(Любовь Алексеевна Урукова – зав. центром научно-методического сопровождения инновационной деятельности ГАУ ДПО ЯНАО «Региональный
институт развития образования»)
В настоящее время невозможно представить российское образование в отрыве от инноваций. Инновационная деятельность напрямую связана с обновлением её научно-методического сопровождения и развитием педагогического потенциала, которые в Концепции модернизации российского образования до 2020 года обозначены стратегическими ориентирами.
Развитие инноваций в полной мере характерно и для образования Ямала, в котором уже третий год (с 21 октября 2017 года) под эгидой Регионального института развития образования реализуется проект «Матричное управление региональными инновационными площадками».
Что заставило институт обратиться к адаптивной структуре управления инновационными площадками? То, что РИП автономного округа нуждались в подборе таких механизмов управления, которые позволили бы в период реализации их инновационных программ решать любые задачи инновационного образования. А матричная структура как раз и предоставляет такие возможности через проектное управление и командно-ролевой способ деятельности.
При этом выигрышным является то, что адаптивное матричное управление сочетает в себе два вектора управления: вертикальный (иерархический) и горизонтальный (программный). Как обычно, вертикальное управление, целенаправленно побуждая педагогов к эффективной деятельности, обеспечивает стабильную работу образовательной организации в режиме функционирования. Но при решении нестандартных задач ему всё-таки не хватает гибкости. А поскольку РИП действует на базе образовательного учреждения, то она одновременно находится и в стадии функционирования, и в стадии развития. Значит, она нуждается в новых механизмах управления. В этих условиях матричная управленческая структура, сохраняя и вертикальные, и горизонтальные связи, как нельзя лучше подходит для развития инновационной деятельности в сфере образования.
Чем привлекает матричное управление?
Новизна проекта заключается как раз в том, что в установившуюся линейную структуру (по вертикали) вводится кураторство как механизм повышения управляющего воздействия. С помощью кураторства координируются и развиваются горизонтальные связи по выполнению целевых программ РИП. Так, в рабочем порядке осуществляется двойное управление площадками: внутри образовательных организаций - руководителями РИП, извне – кураторами из числа сотрудников института, специалистами муниципальных методических служб. Это позволяет интегрировать ресурсы по реализации программ РИП и достижению их целей.
При этом директор образовательной организации делегирует полномочия руководства РИП одному из педагогов своей образовательной организации (руководителю РИП) по принятию решений по текущим вопросам, но оставляет за собой право общего контроля за работой РИП. В результате этого оперативность управления и ответственность за качество исполнения программ РИП повышаются на среднем и нижнем уровнях.
Привлекательным является то, что матричное управление опирается на командный способ организации работы и проектные роли. Члены команды РИП реализуют различные роли, решая при этом частные и общие задачи по реализации программ РИП. И чем больше проявляется гибкость в распределении командных ролей, тем быстрее можно реагировать на изменения внешней среды. Это обстоятельство позволяет вводить в команду любые новые роли для решения дополнительно поставленных новых задач. С одной стороны, процесс децентрализации значительно расширяет возможности активного взаимодействия с педагогическими работниками разных структурных подразделений. С другой стороны, перед педагогами раскрывается новая возможность попробовать себя в разных сферах деятельности, чтобы реализовать свои профессиональные компетенции, способности и таланты.
В целом матричное управление способствует интеграции различных видов деятельности в рамках РИП. Положительным является и то, что каждый педагог, решая конкретные задачи в рамках своей роли, также решает и общие задачи. Таким образом, повышается коллективная ответственность команды за общие результаты деятельности и личная ответственность руководителя как за проект в целом, так и за отдельные его элементы.
На Ямале накоплен определённый опыт использования возможностей матричного управления. Всего в реализации данного проекта участвовали 14 образовательных организаций автономного округа. Для этого не требовалось никаких капиталовложений, так как упор делался на имеющиеся внутренние ресурсы. В обобщённом виде в командах использовались две группы ролей:
Для выбора ролей использовались модели отечественных и зарубежных авторов. В их списке значились Т.Ю. Базаров, М.Г. Ярошевский, Р.М. Белбин, Марджерисон-МакКенн, Новак и Геллерт, Ицхак Адизес, Рик Баррер и др. Некоторые РИП с учётом своих конкретных условий и ресурсов сами придумывали такие роли, которые помогали им решать собственные задачи.
При этом, безусловно, роли для каждого члена команды подбирались с учётом темы РИП.
Какие общие подходы соблюдаются при формировании команды?
По количеству участников команды никаких ограничений не имеется. В целом количественный состав команды РИП должен быть оптимальным: включать столько человек, сколько необходимо для выполнения поставленных перед РИП задач.
По составу команда должна быть кросс-функциональной. Она формируется из работников разных структурных подразделений, обладающих различными компетенциями, способных решать любые задачи в рамках РИП. Такое сочетание сил способствует интеграции всех ресурсов образовательного учреждения.
Какие задачи решаются с помощью проектных ролей? Конечно, вся команда нацелена на решение общих задач, стоящих перед РИП. При этом, исходя из общих задач, определяются конкретные задачи для каждого члена команды. В помещённой ниже таблице на примере опыта работы команды РИП, действующей в школе № 7 г. Губкинский, приведён перечень основных ролей РИП и их ролевые задачи.
