Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » О вечных ценностях и реформах ...

О вечных ценностях и реформах преподавания


Барыбина Т. В.
учитель истории и обществознания
МОУ «СОШ №1»
г. Губкинский

 

 «С высоты птичьего полета истории видно не всё. Только то, что под тобою. Рядом. Близко. И лишь когда время возносит историка на высоту, пугающую огромной, космической глубиной, можно почувствовать непреходящий масштаб великого или случайную мелочность события».

                                                                                Дмитрий Волкогонов 

Известный советский историк Дмитрий Волкогонов в своём высказывании подчеркивает такое качество истории, как масштабность. Действительно, некоторые закономерности истории постигаются не сразу, а лишь по истечении времени. Если бы меня спросили: «Трудно ли преподавать историю?» Я бы ответила:  «Вечный поиск». Я говорю своим ученикам: «История – дама капризная. Она любит, чтобы с ней обращались уважительно, очень вежливо и нежно».  Когда мы встретились с госпожой историей в школе (а это было в 60-е годы), она была очень стройная и симпатичная. Её общественно-экономичекие формации объясняли закономерности исторического процесса, исходя из уровня экономического развития. По крайней мере, было понятно: что за чем идёт, и почему именно так происходит. Правда, если конкретный факт в эту схему не вписывался, его приходилось игнорировать, то есть попоросту не замечать. Мы, школьники, даже не догадывались, что среди учёных-историков нет единого мнения по этому вопросу, и что всемирную историю можно изучать как историю  цивилизаций и культур, и что революции не всегда бывают «локомотивами истории»[1]. Преподаватели чётко объясняли причинно-следственные связи, итоги пятилеток и материалы очередного Съезда или Пленума КПСС. Страдали ли от этого дети? Вряд ли: ведь детство должно быть счастливым, так зачем «заморачиваться»? Знали заранее, куда поступать, знали, что всегда будут обеспечены работой. Счастливое поколение: может быть, и не очень сытые, но зато спокойные были дети – октябрята, пионеры, комсомольцы. Основная движущая сила прогресса – неиссякаемый энтузиазм. « Нам песня строить и жить помогает…» Песня, а не родители. Про ипотеки не знали, ехали на комсомольские стройки, опять же с песней: «Наш адрес – не дом и не улица, нащ адрес – Советский Союз». С такими лозунгами жили, дружили, любили, рожали детей.

Судьба тех, кто изучал историю дальше, в институтах, тоже складывалась по-разному: в зависимости от того, с каким преподавателем сводила жизнь. Ведь в академических учреждениях ещё оставались «последние из могикан», те, кто застал преподавателей старой дореволюционной школы. И если судьба давала такой шанс, то ты мог прикоснуться к другой истории – загадочной и такой скрытной. Она вся сплошь состояла из одних загадок, возможностей, намеков и предположений. Сквозь едва приоткрытые щелки мы пытались попасть в этот дом, хотя бы заглянуть туда краешком глаз: какая она, настоящая история? Почему преподаватель не цитирует учебник и ничего не объясняет: материалы съезда знаешь – получи «5». Мимолётом спросит: вы не знаете Окуджаву? И опять вперед по материалам партии. Через год учёбы в институте поняли: хочешь понять её – нужно вспахивать и рыхлить, может быть, когда-нибудь и получишь урожай. Едем в археологические экспедиции, изучаем артефакты, исторические источники, придется ещё один язык учить, а может быть, и два. А как вы хотели? Хочешь знать историю страны – нужно изучать её язык, культуру и традиции. Вот такая она дама капризная: или всё тебе покажет, или ничего. А вы действительно хотите изучать историю??? Может быть, пока не поздно, идите в Высшую партийную школу, там все просто и стройно. «Да» – это да, «Нет» – это нет. Никаких тебе тенденций и интерпретаций.

Для тех, кто не отступил и приступил к пахоте, – первые открытия: в Крыму на маленьком городище Беляус кто только не  жил: и греки, и скифы, и сарматы, а древнейшая цивилизация в Двуречье сформировалась в результате ассимиляции совершенно разных народов. Археологи не находят следов борьбы:  просто поселились рядом и стали жить»[2,3]. А как же революции, ведь они движут историю? А как же найденные следы потопа? Потоп был? Тогда, может быть, и Бог есть??? Ничего себе, история!!!

Но главные наши открытия – это люди, настоящие историки: Юрий Александрович Поляков, Мария Абрамовна Молдавская, Ольга Давыдовна Дашевская, Владимир Александрович Носков. Они учили нас быть бдительными, верными своему призванию, честными по отношению к истине. Оказывается, историю создают люди: они живые энциклопедии, живые мемориалы и живые легенды. А история? Она всегда готова открывать нам свои страницы, но только тем, кто действительно хочет её понять.

