Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » О разработке модели региональн...

О разработке модели регионального Центра выявления и поддержки одарённых и талантливых детей


Семёнова Е.А., заместитель начальника муниципальное учреждение «Управление образования Администрации города Лабытнанги»

 

Рабочей группой сферы образования города Лабытнанги была разработана Модели регионального центра выявления и поддержки одарённых и талантливых детей. В составе группы над моделью работали не только специалисты управления образования, но и руководители образовательных организаций, педагоги, работающие непосредственно с одаренными детьми.

В 2018 году Президент Российской Федерации В. В. Путин целью развития системы образования до 2024 года объявил одним из приоритетных направлений в образовании воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности, а также формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.

В рамках реализации задач, поставленных в Национальном проекте «Образование» в соответствии с новыми вызовами, обозначенными в стратегии научно-технологического развития России необходимы новые пути и способы организации работы с одаренными детьми в сферах образования, культуры и спорта.

При работе над проектом наша группа пришла к выводу, что необходим региональный центр по данному направлению работы, который бы координировал вопросы выявления, отбора и поддержки талантливых детей, имел бы свою высокотехнологичную ресурсную базу, возможность подготовки кадров для работы с одаренными детьми, обеспечивал сопровождение одаренных детей округа через командную подготовку с участием преподавателей крупных вузов, обучение одарённых и талантливых детей по индивидуальным образовательным программам и др.).

Кроме того, мы считаем, что определенного переформатирования требует сама система учета одаренных и талантливых детей.

На наш взгляд в большей мере сохраняется традиционная система работы со способными детьми: занятия с учеником организует учитель – предметник во внеурочное время при сохранении требования полноценного освоения ребёнком образовательной программы в классе в очной форме. Выявление одарённых и талантливых детей осуществляется бессистемно, в основном из числа трудолюбивых учеников.

Необходим единый перечень конкурсных мероприятий по итогам результативного участия в которых вносятся данные в региональный банк данных одарённых и талантливых детей.

В сфере пока нет единого диагностического инструментария, методик выявления и отбора талантов. Не в полной мере по ряду причин в муниципалитетах используется опыт регионов по подготовке призёров российских олимпиад (командная подготовка с участием преподавателей крупных вузов, обучение по индивидуальной образовательной программе и др.).

Региональный банк данных одаренных детей достаточно трудоемкий при внесении информации о достижениях, необходим современный электронный ресурс, позволяющий не только аккумулировать информацию о достижениях детей, но и позволяющий выстраивать траектории развития одаренных детей, дающий возможность отслеживать динамику развития ребенка педагогами, родителями, самими школьниками. 

По нашему мнению муниципальные системы образования дотационных территорий, таких городов, как Лабытнанги, возможно сельских территорий, оказались не готовыми на современном этапе к резкому повышению конкуренции на поле конкурсов и олимпиад, результаты которых становятся основой профессионального самоопределения, преимуществом выпускников школ при поступлении в вуз, критерием оценки качества образования в территории. Это связано с недостаточной материально-технической базой, отдаленностью территорий от больших городов и их образовательных возможностей. Обеспечить равные возможности для указанных территорий поможет организация проведения выездных каникулярных школ, стажировочных площадок – предметных лабораторий, обеспечивающих профориентацию, подготовку к участию в конкурсах, олимпиадах и первичные профессиональные пробы для обучающихся на базе регионального центра.

Основные направления работы регионального центра выявления и поддержки одарённых и талантливых детей.

- Внедрение современных способов выявления одарённых и талантливых детей на разных этапах их развития. Разработка/утверждение диагностического инструментария.

- Организация специализированной работы с одарёнными и талантливыми детьми на региональном уровне.

- Повышение квалификации педагогических кадров по вопросам работы с одарёнными и талантливыми детьми.

- Создание/функционирование цифрового комплекса обработки результатов процедур выявления одарённых и талантливых детей и формирования банка данных одарённых и талантливых детей.

Схема-модель и её текстовое описание

 

      Модель регионального центра представляет собой своеобразный Координационный центр окружного уровня, который взаимодействует с муниципальными образованиями через муниципальных координаторов (органы управления образованием), а муниципальные координаторы выстраивают работу с муниципальными образовательными организациями.

Работа центра строится по нескольким направлениям:

- Система отбора: обеспечивает утверждение единого диагностического инструментария для выявления отбора одаренных и талантливых детей, предусматривает обучение специалистов по работе с данным инструментарием.

