Федонова И. Е.,
учитель истории и обществознания
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа №9 г. Надыма»
Обращение к вопросам православной истории и
культуры в новом историко-культурном стандарте
В июле 2013 года Министерство образования и науки РФ вынесло на общественное обсуждение проект нового историко-культурного стандарта. Представленный проект включает в себя принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе. Стандарт направлен на повышение качества школьного исторического образования, формирование единого культурно-исторического пространства России.
При анализе данного документа формулируются концептуальные основы нового исторического образования, среди которых я акцентирую внимание на следующем: «История религий, в первую очередь православия, должна излагаться системно и пронизывать собой все содержание курса истории». В то же время определяется основная задача стандарта – формирование гражданской общероссийской идентичности.
Что касается понятия «гражданская идентичность», то в социологии этот термин указывает на отождествление индивида с обществом во всех его типических социокультурных измерениях (язык, ментальность, картины мира, социокультурные ценности, нормы поведения).
Действительно, проблема национальной идентификации стоит достаточно остро в современном российском обществе. Это связано, прежде всего, с тем, что большинство россиян находятся в условиях идентификационного вакуума, который вызван и многонациональностью государства, и поликонфессиальностью, и нынешним федеративным устройством, и поликультурным историческим прошлым нашей страны, и глобализационными процессами, которые так или иначе затронули современную Россию. Сегодня общество столкнулось с проблемой, что на вопрос «Кто мы, россияне? Какие мы? Чем мы отличаемся от других?» большинство из нас не может найти ответа.
И тут по замыслу авторов-разработчиков нового историко-культурного стандарта, большую роль должно сыграть изучение генезиса Русской Православной Церкви и основ православной идеологии на уроках истории. Опять, как и тысячу лет назад, православию предстоит стать связующей основой для амальгамизации российского общества, стать фактором осознания его экзистенциальных основ. Почему церковь? Дело в том, что для объединения нации требуются некие консолидирующие символы. Это не должны быть «новодельные» символы, они должны пронизывать историю России изначально. Таковых у российского общества осталось не много. Стоически несет их на протяжении веков Русская Православная Церковь. Председатель Синодального Совета по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата Всеволод Чаплин видит их в следующем: справедливость, патриотизм, нравственность, достоинство, честность, семья, национально-культурные традиции, свобода, мир, солидарность, права человека, трудолюбие, единство, самоограничение. Вот базовые ценности россиян!
Их формирование гармонично входит в канву преподавания отечественной истории, в том числе в контексте изучения аспектов православия.
Вернемся к предлагаемому проекту Историко-культурного стандарта. Я подвергла анализу главы Стандарта на предмет выявления тем, связанных с историей православия и православной культурой. Предлагаю их перечень:
· Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси. Княгиня Ольга. Владимир Святой. Первые русские святые.
· История церкви Х-начала XIII века. Церковные уставы.
· Кирилло-мефодиевская традиция на Руси.
· Влияние принятия христианства на развитие культуры Древней Руси. Первые русские жития. «Слово о Законе и Благодати». Киево-Печерский патерик. Даниил Заточник.
· Церковная архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев.
· Взаимовлияние Церкви и Государства в процессе освобождения Руси от иностранной интервенции. Сергий Радонежский. Александр Невский.
· Установление автокефалии русской церкви. Внутрицерковная борьба XV века (иосифляне и нестяжатели)
· Православие как основа государственной идеологии России в XVI веке. Теория «Москва – Третий Рим».
· Учреждение патриаршества.
· Православная церковь в нач. XVII века.
· Церковный раскол.
· Персоналии: Протопоп Сильвестр, Митрополит Филипп (Колычев), Патриарх Гермоген, Патриарх Филарет, Патриарх Никон, Протопоп Аввакум.
· Церковная реформа в годы правления Петра I. Учреждение Синода.
· Религиозные выступления в России в XVIII веке.
· Православная церковь в Синодальный период.
· Православная церковь в условиях меняющегося общества, в годы революций нач. ХХ века.
· Персоналии: Митрополит Филарет (Дроздов), Серафим Саровский, митрополит Макарий (Булгаков), Амвросий Оптинский.
· Отделение церкви от государства в постреволюционной России.
· Обновленческие движения в церкви.
· Наступление на религию в 20-30-х гг. ХХ века.
· Церковь в годы Великой Отечественной Войны.
· Церковь в годы преобразований 90-х гг ХХ века.
Таким образом, мы действительно видим сквозной характер изучения основных вех истории Русской Православной Церкви в курсе отечественной истории. Можем свидетельствовать факт акцентирования тех исторических событий, которые связаны с православной историей России. Расширен перечень персоналий русских православных деятелей.
Однако все выше перечисленное касается познавательного компонента образовательного процесса. В то же время нельзя переценить воспитательный потенциал обращения школьного исторического образования к основным идеям православия. Воспитание патриотизма возможно благодаря примеру героического прошлого наших Героев, многие из которых шли на смерть во благо Родины под православными знаменами. Воспитание сострадания, самопожертвования и аскетизма возможно только обращаясь к личностям первых российских святых и православных деятелей. Воспитание семейственности, верности, супружеской и братской любви так же невозможно без воспоминания о Святых Земли Русской.
Рассуждая над проблемой обращения к православной культуре в новом историко-культурном стандарте, я провела небольшое исследование уровня нынешнего состояния православной культуры школьников. Результаты моего мини исследования хотела бы предложить вашему вниманию. Но перед тем необходимо отметить, что вопросы истории Русской Православной Церкви и православной культуры на сегодняшний день занимают менее 2 % от всего содержания учебного материала в курсе отечественной истории. В то же время в курсе обществознания практически не уделяется внимание изучению основных положений христианства в контексте мировых религий. Изучение этой темы зависит от субъективного отношения самого учителя к ней, от его знания и понимания основ христианской религии.
Итак, практически никто из моих респондентов (в опросе принимали участие только ученики, относящие себя к православной религии) не смогли точно определить персоналии первых русских святых по предлагаемым портретам и иконам. Около 75% точно назвали год принятия христианства на Руси и имя князя Владимира, который способствовал принятию и распространению религии. Чуть менее половины опрошенных респондентов аргументировано назвали причины принятия христианства и последствия этого события. Основы православной идеологии известны около 10% опрошенных респондентов. Однако эти знания ребята получили в большей степени не в школе, а в кругу семьи, в церкви. Это говорит о том, что необходимость корректировки преподавания истории в контексте обозначения роли и места Русской Православной Церкви в истории России действительно назрела, чему и будет способствовать, на мой взгляд, новый историко-культурный стандарт.