Баландин Андрей Вячеславович,
ГУ «Северное издательство» (Редакция газеты «Красный Север»),
г. Салехард
О благотворительности, как неотъемлемой части церковной жизни нашей страны, известно с 988 года. Крестив Киевскую Русь, князь Владимир, согласно Первоначальной летописи, велел: «Всякому нищему и убогому приходити на двор княжь и взимати всяку потребу, питие и ядение». Трудно представить, чтобы и без того влиятельный святой князь, добровольно ограничивший свои управленческие полномочия, алкал народной популярности и занимался бы благотворительностью в угоду собственному тщеславию. Не мог Владимир Святославович в силу особой исторической миссии не понимать, что всё его благотворчество вершится во Славу Божию. И только в этом имеет духовную ценность. Может быть, поэтому его начинание и получило такое развитие: неимущих не только кормили, но и бесплатно лечили, а погорельцев обеспечивали новым жильем.
Общеизвестны факты о том, как потомки и последователи Владимира Крестителя продолжали начатое им, финансируя и весьма затратное церковное строительство. Развитие православных приходов, в свою очередь, позволило духовенству заниматься масштабной благотворительной деятельностью. Так, одно доброе дело порождало множество богоугодных свершений, оформляя контуры православной благотворительной культуры…
Накануне православной Пасхи 2017 года ГУ «Северное издательство» выпустило серию благотворительных почтовых открыток и марок. Цель у этой акции была простая – собрать некоторую сумму на строительство кафедрального собора Преображения Господня в Салехарде и порадовать тех, кто купит эту полиграфическую продукцию, её праздничным контентом. Проект реализовался за счет финансовых возможностей учреждения «Северное издательство».
Отметим, что история почтово-благотворительных марок России имеет более чем вековую историю. В 1904 году, с началом русско-японской войны, по инициативе Императорского женского патриотического общества начался сбор пожертвований в пользу детей-сирот бойцов действующей армии. С тех пор отечественная благотворительная марка помогала множеству семей военнослужащих, финансировала оборонные займы Первой мировой, боролась с голодом и даже способствовала развитию отечественного авиастроения. Не участвовала она только в сборе пожертвований на строительство храмов. В дореволюционной России в этом просто не было нужды. А после событий 1917 года стало невозможно…
Получив благословение архиепископа Салехардского и Ново-Уренгойского Николая на труды, коллектив издательства приступил к реализации проекта. Как ни странно, напечатать марки и открытки оказалось намного проще, чем убедить людей в бескорыстной сущности этого начинания.
Увы, но иные, даже вполне образованные люди, не понимают высшей цели, ради которой существует благотворительность. Любое доброе дело они рассматривают с практической точки зрения, отрицая его божественное начало. Вопрос «А как вы проконтролируете, что собранные деньги церковь израсходует по назначению?», к сожалению, в те дни нам задавали очень многие. Порой такие рассуждения приходилось слышать и от коллег, называвших себя «православными по культуре».
Так, совершенно неожиданно мы столкнулись с застарелой проблемой, доставшейся российскому обществу со времен большевистских гонений на церковь. Вожди ВКП(б) считали, что «буржуазная филантропия» (так они называли благотворительность) служит прикрытием для «эксплуататорской сущности» отечественного предпринимательства. То есть рассуждали в точности так, как это делают наши современники, пекущиеся о «правильном» расходовании пожертвований.
Общеизвестно, что при Советах помощь голодающим Поволжья принималась далеко не от всех, кто стремился к спасению людей. Вместе с тем под предлогом сбора средств для голодающих прошло масштабное изъятие церковных ценностей. Итог такой политики известен: около пяти миллионов умерших от голода россиян и разорение форпостов благотворительности – православных приходов.
Волей-неволей акцент информационного сопровождения нашего благотворительного «марочного» проекта сместился в сторону разъяснительной работы. И как бы ни хотелось нам по-светски углубиться в историю почтового дела, мы сосредоточились на беседе о духовной сущности сбора пожертвований на храмовое строительство. Попутно и сами учились мудрости у святых отцов, призывавших не сомневаться в том, как собранные деньги будут израсходованы – «правильно» или «неправильно». Преподобный Амвросий говорил по этому поводу, что благотворение приносит пользу нашей душе, «если не судим и не доверяем своему помыслу, что будто бы средства эти не так употребляются».
Комментируя идею и смысл проекта газете «Красный Север», иерей Сергей Кузнецов, пресс-секретарь Салехардской епархии сказал: « Когда мы хотим кого-то поблагодарить, то чаще всего вручаем подарок. Такой, чтобы сравнился с чувством благодарности в душе. От всего сердца. Наши благочестивые предки нашли возможность поблагодарить самого Главного Благодетеля за жизнь, за солнце и небо, за Его любовь. В дар Ему они строили храмы. И не просто от себя, а от всех. Это называлось всем миром. По кирпичику, по мере сил возводили свой подарок Богу. Так появился и самый главный храм страны – собор Христа Спасителя. Деньги на него собирала вся Россия. И каждый жертвовал, сколько мог. Значительная часть денег шла из государственной казны. Эта традиция не забыта в наши дни. В столице Ямала тоже строят храм в благодарность Господу. Тоже всем миром. Закладной камень пятиглавого Преображенского собора освящен 4 марта 2012 года. Сегодня его золоченые кресты благодатно изменили облик старого Салехарда. Из любой точки города видны купола храма, они словно наполняют светом пространство улиц и площадей. Но до завершения строительства еще далеко. Чтобы каждый смог принять участие в благом деле, Салехардской епархией выпущены символические именные кирпичики. Их можно купить в церковной лавке на любую сумму себе или в подарок близким. А имя владельца навечно будет занесено в книгу дарителей, которая будет храниться в алтарной части собора. Правда уникальная возможность, поздравляя с праздником друг друга, выразить тем самым благодарность Главному Благодетелю? Преподнести свой дар Спасителю. Всем миром. Как наши благочестивые предки …»
Работники издательства бескорыстно и усердно трудились над проектом. Их скромные труды, как и планировалось, увенчались выпуском тиража в две тысячи марок и почтовых открыток. Благодаря договорённости с руководством окружного Управления Федеральной почтовой службы России часть продукции распространялась через почтовые отделения в городах Ямала. Остальные марки и открытки продавались в церковных лавках ямальских благочиний. Вырученные средства поступили на банковский счет, куда стекаются пожертвования на строительство кафедрального собора. И как бы мала ни была эта сумма, все участники марочного проекта почувствовали сопричастность к большому духоподъемному делу. И были в числе первых покупателей тех самых марок и открыток, которые потом рассылали своим родным и близким. Люди брали ручки и, как в старину, выводили на открытке слова-поздравления «Христос Воскресе!»