С большим желанием рассказать все это детям мы пришли в начале 80-ых годов в школу, и началась … перестройка. В реальной жизни нам пришлось столкнуться с тем, о чем ещё вчера мы читали в учебниках. Реформированию подверглось всё: от экономики до системы образования и, конечно, в первую очередь, – история.  В 1994 году начался переход на концентрическую систему преподавания истории. Её суть сводилась к тому, чтобы к окончанию основной школы учащиеся закачивали изучение всего учебного курса. При этом  реформы структуры образования признавали ошибочность предыдущих, которые происходили в основном за счёт увеличения объема изучаемого материала, и даже констатировали последствия этих реформ для школьников: снижение качества образования и деструктивность личности[4,5].

В то же время намечаются положительные тенденции в преподавании: впервые предлагаются различные подходы к изучению истории. В 90-е годы в школе появилось множество новых курсов, таких как «Экономика», «Правоведение», «Мировая художественная культура», «Введение в философию», «Введение в социологию» и другие. Причём, большинство из этих учебников написали узкие специалисты: экономисты, правоведы, социологи и политологи. В начале XXI века преподавателей истории и методистов волнует вопрос: что является основной целью изучения истории в школе: «По всей видимости, основной целью преподавания истории в школе является саморазвитие школьника как личности, как кульурно-исторического субъекта» [6].

Школьная история антропологизировалась. В ней вместо формаций появились живые люди: субъекты истории. На мой взгляд, это первый важный урок при изучении истории: изучение объективных процессов через субъективный фактор, через изучение отдельных личностей. А в русской истории примеров того, как личности влияют на ход истории, предостаточно. Изучение истории, сквозь призму деятельности выдающихся личностей – это «хорошо забытое старое», основной принцип изучения истории в дореволюционной России.

Современная методика преподавания истории предлагает работу по изучению деятельности исторических личностей в контексте работы с историческими источниками и произведениями искусства. При изучении произведений искусства ученики узнают, что искусство, являясь специфической формой освоения действительности и своеобразным средством общения, также может выступать как  историческиий источник. Так, на уроках истории Отечества в 6 классе, изучая тему  «Борьба Руси с западными завоевателями», учитель может предложить учащимся фрагмент Лаврентьевской летописи, в котором содержится портрет Александра Невского: «Глас его акы  труба в народе, и лице его аки лице Есифа, иже поставил его Егупетьскый цесарь втораго цесаря в Егупте; сила бе его часть от силы Самсоня; дал бе ему Бог премудрость Соломоню, и храбрьство же акы цесаря Римьскаго Еуспасьяна, иже бе пленил всю Подъиюдейскую землю. ...Такоже и сий князь Олександр бе побежая, а не победим». К тексту летописи предлагаются следующие вопросы: как вы думаете, почему автор сравнивает Александра Невского с великими людьми  древности, на основе конкретных примеров из жизни Александра  Невского дайте оценку его деятельности. » [7].

При изучении темы «Смутное время» старшеклассникам предлагается изучить историю создания памятника Минину и Пожарскому на Красной площади и ответить на вопрос: кто является автором этого памятника, на какие средства он был построен и почему автор сделал на этом памятнике следующую  надпись «Гражданину Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия. Лето 1818». На мой взгляд, эти задания дают прекрасную возможность для изучения основ гражданского общества в России и воспитания учащихся на патриотических примерах»[8].

В курсе современной истории России при изучении темы «Российская Федерация в 1990-е гг. XX - начале XXI в.» можно использовать фрагмент «Обращения Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР к советскому народу» от 18 августа 1991 года: «Наш многонациональный народ веками жил исполненный гордости за свою Родину, мы не стыдились своих патриотических чувств и считаем естественным и законным растить нынешнее и грядущее поколения граждан нашей великой державы в этом духе. Бездействовать в этот критический для судеб Отечества час – значит взять на себя тяжелую ответственность за трагические, поистине непредсказуемые последствия. (…) Мы зовём всех истинных патриотов, людей доброй воли положить конец нынешнему смутному времени. Призываем всех граждан Советского Союза осознать свой долг перед Родиной и оказать всемерную поддержку Государственному комитету по чрезвычайному положению в СССР, усилиям по выводу страны из кризиса». Предлагаются следующие вопросы к этому обращению: как понимают патриотизм авторы представленного обращения, с какими идеями авторов обращения вы согласны, а с какими идеями вы могли бы поспорить, насколько такое обращение воздействует на патриотические чувства человека? [9].

