Наговицына Мария Геннадиевна
МОУ Школа с. Аксарка
Приуральский район, село Аксарка
Работа с учащимися «группы риска» занимает особое место в циклограмме преподавателя и классного руководителя. В педагогике к учащимся «группы риска» относятся дети с различными формами психической и социальной дезадаптации, педагогически и социально запущенные дети, социально незащищённые и ученики с девиантным поведением.
Приятно, что за последние 18 лет детская и подростковая преступность по России снизилась почти в 16 раз [1].
Таблица №1
Количество детей и подростков, содержащихся в колониях для несовершеннолетних
|
2000 |
2005 |
2010 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Кол-во подростков в местах заключения свободы |
925,1 |
823,4 |
819,3 |
639,9 |
630,1 |
602,2 |
563,2 |
От 14 до 15 включительно |
1,5 |
1 |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
От 16 до 18 включительно |
11,4 |
9,7 |
3,1 |
1,2 |
1,2 |
1 |
0,9 |
С начала 2019 года в Ямало-Ненецком автономном округе значительно уменьшилось количество преступлений, совершенных подростками. Так, по сравнению с периодом прошлого года, когда было зарегистрировано 76 преступлений, показатель снизился на 43 % – до 43 [2].
Однако количество детей из неблагополучных семей и детей, состоящих на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних, растёт. Вызывает опасения и то, что детская преступность помолодела: всё чаще совершаются преступления учениками до 14 лет. Также отмечается тенденция к увеличению преступности среди детей из благополучных семей. Растёт число разводов, увеличивается число семей с крайне неблагоприятным финансовым положением, что негативно влияет на подростков. Это приводит к увеличению числа детей с отклоняющимся поведением [3].
В этих условиях особая ответственность возлагается на педагогов, чья задача – вовремя выявить учеников, склонных к поведенческим отклонениям, выстроить тактику педагогического воздействия с ними и вести непрерывную воспитательную работу.
Форм, способов работы и воспитания «трудных» детей множество, но как учитель-словесник я хочу рассмотреть один из способов обогащения духовно-нравственного мира подростков при помощи изучения на внеурочных занятиях древнерусских памятников литературы.
Цель таких занятий – дать верный нравственный ориентир учащимся с отклоняющимся поведением. Данная работа служит для демонстрации опыта работы с детьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации и значима тем, что может использоваться в качестве методического пособия, поскольку имеет практическую значимость и прошла апробацию.
Как правило, учащиеся «группы риска» в силу различных причин имеют искажённое представление о нравственности. Зачастую в этом виновато отсутствие рядом положительного примера. Если дурной пример заразителен, то почему не может быть заразителен пример хороший? По словам Ж. Жубера, французского писателя-моралиста, «детям больше нужен пример для подражания, чем критика». Можно предположить, что воспитание через литературу станет якорем, который удержит ребёнка от аморальных или противоправных поступков.
Особенно тщательно следует подходить к выбору литературы для обсуждения её с подростками «категории риска». Произведения должны быть небольшими (у таких учеников, как правило, снижена учебная мотивация, они не любят и не хотят читать), произведения должны быть близки, понятны, интересны и полезны в обсуждении.
Ярким образцом служения вере, правде, духовности и благородству являются печатные памятники древнерусской литературы: жития (агиографии), хождения, летописи, повести. На цикле внеурочных занятий по русскому языку и литературе в шестом классе ученикам были предложены прочтение и обсуждение избранных моментов из «Повести о житии Александра Невского», из поэмы К. Симонова «Ледовое побоище», знакомство с эпизодами фильмов С. Эйзенштейна «Александр Невский» (1938), И. Каленова «Александр. Невская битва» (2008), изучение исторических документов.
Выбор личности для воспитательной работы неслучаен: подростков необходимо чем-то удивлять, показывать им, что жизнеописание древнерусского князя – это не замшелый скучный памятник старины, а увлекательное полезное чтение, не утратившее своей актуальности. Поэтому шестиклассникам было предложено поразмышлять над словами С. Саровского. Однажды у преподобного спросили: «Почему сейчас люди не способны отдать душу за родные земли?», на что он ответил: «Потому что не осталось сейчас таких людей».
«Дети, а вы согласны с тем, что сейчас таких людей уже нет?» Так перед учащимися встал провокационный вопрос, вызвавший ожесточённые споры и заставивший их делиться личным опытом. Это немаловажно при работе с учениками «категории риска», потому что, как правило, этих ребят сложно вызвать на откровенный разговор и открытое проявление эмоций.
Необходимо стремиться к тому, чтобы после школьных мероприятий дети, а в особенности ученики «категории риска», уходили с багажом открытых вопросов, чтобы проблемная ситуация снова и снова «цепляла» ученика, он так или иначе возвращался бы к ней.