Роли
|
Ролевые задачи
|
Организатор
|
-планирование, определение этапов; -разработка мероприятий по подготовке продуктов; -распределение обязанностей, ресурсов; -управление заданиями; -напоминание о выполнении пунктов Соглашения; -организация порядка во всех организационных процессах; -выполнение всех работ в рамках реализации проекта площадки в правильной последовательности и с правильной интенсивностью; - анализ деталей; -организация пошагового процесса создания продукта; -забота о том, чтобы участники команды использовали рекомендованные методы; -организация наблюдения за тем, чтобы РИП занималась тем, чем должна, и делала это эффективно; -анализ путей достижения результатов и планирование каждого из них, чтобы добиваться успеха вновь и вновь; -оценивание новых идей, изучение при этом всех «подводных камней»; -создание такой рабочей среды, чтобы задачи были выполнены в полном объёме; -определить для каждого такой участок работы, где он лучше всего сможет проявить себя; -привязка всех ролей к общим задачам |
Изыскатель
|
-обнаружение разработок и ресурсов, имеющихся за пределами команды и сообщение о них; -налаживание внешних контактов, которые могут быть полезными для команды; - нахождение подобных программ (2-5 ед.) в российском образовании с указанием ссылок; -нахождение сходных программ в ямальском образовании с указанием ссылок |
Контролёр
|
-сосредоточенность на завершении «деталей»; -проведение последовательных действий, ведущих к успеху общего дела; -доведение до конца разработку образовательных продуктов; -контроль за реализацией проекта РИП; -внимание к деталям; ориентированность на качество работы; - разработка структуры инновационной программы; -формирование пояснительной записки: актуальность, цели и задачи, ожидаемые результаты, формы и содержание работы; -соблюдение нормативных документов |
Реализатор
|
-превращение планов и концепций в практические дела; -систематическое и эффективное выполнение принятых обязательств; -претворение выдвинутых идей в практические дела; - разработка программы, описание всего материала |
Аналитик
|
-проведение анализа проблемы с прагматической точки зрения; -оценивание идеи и предложения таким образом, чтобы команда могла принять сбалансированные решения; - выбор лучших идей, а не собственных; -оценивание конкурирующих предложений; -уравновешивание оптимистических предложений оформителя и генератора идей; -сравнение разработанных программ со сходными программами, которые существуют в других регионах РФ; -сравнение с подобными программами, которые существуют по такому направлению на Ямале и описание отличий |
Генератор идей (мозговой центр, новатор-разработчик)
|
-выдвижение новых идей по теме РИП; -нахождение новых решений задач, ключевых проблем РИП; -выработка своих, оригинальных идей на основе обобщения и интеграции чужих; -переработка информации в целях формирования новых идей; -заражение новыми идеями всю команду; - обоснование вклада РИП в разработку программы; -описание инновационности созданной программы |
Эрудит
|
-сбор всей информации, необходимой для исследовательской работы; -обеспечение большим объёмом информации, необходимой для организации коллективного исследовательского процесса; - подготовка приложений к программе, т.е. разработка отдельных тем |
Оформитель
|
-получение и предоставление информации; -работа с внешними и внутренними связями; -собирание информации по тематике площадки и доведение её до команды; -техническое оформление в соответствии с требованиями; -проверка на грамотность; -размещение на сайте ОУ сведений о продукте |
Мотиватор
|
-придание законченной формы действиям команды; -придание определенных рамок групповым обсуждениям и результатам совместной деятельности команды; -проведение мероприятий, позволяющих вести команду за собой; -вытаскивание команды из рутины; -достижение очень высокого темпа работы команды; -использование разнообразных подходов к делу |
Гармонизатор
|
-поддерживание силы духа в участниках проекта; -оказание участникам команды помощи в трудных ситуациях; -улучшение взаимоотношений между членами команды; - поднятие командного настроя; -сглаживание противоречий между «трудными» личностями в одной команде, направление их усилий в конструктивное русло |
Материалы таблицы свидетельствуют о том, что педагог, решая конкретные задачи в рамках своей проектной роли, в целом решает и общие задачи РИП.
В мировой и российской практике менеджерами инновационных проектов доказано, что 80% успеха зависит именно от хорошо сформированной кросс-функциональной команды, в которой правильно распределены роли среди её участников. И это следует обязательно учитывать.
В 2019 году в реализации проекта «Матричное управление региональными инновационными площадками» принимают участие 6 образовательных организаций. В каждой из них создана команда, которая проводит интересную и продуктивную работу на рамках РИП. На площадках по-своему распределены командные роли, спроектированы конкретные задачи. При этом в каждой команде РИП формируется свой опыт реализации регионального проекта «Матричное управление региональными инновационными площадками»:
Опыт реализации проекта «Матричное управление региональными инновационными площадками» нашёл поддержку среди педагогической общественности автономного округа и был одобрен педагогическим советом Регионального института развития образования.
Настоящее издание представляет ямальский опыт реализации данного проекта и его перспективы развития.