Актуальность вопроса.
Нет смысла доказывать очевидное: в настоящее время остро стоит вопрос не только о путях развития России, но и о самом её существовании как независимого государства, как особой цивилизации. Одной из главных причин сложившейся ситуации является вакуум в области таких понятий, как государственная идеология и национальное самосознание. Мы являемся очевидцами небывалого по своим масштабам и глубине возрождения этничности на всей территории бывшего СССР, что привело к чрезвычайной актуализации проблем национального самосознания.
Значение предметов обществоведческого цикла.
Главная цель, поставленная перед современной школой, — формирование гражданской идентичности. Выпускник школы должен гордиться своим государством, знать его символику, ориентироваться в его правовом поле. Наибольшую
Компоненты национального самосознания.
О некоторых возможностях изучения ценностного влияния православия на исторический процесс.
Легендарный период российской истории. Знакомство с былинами — поэтическими сказаниями о прошлом показывает, что в русском эпосе полностью отсутствует идея религиозной войны Любимые былинные герои — крестьянский сын, бесстрашный и могучий воин Илья Муромец, рассудительный и справедливый Добрыня Никитич, веселый и сметливый Алеша Попович. Основная идея былин — освобождение. Тогда как идея рыцарских хроник — завоевание, крещение огнём и мечом иноверцев; девиз крестовых походов: «Кто не убит, тот окрещён!».
Изучение вопросов формирования российской цивилизации. Сын Человеческий — это человек высокого интеллекта, совести, святости, мужества и чести. Этот архетип сформировался в древности, выдержал испытания судьбы и времени, сохранил основные свои черты до нынешних времен. Именно такие архетипы людей присущи русской цивилизации, матрицей которой являются совесть, святость, справедливость, объединенные в офицерском понятии «честь». Немецкий философ В. Шубарт писал в 1938 г.: «Англичанин смотрит на окружающий мир как на собственное предприятие, француз — как на салон, немец — как на казарму. Русский смотрит на окружающий мир как на божественный храм». И далее: «Русский переживает мир не из „я“, не из „ты“, а из „мы“… Сколь братским является обычай называть друг друга не по титулам и званиям, а по имени и отчеству!». Примеров тому в российской истории множество. Писатель
Изучение истории борьбы с внешними врагами.
Издавна в бой русские полки ходили под православными знамёнами с изображением Святого Спаса. Издавна слово проповедника являлось примером жертвенного служения. Патриарх Иов, отказавшийся подписать грамоты о признании Лжедмитрия и поплатившийся жизнью за бесстрашие. Грамоты Гермогена, обращённые к отступникам в смутные времена. «Обращаюсь к вам, бывшим православным христианам всякого чина, возраста и сана, а ныне не ведаем, как и назвать вас, ибо вы отступили от Бога, возненавидели правду, отпали от соборной и апостольской Церкви,…вы забыли обеты православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и пристали к ложно мнимому вашему царику… Болит моя душа, болезнует сердце, и все внутренности мои терзаются, все составы мои содрогаются, и я плачу и с рыданием вопию: помилуйте, помилуйте, братие и чада, свои души и своих родителей, отошедших и живых… Посмотрите, как отечество наше расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных… Вспомните, на кого вы поднимаете оружие…».
Воспитание в солдате готовности положить жизнь за други своя. Чем самоотверженнее деятельность, тем выше и благороднее должен быть сам деятель. Какая же деятельность выше и самоотверженнее деятельности военнослужащего? Он, готовясь к войне, отрекается от семьи и даже от собственной воли. На самой же войне безвестно трудится и часто умирает, иногда мучительно. «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя». (Ин. 15, 13). Убежденный, что молитва, привлекая к себе помощь Божию, укрепляет человека и сильно поднимает его дух,
Особое место занимает история военного духовенства в русской армии, начавшаяся при Петре I, когда по Уставам 1716 и 1719 годов были введены должности полковых и корабельных священников.
Из двухсот военных священников — участников Крымской войны двое были награждены офицерским орденом святого великомученика Георгия Победоносца IV степени, 58 — золотым крестом на Георгиевской ленте, 5 — золотым наперсным крестом из кабинета Его Императорского Величества, 29 — золотым наперсным крестом от Святейшего Синода, столько же — орденами святого Владимира III и IV степеней.
К концу ХIX столетия за воинские подвиги были награждены сто одиннадцать духовных лиц.
По неполным данным в годы Первой мировой войны военные священники были удостоены 14 орденов святого Георгия
В годы Великой Отечественной войны около 2 тысяч священников принимали участие в войне (на фронте и в партизанских отрядах) или трудившихся в тылу.
2012 год — это:
Православная вера тысячу лет поддерживала русских людей, помогала им выстоять в труднейших обстоятельствах, была духовным фундаментом Российского государства. Изучение истории России позволяет показать, что Православие в самые трудные времена возбуждает в человеке добрые чувства, обнимает все духовные силы человека и, делая его причастным Божественной силе, помогает ему исполнять нравственные требования. Оно наставляет колеблющегося, утешает горюющего, подкрепляет ослабевающего, подавая ему необходимые силы к исполнению его долга.
Некоторые из существующих противоречий преподавания.