Можно предложить учащимся сравнить события Смутного времени начала XVII века и события августа 1991 года. Изучив факты, учащиеся замечают – что-то не стыкуется. Но что? Подумали и поняли: во время Смуты произошло пресечение династии, появиляются самозванцы, начинается интервенция, и патриарх Гермоген обащается к народу с призывом освободить Москву от поляков и избрать законного правителя. А в 1991 году Б.Н. Ельцин является законным, легитимным правителем, первым избранным президентом Российской Федерации [10].

Совсем небольшая разница, а как меняется отношение к фактам. Сравнение фактов и проведение аналогий из древней, новой и современной истории – прекрасная возможность для воспитания патриотизма и изучения основ гражданского общества в России. На мой взгляд, это ещё один очень важный урок, который мы получили, преподавая историю: необходимо быть очень бдительным. Особенно сегодня, когда история стала серьезным инструментом политики, необходимо комплексное её изучение, подробный анализ всех событий и их грамотная интерпретация. Ведь история – это наука, и поэтому задача учителя истории – находить объяснение всем фактам, какими бы нелепыми они нам не казались, для того чтобы понимать свою историю и  учиться на своих ошибках. Хотелось бы привести высказывания выдающегося историка XIX столетия Василия Осиповича Ключевского: «Почему люди так любят изучать своё прошлое, свою историю? Вероятно, потому же, почему человек, споктнувшись с разбегу, любит, поднявшись, оглянуться на место падения …История, говорят не учившиеся истории, а только философствующие о ней, никого ничему и не научила. Если даже это и правда, истории это нисколько не касается как науки: не цветы виноваты в том, что слепой их не видит. Но и это не правда: история учит даже тех, кто у неё не учится; она их проучивает за невежество и пренебрежение. Кто действует помимо неё или вопреки ей, тот всегда в конце концов жалеет о своём отношении к ней» [11].

Ещё один важный урок, который мы получили, изучая историю, это – разобщенность и отрывочность знаний о ней. Мотивация учащихся познавать предмет многократно возрастает, если мы изучаем историю в комплексе с другими науками. Оказывается, своя история есть и у математики, и у физики, и у литературы. Своя история есть у каждой семьи, рода, страны и цивилизации. Вот какая она многогранная и многоликая – наша история. Если посмотреть на неё с этой сторны, то станет понятным характер американца, француза и китайца. Мои ученики говорят мне: у каждого своя история, и у каждого человека своя правда. Но, если ты прислушаешься, настроешься на его, совсем другого и такого непонятного, волну, то тебе приоткроется совсем другая история. Самые интересные уроки – интегрированные: история с физикой, история с литературой, история с обществознанием, история с основами мировых религиозных культур. Именно на таких история уроках открывается нам с другой стороны. В 2010 году в качестве эксперимента, а затем и в качестве обязательного предмета в школе обрел право на существование новый предмет – основы мировых религиозных культур и светской этики. И родители, и учащиеся в начале эксперимента выражали опасение: «Что же теперь религию в школах будут преподавать»? Но уже самые первые уроки показали, как нужен этот предмет детям. Оказалось, что именно дети способны на серьезное и глубокое осмысление таких понятий, как «Добро» и «Зло», «Совесть» и «Раскаяние» [12].

Оказывается в изучении истории главное – это не сам предмет, а истина, которую нужно постичь самому. В методических рекомендациях по преподаванию истории в 2016/17 учебном году целью изучения истории в основной школе является образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом[13]. При формулировке цели преподавания таким образом уже заложены такие методологические принципы, как целостность при изучении различных исторических явлений и исследовательский подход, который предполагает работу с историческими источниками. Это ещё один урок, который нам преподносит изучение истории: хочешь познать истину – исследуй первопричину.

Часто можно услышать рассуждения преподавателей, какое открытие может сделать ученик 5 или 6 класса? На мой взгляд, может. Пусть его первое открытие будет только его личным открытием о членах своей семьи, её традициях. А дальше ему захочется узнать что-то новое об истории своей школы, города или поселка. Так формируется исследовательский подход к изучению истории[14].

Таким образом, все уроки, которые нам преподности история сводятся к одному самому главному уроку: реформы могут изменять только форму преподавания, а изучение истории сводится к постижению вечных законов развития человека и общества.

Список использованной литературы

1.    Драбкин Я.С. О революциях. Размышления старого историка. Обществознание в школе. – №3, 1998.

2.    Авдиев В.И. История Древнего Востока. – Л.: Госполитиздат, 1953.

3.    Древнее крымское поселение Беляус. http://crimeanblog.blogspot.ru

4.    Алексеева Л.В. Тридцать вопросов и ответов по теории и методике преподавания истории. – Издание Нижневартовского пединститута: Нижневартовск, 2004.

5.     Проблемы исторического и обществоведческого образования. Преподавание истории и обществознания в школе. – №1, 2000.

6.    Саплина Е.В. Как сделать эффективным урок истории. Преподавание истории в школе. – №6, 2001.