- Сопровождение и поддержка: включает создание собственной образовательной платформы с академической поддержкой ведущих ВУЗов (профильные образовательные программы, краткосрочные интенсивные образовательные программы в рамках каникулярных школ, очные программы с проживанием).  Предусматривает не только дистанционное образование, но и дистанционное сопровождение в межсессионный период.

- Подготовка кадров: осуществляется повышение квалификации, стажировки педагогов муниципальных образовательных организаций. Центр обеспечивает подготовку муниципальных тьюторов (наставников), которые сопровождают одаренного ребенка в муниципалитете (координируют выполнение ИОП, участие в конкурсных мероприятиях).

- Мониторинг достижений: обеспечивается аккумулирование информации о достижениях одаренных и талантливых детей посредством единого электронного ресурса цифрового комплекса обработки результатов процедур выявления одарённых и талантливых детей и формирования банка данных одарённых и талантливых детей

- ресурсная база: предусматривает специально оснащённое здание с учебными лабораториями, современным оборудованием, электронной библиотекой, коворкинг-зонами, высокоскоростным интернетом.

Описание основных этапов и мероприятий

1-й этап:

- разработка, обсуждение и утверждение модели регионального центра выявления и поддержки одарённых и талантливых детей

- создание рабочей группы по разработке модели регионального центра выявления и поддержки одарённых и талантливых детей и разработка модели;

- обсуждение проекта модели регионального центра выявления и поддержки одарённых и талантливых детей в территориях;

- доработка и утверждение модели регионального центра выявления и поддержки одарённых и талантливых детей.

 - создание цифрового комплекса обработки результатов процедур выявления одарённых и талантливых детей и формирования банка данных одарённых и талантливых детей;

- утверждение перечня конкурсных мероприятий по итогам результативного участия в которых вносятся данные в региональный банк данных одарённых и талантливых детей;

2-й этап - Организация деятельности регионального центра:

- разработка и утверждение нормативной базы для создания и функционирования Центра;

- создание Центра (строительство, перепрофилирование имеющихся площадей в округе);

- оснащение необходимыми ресурсами (финансы, кадры, МТБ);

- разработка программы деятельности Центра.

3-й этап

- реализация программы деятельности Центра.

Критерии оценки результатов

- доля одарённых и талантливых детей, получающих услуги Центра;

- доля одарённых и талантливых детей, поступивших в ВУЗы (по итогам результатов участия в ВОШ, на бюджетные отделения.);

- доля участия в выездных конкурсных мероприятиях

- доля призёров окружных и всероссийских олимпиад, конкурсов, соревнований;

- доля заключённых договоров с профессорско-преподавательским составом ВУЗов;

- доля педагогов, повысивших свою квалификацию в региональном центре по вопросам работы с одарёнными и талантливыми детьми;

- количество одарённых и талантливых детей, из числа занимающихся в региональном центре, получивших премию Губернатора ЯНАО.

Типы пользователей

- обучающиеся муниципальных образовательных организаций городов и сельских территорий автономного округа;

- педагогические работники муниципальных образовательных организаций.

Требования, необходимые для запуска и функционирования Модели регионального центра выявления и поддержки одарённых и талантливых детей

- наличие ресурсной базы (специально оснащённое здание с современным оборудованием; кадровые и финансовые ресурсы);

- минимизация расходов на доставку участников интенсивных школ, конкурсных мероприятий, проектов и др. (кустовая форма организации работы: в г. Салехард (для обучающихся и педагогов Салехарда и близлежащих территорий) и в г. Ноябрьск (для обучающихся и педагогов г. Ноябрьск и близлежащих территорий);

- организация летних образовательных смен (каникулярных школ), выездных сессий (в период осенних и весенних каникул) с одновременным обучением педагогических кадров и работа в межсессионный период в дистанционном режиме с привлечением профессорско-преподавательского состава;

- обязательное участие в конкурсах, состязаниях федерального, межрегионального уровней (очных, очно-заочных);

- заключение договоров с ведущими ВУЗами РФ на использование образовательных площадок, ведение образовательных курсов, сопровождение в дистанционном режиме участников проекта.

 

Список использованных источников

  1. Нормативно-правовое обеспечение
    1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
    2. Национальный проект «Образование»;
    3. Федеральный проект «Успех каждого ребенка»;
    4. Федеральный проект «Молодые профессионалы»;
    5. Государственная программа Ямало-Ненецкого автономного округа «Развитие образования на 2014 – 2020 годы».

Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт