Районный семинар«Обобщение положительного опыта работы педагогов по подготовке выпускников XI классов к сдаче единого государственного экзамена» Выступление на секции «Математика» учителя математики высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ №1» п.г.т. Уренгой Пуровского района ЯНАО Сусловой Натальи Викторовны Вопросы, связанные с подготовкой и проведением ЕГЭ, до сих пор стоят довольно остро, несмотря на то, что эта форма итоговой аттестации обучающихся стала реальностью. Математика – обязательный для всех выпускников средней школы экзамен, и альтернативы ЕГЭ как формы его проведения сегодня нет. При неоднозначном отношении к ЕГЭ, мы, учителя математики, понимаем, что невозможно достичь высоких результатов по сдачи ЕГЭ без системной, долгой, продуманной работы по подготовки учащихся к независимой экспертизе качества знаний выпускных и вступительных экзаменов. Конечно, задания ЕГЭ составлены в пределах школьной программы, но все они рассчитаны на максимальную стимуляцию нестандартного мышления при его выполнении. Невольно встал вопрос: «Как подготовить всех детей к успешной сдачи ЕГЭ?» Научить школьника математике и подготовить к успешному написанию ЕГЭ по математике – это две абсолютно разные вещи. Думаю, что это осознал каждый школьный учитель, и каждый встал перед вопросом: «С чего начать?» Первое, с чего начинаю – это подготовительная работа по подготовки к ЕГЭ: 1. тщательно изучаю демоверсию ЕГЭ (цель – понять особенности заданий, которые будут предложены учащимся в этом году); 2. оцениваю готовность учащихся к ЕГЭ, выявляю проблемы, как для данного класса, так и индивидуально для каждого ученика; 3. планирую работу по развитию навыков выполнения первой части экзаменационного задания; 4. веду психологическую подготовку обучающихся к ЕГЭ, не пугаю школьников предстоящим ЕГЭ, убеждаю их в том, что если очень постараться, то можно получить вполне приличный балл. Второе – повторение пройденного материала На этом этапе разрабатываю план подготовки к ЕГЭ, который включает в себя список ключевых тем для повторения. Это позволит параллельно с изучением нового материала системно повторить пройденное ранее. Используя, литературу «3000 задач ЕГЭ» начиная с 10 класса, провожу зачеты по заданиям части В(1-15) следующим образом. Ребята дома решают все задания части, например В1, затем сдают теорию по этой части, затем на зачете решают любые 10 заданий при мне. На выполнение заданий отводится 2 недели, тот кто не сдает зачет, приходит ещё раз. Результаты зачета доводятся до сведения классного руководителя и родителей. В течении 2 недель ребята в любое время задают вопросы по непонятным задачам. Стараюсь выслушать все подходы к решению каждой задачи и только потом раскрываю секреты, где и как можно было решить задачу быстро и хитро, чтобы сэкономить время. Третье – организация и проведение мониторингов В СТАТГРАДЕ мониторинг по математике включает в себя диагностические работы в формате ЕГЭ, но и регулярные тренировочные работы. Основная цель подобных работ – оперативное получение информации о качестве усвоения определенных тем, анализ типичных ошибок и организация индивидуальной работы с учащимися по устранению пробелов в знаниях. Наша школа ведёт строгий учет результатов выполнения таких работ. Ребята выполняют работы над ошибками каждой проверочной работы: результаты оперативно доводятся до сведения родителей, что, в свою очередь, благоприятно сказывается на дальнейшем процессе обучения. Четвертое - устные упражнения В целях эффективного использования времени на экзамене, учу школьников приемам быстрого и рационального счета. Например, добиваться применения формулы корней квадратного уравнения с четным вторым коэффициентом, разложением на множители подкоренного выражения при извлечении квадратного корня, вычислении значения дробного выражения вида . Использую в работе математические тренажеры, предназначенные для закрепления навыков счета и усвоения основных алгебраических формул. Для достижения правильности и беглости устных вычислений, преобразований, решения задач в течение всех лет обучения в среднем и старшем звене на каждом уроке стараюсь отводить 5-7 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса. Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, требуют осознанного усвоения учебного материала; при их выполнении развивается память, речь, внимание, быстрота реакции. Практика показала, что систематическая работа с УС способствует значительному повышению продуктивности вычислений и преобразований. Сокращается время на выполнение таких операций, как решение КВУР, линейных неравенств и неравенств 2-ой степени, разложение на множители, построение графиков функций, преобразования иррациональных выражений и другие. Эти операции переходят из разряда самостоятельной задачи в разряд вспомогательной и становятся инструментом (“таблицей умножения”) для решения более сложных задач. Пятое – использование ИКТ при подготовке к ЕГЭ Но помимо работы с учителем учащиеся должны и самостоятельно получать знания, поэтому рекомендую учащимся сайты Интернета, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, работы в режиме он-лайн . 1. сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Можно скачать ДЕМО-версии ЕГЭ-2014 по всем предметам, в том числе и по математике. Есть Открытый банк заданий ЕГЭ по предметам; 2. официальный информационный портал ЕГЭ. Общие сведения о ЕГЭ (расписание, бланки, советы, демоверсии, консультации и т.д.), материалы для выпускников 11-х классов и поступающих в ВУЗы и ССУЗы; 3. официальный сайт Рособрнадзора; 4. "ЕГЭ-портал. Мы знаем о ЕГЭ все" http://4ege.ru/novosti-ege/1532-shkala-perevoda-ballov-ege.html; 5. открытый банк заданий по математике ЕГЭ-2013; 6. сайт Ларина А.А. «Математика. Репетитор». Есть генератор вариантов ЕГЭ; 7. Д. Гущин "Решу ЕГЭ". Базы заданий для портала «РЕШУ ЕГЭ» составлены на основе следующих источников: задания открытых банков и официальных сборников для подготовки к ЕГЭ; демонстрационные версии ЕГЭ и экзаменационные задания, разработанные ФИПИ; диагностические работы, подготовленные МИОО; тренировочные работы, проводимые органами управления образованием в различных регионах Российской Федерации. Все используемые в системе задания снабжены ответами и подробными решениями; 8. ЕГЭ I ГИА. Информационный образовательный портал. Документы, материалы, пособия, пробники к ЕГЭ и ГИА. http://egeigia.ru/; 9. учебные (справочные) пособия для подготовки к ЕГЭ (книги, сборники тестов в форматах djvu/zip и pdf/zip) http://www.alleng.ru/edu/math3.htm. Особенно часто использую в работе сайт Александра Ларина. Обучающиеся решают различные варианты, проверяю, данные вношу в таблицу, и в течение года я вижу динамику каждого обучающегося. Задания, с которыми ребята не смогли разобраться самостоятельно, прорешиваем на консультациях или уроках. Очень важны уроки итогового повторения в конце 11 класса. Они дифференцированно орентированны. Без ИКТ на этих уроках на обойтись: слайды с устными заданиями, с тестовыми заданиями ( uztest.ru), с заданиями из 2 части, с показами готового решения и оформления для проверки, видеоуроки ( http://egetrener.ru/ ) Шестое – дифференцированная работа с классом Для качественной подготовки школьников к экзамену определены три группы учащихся: первая группа – учащиеся, которые имеют минимум знаний и рассчитывают лишь преодолеть порог успешности (5-6 заданий); вторая группа – учащиеся, которые поставили перед собой цель – получить не очень высокие баллы (на уровне 45-60 баллов по 100-балльной шкале), но достаточные для поступления в вуз, не предъявляющий высоких требований к уровню математической подготовки; третья группа – учащиеся, которые хотят получить высокие баллы (больше 60 баллов по 100 балльной шкале), необходимые для поступления в технические вузы. Для каждой группы определена своя линия подготовки к ЕГЭ. Учащимся первой группы необходимо преодолеть рубеж 5 – 6 заданий части В. Выявляются сильные и слабые стороны математической подготовки каждого ученика, и работаем с теми заданиями, которые уже получаются, добавляя посильные задания из уже усвоенного материала. Выполняем осмысленную отработку базовых математических навыков, не забывая попутно о критическом мышлении. Для второй группы необходимо уверенно выполнять 9-15 заданий части В. Желательно и С1. Цель работы – сформировать навыки самопроверки и добиться устойчивого результата по работе с задачами первой части (на уровне – 9-15 заданий), повторить темы, дающие возможность решения определенных заданий части С. С третьей группой вырабатываю умение уверенно выполнять 14-15 заданий части В, задания 1,2 части С, определяю его возможности относительно заданий С3-С6. С такими учащимися регулярно решаем задания, развивающие творческие способности учащихся к решению задач повышенного уровня сложности. В каждодневной работе использую указанную уровневую дифференциацию. При таком подходе каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности. Для реализации принципа дифференциации мною собран банк упражнений по определенным заданиям первой и второй частей контрольно-измерительных материалов с образцами решений, рекомендациями по их выполнению. Седьмое – временной. Все тренировочные тесты стараюсь проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя – за какое время сколько заданий они успевают решить. Восьмое – контролирующий. Максимализация нагрузки по содержанию и по времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов. Следуя этим принципам, формирую у учеников навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля. Применяются различные приемы подачи материала и организации работы ученика: индивидуальные рабочие листочки (аналоги рабочих тетрадей), в которых предлагается заполнить пропуски, закончить решение, решить по образцу, найти и исправить ошибку, выявить список теорем из готового решения, по рисунку выявить максимум теорем связывающих его элементы и т.д. Для младших школьников (5-6 класс) возможны игровые формы проведения урока. В работе с учениками я использую следующие свои собственные подходы, приемы и методики:
Имеются необходимые знания и опыт работы с трудными темами, методики упрощения математических алгоритмов, обучения ПОИСКУ решения конкурсных задач, анализу влияния условий геометрической задачи на рисунок (геометрия в движении). В работе используются различного вида карточки, таблицы, наглядные пособия (по стереометрии), в 95% случаев с учеником ведется отдельная теоретическая тетрадь для записи формул, теорем, блок-схемой, алгоритмов решения типовых заданий и др. Моя цель состоит в том, чтобы помочь каждому школьнику научиться быстро решать задачи, оформлять их чётко и компактно. Развиваю способность мыслить свободно, без страха, творчески. Стараюсь давать возможность каждому школьнику расти настолько, насколько он способен. |