Ярким пятном воспитательного мероприятия стал занимательный факт: в 2008 проходил Всероссийский исторический конкурс «Имя России». Он имел большой резонанс среди общества, в том числе среди школьников и студентов. Победителем этого проекта стал Александр Невский. Именно его большинство наших сограждан считает личностью нации [4].
Дети начинают задаваться вопросами: что необходимо сделать, чтобы навека остаться в истории? Почему Россия выбрала именно князя Александра Ярославича? Какие личные качества помогли ему добиваться побед и стать наставником для многих поколений молодёжи?
Перед воспитательным мероприятием более активным детям можно дать задание: узнать, что значит имя «Александр». Совпадает ли его значение с личными качествами самого правителя?
Для того, чтобы настроить детей на чтение и вызвать их на обсуждение, целесообразно показать самые яркие моменты из фильмов С. Эйзенштейна и И. Каленова. Мы с ребятами сопоставили изображение личности князя, каким его видели разные режиссёры в разное время (фильмы разделяют 70 лет!). А какая версия близка детям? Неудивительно, что почти все они выбрали современную, так как там больше экшена и внешних эффектов в отличие от медитативно-философского фильма С. Эйзенштейна, в котором боевые сцены показались детям «игрушечными». Однако и в ленте 1938 года некоторые подчеркнули особую красоту и доброту актёров, пафос и монументальность сцен.
Так ребята оказались подготовлены к чтению эпизодов из поэмы К. Симонова «Ледовое побоище», «Повести о житии Александра Невского». Больший упор при чтении мы делали не на славные победы благородного князя, а на обсуждение именно его личностных качеств.
Конечно, сначала дети скептично отнеслись к идеализированному образу князя в житии, однако мы сразу договорились, что того требовал сам жанр агиографии. Проще всего ученикам «категории риска» было ответить на центральный вопрос: какие внутренние черты Александра Невского подчёркивают как фильмы, так и литературные произведения? Встречались ли им подобные фигуры на уроках литературы, истории? А в жизни?
Очень важно суметь перевести разговор из плоскости искусства в жизнь «здесь и сейчас», поскольку мы говорим о воспитании «трудных» подростков посредством литературы. Цель занятия можно считать достигнутой уже на том этапе, когда сами дети начинают оперировать такими категориями, как «честность» (выяснилось, что хоть раз в жизни подростки были обмануты друзьями или родными); «смелость» (здесь некоторые могут похвастать своими поступками, в которых смогли проявить храбрость); «великодушие». Эту нравственную черту, как и «благородство», «принципиальность», ребятам труднее всего удаётся трактовать. Они не могут подобрать примеры из жизни, тем более из литературы. Так в ходе беседы выявляется опасное место, надлом, который произошёл там, где взрослые не уделили достаточно внимания духовному здоровью подростка.
Говоря о роли семьи в воспитании, нельзя не обсудить и семейную обстановку, в которой рос и развивался Александр Ярославич. «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому…» - эта цитата из стихотворения С. Бранта как нельзя более точно отражает роль семьи в воспитании подростка. Зачастую девиантное поведение – защитная реакция ребёнка на какие-то внутрисемейные проблемы, призыв о помощи и неумелое стремление обратить на это внимание.
Дети, которые неуверенно чувствуют себя в своих семьях, неохотно обсуждают воспитание Александра Невского в детстве. Им гораздо интереснее его ратные подвиги. В таком случае нельзя «давить», насильно выводить на разговор, растравляя душу ребёнка идиллической картинкой семейной жизни, но можно сказать, что формирование личности великого князя началось ещё в детстве, поэтому и вы, ребята, находитесь только в самом начале пути. Если у вас что-то не получается, вы не должны сдаваться, как это делал и князь Александр Невский.
Необходимо напомнить центральный проблемный вопрос: в наше время есть люди, подобные Александру Невскому? Можем ли мы не согласиться со словами Серафима Саровского? Практически все дети ответили, что Александр Ярославич исключительно благороден, открыт, честен и отважен. Он не задумываясь готов встать на защиту страны, он способен зажечь своим примером многих людей. В жизни, как признались ученики, такие монументальные личности им не встречались. Значит ли это, что люди «измельчали» и больше никто не способен на духовную чистоту, самопожертвование и героизм? Этот вопрос следует оставить до следующего мероприятия, потому что на нём мы будем говорить о героях-земляках из нашего округа, района, села. И это не только герои Великой Отечественной войны, но и простые люди: пожарные, полицейские, учителя, наши с вами близкие.
Считается, что цель воспитательного мероприятия достигнута, если учащиеся сами проявили активное участие в занятии, задавали вопросы и отвечали на них, дискутировали и выражали своё мнение. Данное мероприятие не должно быть единичным в работе с «трудными» подростками, иначе его воспитательный потенциал и достигнутое единение с подростками будут сведены к нулю.
Учащимся «группы риска» важно дать понять, что существует другая жизнь, что важно быть человеком дела, как Александр Невский, чья личность служит высочайшим примером духовно-нравственной чистоты человека.
Список источников