вытесняется.
Таким образом, игровое кино постсоветского периода быстро и болезненно «повзрослело», предлагая теперь и детям, и подросткам взрослые модели поведения, связываемые обычно с жестокостью, эгоизмом, озлобленностью, с одной стороны, ас другой – не свойственные нашему менталитету американские модели поведения, специфические культурные коды в голливудских фильмах, потихоньку, кстати, проникающие в отечественные киноленты.
Так, «вырастая» из киносказок Александра Роу и Леонида Нечаева, дети не находят фильмов, которые осмыслили бы и представили модели поведения в современном мире, подобно, например, лентам «Чучело» и «Доживём до понедельника».
Можете вспомнить что-то после «Все умрут, а я останусь» и «Школы»?
2014 год порадовал российского зрителя целым созвездием ярких отечественных фильмов, среди которых были смелые дебюты, громкие социальные высказывания и даже эксперименты с киноязыком. Это и «Класс коррекции», и «Как меня зовут», и «Звезда», и «Дурак», и «Испытание», и другие картины, благодаря которым можно с уверенностью сказать: российское кино не собирается сдаваться и будет продолжать бороться за зрителя, пусть даже в ограниченном прокате и с вырезанным матом.
В современном мире кино перестало доносить до человека что-то хорошее и нужное. Оно больше не воспитывает людей, а представляет собой сплошные спецэффекты. Нет сейчас российских фильмов о животных, в которых бы нас учили добру, милосердию, ответственности за тех, кого мы приручили.
Доброе советское кино заставляло переживать, воспитывало. «Полосатый рейс»(1961 г.), «Ко мне, Мухтар»(1964 г.), «Белый Бим Черное ухо» (1976 г) – эти фильмы заставляли человека переосмыслить свою жизнь. К сожалению, нынешняя кинопродукция больше нацелена на развлечение, шокирование спецэффектами.
Непросто смотреть фильмы, которые заставляют пропускать историю через себя, оставляют тебя наедине со своим внутренним миром; фильмы, после которых «болит душа» и возникает масса неразрешимых вопросов.
После «переживания» (именно «переживания», а не просмотра) фильма «Весьегонская волчица», снятого по мотивам повести Бориса Воробьева я задумалась о том, что проблема взаимоотношений человека и дикой природы вечная. Много сотен лет люди пытаются приручить и обуздать дикий мир, и каждый раз получают серьёзный жизненный урок. Природу нельзя побороть, «приручить», заставить служить цивилизации. Законы природы, законы жизни оказываются сильнее законов общества! Часто бывает, что животные оказываются добрее и умнее людей. В фильме «Весьегонская волчица» охотник-волчатник Егор, живший в небольшой деревне, много лет занимался своим промыслом: убивал волков. Но законы жизни порой идут вразрез с законами социума: случилось так, что он приручил вожака стаи – умную волчицу. Егор посадил хищницу на цепь возле дома. Он сделал это для того, чтобы обезопасить жителей деревни, но люди завистливы и неблагодарны. Между односельчанами и Егором стали возникать ссоры, конфликты, перепалки; многие считали охотника сумасшедшим и никак не хотели его понять. А Егор привык к волчице, как и она к нему. Бывшая предводительница стаи жила рядом с людьми и принимала их образ жизни. Егор часто разговаривал с ней, рассказывая о своих чувствах и о случившемся, и волчица понимала буквально всё и, казалось, сочувствовала хозяину. Но однажды главный герой всё-таки отпустил её, а она … вернулась в дом охотника. Законы жизни вновь превзошли человеческие законы. Волчица и преданность, верность, служение – соотносимы ли эти понятия? Хищник и дружба, любовь… Нет объяснения этому у людей, а у природы есть. Как бы ни были люди жестоки, звери помнят и любят своих хозяев до конца дней. Любящим Вас животным не важна внешность, характер, религия. Они просто любят Вас и всё. Таков закон жизни! Люди зачастую судят «о книге по обложке», не общаются из-за разных религиозных взглядов или из-за несхожести характеров. Миру животных чужды такие отношения, мир природы более жесток и одновременно более справедлив. Так кто же кого воспитывает? Люди животных или животные людей? Я думаю, что чаще животные воспитывают людей, потому что после общения с «братьями нашими меньшими» в человеке просыпаются чувства любви, нежности, радости. Егор, отпустив волчицу, совсем не ожидал, что она вернётся, но животное оказалось честнее в своих чувствах, нежели люди. Звери не ищут выгоды в поступках, им не свойственна зависть. Они живут инстинктами, но, как ни странно, такая жизнь оказывается правильной, честной, нравственной. Многие считают, что у животных нет интеллекта, но мне так не кажется. Чаще, по-моему, люди не думают о последствиях своих поступков, а звери чувствуют, знают, как правильно нужно себя вести.
Весьегонская волчица очень сильно изменила характер главного героя Егора. Раньше он убивал волков, а после «общения» с волчицей даже бросил охоту. Раньше он был злым и сердитым (хуже волка), а после стал добрым и чувственным. Он защищал хищницу, как родного человека. Даже смерть в фильме – это спасение! И когда волчица умирала, Егор был рядом. Испытание, выпавшее на долю волчицы и егеря, сильно изменило обоих, обнажив человеческое в волке и волчье в человеке!
Каждый год в нашем городе проходит акция кинопоказов «Мир без иллюзий». Мы всем классом ходим на просмотр фильмов. Конечно, понятна задумка авторов этого проекта: предостеречь детей и подростков от пагубных привычек, правонарушений, духовного распада. Но так хочется не окунаться в эту «грязь», не спускаться на «дно» человеческой жизни, а получить «глоток» чего-то чистого, свежего; хочется крикнуть: «Дорогу ДОБРОМУ кино»! Хочется, чтобы «человеческого» в современных фильмах, особенно для детей и подростков было больше, чем «волчьего»!
Список литературы
1. Костюкович М.Б. Кинематограф без надежды? - http://cinref.ru/razdel/02700kultura/22/395101.htm