Послушание – одна из основ духовной жизни христианина.
Но современному человеку бывает трудно понять эту добродетель,
еще сложнее ее усвоить.
(Митрополит Саратовского и ВольскогоЛонгина)
В течение почти тысячи лет жизнь Российского народа была проникнута традициями Православия, ценности которого определяли и деятельность государства, и социальные отношения, и жизнь семьи, и поступки каждого человека (ребёнка) в отдельности. Особую роль в формировании гармонично развитой личности ребёнка играет духовно-нравственное воспитание.
Проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников всегда была и будет актуальной. Задача вырастить молодое поколение добрым, честным, трудолюбивым, ответственным, справедливым стояла не только перед нашими отцами и дедами, но и во все прежние века и тысячелетия.
Основанием или фундаментом нравственного воспитания и первейшей добродетелью каждого ребенка, без сомнения, должно быть послушание. В послушании объединяются и другие важные качества, такие, как доверие, почитание родителей и уважение к старшим, совестливость, правдивость, добрая услужливость и др. Без послушания трудно осуществить нравственное воспитание детей. Послушание является свойством разумной личности, способной к управлению своими эмоциями, к планированию своей деятельности, к созиданию и творчеству, а также – к преодолению неизбежных препятствий и сложностей на жизненном пути. Послушание – это следование тому, что было услышано. Этим услышанным может быть и высказанная мысль другого человека, и смысл происходящих исторических событий.
Одна из самых сложных задач в современном XXI веке – воспитать послушание в детях. В христианстве оно издревле считалось одной из основных добродетелей. В последнее время в нашей стране насаждаются западные ценности, которые противоречат идее послушания по всем пунктам. Западная система воспитания устанавливает во главе всего полную свободу всех от всего, воспитывают совершенного индивидуалиста, человека, которому важно только его личное (выгода, ценность, запросы и желания). Дети перестали уважать старших и прислушиваться к их мудрым советам, слушают и слышат только себя, думают толькоо себе, живут только для себя и в этом смысл их жизни. И вот здесь уместно вспомнить пятую заповедь Божью «Почитай отца твоего и матерь твою», которая говорит о важности положительного, благоговейного отношения к родителям, а также о послушании им. Мне импонирует воспитание детей в семье у восточных народов: узбеков, таджиков, киргизов, дагестанцев, азербайджанцев и др. В их семьях столетиями воспитывается уважение и почитание старших.
К сожалению, сегодня эта заповедь грубо нарушается основной частью молодёжи, детей младшего, среднего и старшего школьного возраста у нас в России.
Именно поэтому, с моей точки зрения, ведущая роль в формировании духовно-нравственных ценностей у детейпринадлежитсемье. Семья – это коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Она является одним из традиционных институтов, в котором происходит самопознание и удовлетворение потребности ребёнка в любви, заботе, ласке, уважении и общении.Послушание в самом общем смысле этого слова воспитывается в семье. То, что малыш приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Семья – это колыбель духовного развития ребёнка. В той России, которая была христианским православным государством, законодательно подчеркивалась важность и неотъемлемость родительской власти. Сам Господь дает родителям власть над своими детьми, но надо иметь в виду, что в Церкви власть понимается не как власть произвола, а как власть любви. Речь идет о том, что родители любят своих детей, относятся к ним с любовью и, если нужно, ограждают своих чад от ошибок, направляют их жизнь в богоугодное русло.
Сущность воспитания в семье состоит, прежде всего, в приучении к христианскому послушанию, «которое есть путь к самообладанию и истинной свободе». «Все обязанности ребенка сосредоточиваются в обязанности повиновения, и самый отличительный грех юности есть непослушание». На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывается последующая социальная и духовная состоятельность личности.
Взращивается послушание только личным примером отклика родителей на нужду и просьбу ребенка, внимательностью супругов друг к другу и отзывчивостью к окружающим людям. С первых мгновений жизни мы окружаем ребенка вниманием и заботой. И чем искреннее, чем радостнее и теплее будет этот отклик, тем с большей легкостью в будущем можно будет научить ребенка послушанию. Именно этот сердечный отклик родителей на призыв ребенка о помощи является первым неосознанным, но глубинным знакомством ребенка с послушанием как главным способом взаимоотношений между людьми. Доброта и искренность в детско-родительских отношениях необходимы всегда, но особенно это важно для личностного становления ребенка в возрасте до 3-х лет, т.к. именно в этот период закладывается фундамент характера ребенка. Важно буквально с пелёнок сотрудничать с ребёнком, давать детям возможность принимать какие-то решения, чувствовать ответственность за свои действия. Например, иногда посоветоваться со своим ребёнком, что мы будем сейчас делать: можно остаться на игровой площадке и поиграть ещё немного, но тогда мы просто не успеем посмотреть мультик, который планировали на вечер. Спросить: «Как ты думаешь, что важнее?». И ребёнок сам выбирает. И если он остаётся на прогулке, то лишается того, что посчитал ненужным, увлечённый игрой. Зато дома, если он попросит вас включить мультик, вы напомните ему, что он не успевает это сделать, так как гулял дольше обычного. И тут нужна твёрдость – первый и единственный раз. Раз уж решение принято, его выполняют. Чтобы в другой раз малыш подошёл к этому вопросу серьёзнее.
Послушные дети – это радость родителей, и чтобы эта радость была долгой, необходимо формировать послушание именно с принятия христианских ценностей семьей, так как именно они приносят добрые плоды, вызывая заинтересованность и благодарность членов семьи, способствует формированию семейных традиций.Послушание родителям – это есть исполнение заповеди Божией. Послушание приводит к благу, а тот человек, который прислушивается к своим родителям, чаще бывает счастлив.
Литература:
1. Акутина С.П. Педагогические условия эффективного взаимодействия семьи и школы по воспитанию духовно-нравственных ценностей у старшеклассников// Образование и общество, №1, 2009.
2. Ильин И.А. Значение семьи// «Просветитель», № 1, 2006.
3. Материалы сайта http://www.orthedu.ru/vospitanie/14293-o-iskusstve-poslushaniya-v-seme.html
4. Материалы сайтаhttp://www.pravoslavie.ru/78749.html