7.    Данилов А. А. Косулина Л.Г. История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: учебник для общеобразоват. Учреждений. - М.: Просвещение, 2015.

8.    Данилов А. А. Косулина Л.Г. История России. Конец XVI – VIII век. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2015.

9.    Актуальные проблемы преподавания истории и обществзнания в образовательных организациях. Коллективная монография. Ч.3 –

Изд-во Нижневартовского государственного ун-та: Нижневартовск, 2016.

10.Данилов А. А. Косулина Л.Г. История России. XX – начало XXI века. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2015.

11.Сергей Воробьев. Об исторической памяти. http://sergeyurich.livejournal.com/319110.html

12. Приложение №1.

13.  Методические рекомендации по преподаванию истории в 2016-2017 учебном году. ГАУ ДПО ЯНАО «Региональный институт развития образования» – Салехард, 2016.

14. Исследовательские работы школьников: возможности, тенденции, результаты. – Преподавание истории в школе, №1, 2000.

 

Приложение №1. Фрагмент интегрированного урока по основам мировых религиозных культур в 4 классе по теме «Добро и зло».

Авторы: учитель истории и обществознания Барыбина Т.В.,

               учитель русского языка и литературы Уразаева М.Н.

Рассказ учителя истории. Евангелие рассказывает, как один из самых близких учеников Христа апостол Пётр убежал в минуту ареста Учителя. Всю ночь он таился от людей. Наконец одна женщина присмотрелась к нему и сказала: "Так вот он всегда ходил с этим арестованным Иисусом!" Пётр стал отпираться: "Не знаю, что ты говоришь". Он сделал несколько шагов, и вновь люди заголосили: "Да, точно, этот был с тем преступником!" И снова Пётр отрёкся, даже поклявшись, что не знает Иисуса. Через час ему пришлось ещё раз поклясться в том же самом. Так за одну ночь он трижды отрёкся от Христа.

И тут петух пропел утреннюю зарю... Пётр вспомнил, что ещё вечером Христос сказал ему слова, оказавшиеся пророческими: "Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоёт петух, трижды отречёшься от Меня". Тогда Пётр мужественно ответил: "Хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя". Теперь же при крике петуха Пётр вспомнил это предсказание Христа и заплакал от горького стыда, этих слезах обновилась его душа. Впредь он не будет бояться ничего, будет проповедовать учение Христа и за это будет казнён.

Вопросы к тексту учителя истории:

·      Почему Пётр отрекся от своего учителя?

·      Как автор текста описывает эту ситуацию?

·      Осуждает ли автор текста Петра?

·      Смог ли Пётр искупить этот грех?

Комментарий учителя литературы:

 Когда человек предаёт тех, кто любит его, душа не может радоваться, она страдает и человеку от этого плохо. Даже разум иногда может оправдывать такой поступок. Он может шептать:  "Но от тебя ничего ведь не зависело! Так будет лучше для всех! Никто ничего не узнает, а тебе будет хорошо!" От этих лукавых "мудрых советов" человека защищает совесть. Вложив совесть в человека, Творец поручил ей два дела: перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек; после ошибки совесть человека срабатывает как тревога: "Так нельзя! Исправься!"

У совести есть очень важная особенность: если забыть о нанесённых ею ранах, они никогда не зарастут. Даже спустя многие годы совесть может напомнить о былой неправде. Поэтому самое главное в жизни человека - быть в ладу со своей совестью. Надо уметь её слышать и поступать по её подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.

- Как же быть, если плохой поступок уже совершён?

- Как вы думаете, ребята, что означает раскаяться в своей ошибке?

Комментарий учителя истории:

Раскаяние или покаяние – это осмысление своих поступков и изменение той оценки, которую сам человек им даёт. Тот поступок, который раньше виделся человеку хорошим, смешным, остроумным, даже необходимым, теперь может казаться глупым, нечестным, трусливым.

Первый шаг в раскаянии – согласие человека с протестующим криком своей совести. Второй шаг в раскаянии –  изменение своих стремлений.

Раскаяние совсем не похоже на признание своей математической ошибки. Песенка Крокодила Гены « Может мы обидели кого-то зря, календарь закроет старый лист…» хороша именно по отношению к тем ошибкам, которые бывают в  школьных тетрадках. Понял, что допустил ошибку, исправил её,  – ничего, учись дальше... Но когда речь идёт о злых поступках, при покаянии надо не просто признать свою ошибку, а разозлиться на неё. Кающийся человек именно ненавидит свой поступок, выталкивая его из своей жизни и, из своего сердца. Иногда даже плачет. В этом нет никакого стыда. Это плачет сама душа человека. Она становится мягче, чище, светлее.

 


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт