Храмова Наталья Евгеньевна,
Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Пуровский районный историко-краеведческий музей»
Тема: «Образ Александра Невского в Отечественной культуре. Воин или святой?»
Аннотация
Цель данной работы заключается в определении сложившихся в отечественной культуре традиций почитания благоверного князя Александра Невского путем проведения комплексного исследования источников по историографии, иконографии и фильмографии. Практическая часть работы заключается в определении роли личности Александра Невского (воина-полководца или святого) в общественном сознании россиян из числа интернет-пользователей в сети. Мы стараемся выяснить культурные ценности и предпочтения современного россиянина, используя метод опроса в соцсети ВКонтакте на аудитории пользователей из категории «друзья» страницы «Пуровский музей» и используя метод контен-анализа интернет-источников.
Введение
Без него бы не было России, не было русских, не было нашего цивилизационного кода». Слова, произнесенные будущим Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом, за 12 лет до наших дней, и сегодня, в преддверии празднования 800-летия со дня рождения Александра Невского, позволяют нам осознать значимость главного подвига благоверного князя, что был совершен им во имя будущего России.
В наше время, как никогда, актуален вклад русского святого в создание «культурного кода» нации и страны. Несмотря на многочисленные попытки пересмотреть и переписать историю, все же удается сохранить нетленными общенациональные ценности – духовность, единство, жертвенность, великодушие и верность традициям (не имеются в виду духовно-нравственные ценности, согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г.). О проявлении этих национальных черт свидетельствуют последние события в связи опасностью нового уровня, затронувшей не только Россию, но и весь мир – COVID-19.
В мире с глобальной информационной сетью, практически не существует границ. В том числе и для иностранных провокаторов, имеющих своей целью лишить нас идентичности, государство целостности, влияя на умы и души, пытаясь навязать «западное иго».
Учитывая тот факт, что 49% населения России является активными пользователями соцмедиа, и количество времени проводимого в сети Интернет нашими жителями растет ежедневно, а также выяснив пользовательские привычки и предпочтения аудитории, была определена соцсеть для проведения опроса в виду создавшихся объективных обстоятельств.
Несмотря на некоторые обвинения в ненадежности и субъективности в отношении метода опроса в сети Интернет, мы решили применить в исследовании данный метод в связи со сложившимися обстоятельствами. Опрос «Александр Невский. Традиции почитания» проводился среди пользователей соцсети ВКонтакте из категории «друзья» на странице «Пуровский музей».
Цель опроса состояла в выяснении лояльности аудитории соцсетей к подобным опросам и выяснении интереса к образу и личности Александра Невского в преддверии дня памяти о перенесении мощей святого в Санкт-Петербург (12 сентября по новому стилю).
Задачи, которые мы поставили – выяснить знание ключевых моментов «Жития» благоверного князя у аудитории в 3,5 тысячи человек, а также активизировать познавательный интерес у пользователей соцсетей к изучению жизни и подвигов Александра Невского.
Гипотеза данной работы является частной и состоит в утверждении, что используемый метод опроса в соцсети ВКонтакте на аудитории пользователей из категории «друзья» страницы «Пуровский музей» и метод контен-анализа интернет-источников позволят выяснить, кем в сознании современных россиян из числа пользователей сети является личность Александра Невского, воином или святым.
Изучая ряд теоретических источников, освещающих страницы Российской истории, которые включают жизнеописание подвигов полководца, политика и святого, мы попытаемся ответить на поставленный вопрос в теме доклада - образ Александра Невского в отечественной культуре: воин или святой?
Обоснование и выбор методов теоретического исследования.
Обращаясь к личности благоверного князя Александра Невского нельзя выделить для изучения один вид или жанр искусства, или область науки, будь то история, историография, иконография, литература, кинематограф, которая раскрывала бы нам полноту сведений и давала почву для представления образа, и составления точной картины о жизни и деятельности, без сомнения, известного и выдающегося человека не только своей эпохи. Понимая ответственность перед выдающейся исторической личностью, мы прибегнем к таким методам исследования как комплексный анализ, рассматривая области «историография», «иконография», «фильмография», и проведя контент-анализ интернет-источников. Исследуя литературные источники и источники историографии, используем методы тезирования и цитирования авторов.
Без ретроспективного анализа источников от наших дней до средневековья, что свидетельствуют о жизни и изучают деятельность князя Александра Ярославича, нельзя выделить ключевых этапов в истории почитания великого князя.
Историография и агиография.
Сведения о жизни и деятельности Александра Невского зафиксированы памятниками письменности, но по своей скупости не дают полноты интересующих нас данных. Несмотря на данное обстоятельство, они, в большинстве, составлены очевидцами событий периода жизни князя, поэтому не без интереса перечитываются и специалистами и массовым читателем. [11]
Несомненным первоисточником для нас является литературное произведение XIII века - агиографическая «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра». В «Житии» наряду с описанием подвигов князя, повествуется о скорбных событиях – погребении, и мы видим, что буквально с самого упокоения Александра церковь и народ признает его святым. [1]
Николай Карамзин повествуя о подвигах Александра, называет его Герой Невский, Великий князь, в завершении прибегая к двум риторическим вопросам, понимая роль Великого князя и всю тяжесть положения государства во «власти Моголов» и описывая почести, что воздали «добрые россияне» не только Великому, но Святому князю, возведенному церковью и народом в лик Ангелов, потому как «Александр же мог добродетелями своими облегчать жестокую судьбу России». [9]
Профессор Сергей Михайлович Соловьев подчеркивает значимость вклада князя Александра в становление Российского государства в роли полководца, дипломата и политика. [6]
Исследователи-историки считают, что Петр I заложил основу почитания Александра, видя в его образе не только религиозный, но необходимый, в политической обстановке того времени, исторический пример, который послужит поводом для создания как бы православно-государственного культа почитания святого. [10]
В XVIII столетии благоверный князь Александр предстает перед нами уже не как преподобный угодник Божий, но как прославленный князь и великий предок царской семьи. Три российских императора были тезками благоверному князю Александру. Во имя прославленного полководца и святого освещается сотни храмов и церквей. А военные прижизненные успехи Александра позволили занять ему важное место среди исторических деятелей и в советское время. [7]
Советские историки немало потрудились над тем, чтобы закрепить трактовку, ставшую впоследствии традиционной, согласно которой, роль Александра Невского определенно исключительна в переломный период русской истории, когда Русь атаковалась с трех сторон: Запада, с целью обратить в католицизм; монголо-татар, разоряющих и истребляющих физически; и Литвы, посягающей на территории. Таким образом, прочно укрепился и продолжал поддерживаться образ Александра Невского, как полководца, который, проявив талант военачальника, не проиграл за свою жизнь ни одной битвы, и, выказав мудрость дипломата и политика, отразив нападение с Запада, подчинился превосходству Орды, но обезопасил Русь от разорительных походов монголо-татар.
Но как в дореволюционных статьях по историографии и авторских произведениях, так и в статьях периода ХХ в., можно встретить едкие и критические высказывания о поступках и политике Александра Ярославича. Несмотря на существование такой точки зрения, она не смогла сколько-нибудь существенно повлиять на смену образа в сознании россиян и общественное мнении о прославленном благоверном князе. [12]
Образ благоверного князя-героя настолько крепко закрепился в исторической памяти и общественном сознании россиян, что критики порой задаются вопросом о мифологизации и спекуляции в отношении имени Александра Невского. Воспринимая миф не как противопоставление реальной истории, а как культурообразующий смысл, по которому выверяются базовые ценности общества и государства, не пытаемся ли мы пересмотреть целесообразность своего существования, что в масштабах нации может привести к ее вырождению? [8]
По мнению И.Н. Данилевского, советского и российского ученого, историка и источниковеда, специалиста по Древней Руси, канонизация Александра связана с тем, что «в глазах современников он оказался последним защитником Православия накануне ожидаемого конца света». Но это замечание не дает нам право не считать благоверного князя святым. [4]
В статье «К истории почитания святого благоверного князя Александра Невского» священник Алексий Веретельников предлагает структурную периодизацию, представляющую этапы почитания святого в историческом времени, где автор подчеркивает, что каждый из этапов почитания благоверного князя Александра связан с ключевыми периодами отечественной истории (Приложение 1) [11].
Иконография.
Рассмотрим предпосылки и традиции увековечивания образа благоверного князя Александра Невского в иконографии, как отдельной форме изобразительного искусства, уходящей корнями ко времени зарождения христианства.
В 1547 году на Соборе состоялось общецерковное прославление благоверного князя Александра в лике святых. К этому событию была написана служба, в ней автор запечатлел чудеса, происходившие от мощей князя. Факты были засвидетельствованы монахами Рождественского монастыря.
Первые изображения князя появляются на иконах в XVI веке, почти сразу после канонизации. Святого князя Александра, принявшего перед смертью схиму с именем Алексия, согласно традиции изображают в монашеских одеждах, в мантии и куколе [1].
В эпоху Петра I искренне почитаемый народом святой стал не только небесным покровителем новой столицы, но и всей России. Первый российский император инициировал запрет облика схимника и Священный Синод приказал «в монашеской персоне отнюдь не писать… а писать образ во одеждах великокняжеских».
Большинство икон, изображающих благоверного князя, написанные с XIV по XX в., дают исследователям возможность создать периодизацию иконографического образа в историческом времени (Приложение 2) [7].
Рассматривая иконописные изображения, часто встретим характерный жест – прижатую к груди правую руку. Этот акцент сосредотачивает наше внимание на том, что святой Александр Невский сочетает в себе черты не только молитвенника, но и мощной фигуры защитника-полководца, того, кто печалится и молится о Русской земле.
Фильмография.
В истории кинематографа первой съемкой, вопреки популярному мнению, является не нашумевшая работа С.Эйзенштейна, а «хроникальная лента» «Вскрытие мощей Александра Невского», отснятая в 1922 г. и демонстрируемая с 1923 г. большевиками в рамках яростной антирелигиозной кампании.
Идеологический поворот, что произошел в советской России в середине 1930-х и объявил советский патриотизм новой пропагандистской доктриной, позволил «реабилитировать» имя Александра Невского в 1937 году. С этого времени он становится выдающимся деятелем истории СССР. Важную роль в этом сыграл фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» (1938г.) [8].
В политической обстановке и отношениях с довоенной Германией этот фильм скорее был предупреждением и напоминанием страниц и фактов истории. С момента начала Великой Отечественной войны фильм получил всенародную популярность, а его создатели удостоились государственной награды. Исследователи отмечают, что и сегодня классический фильм Сергея Эйзенштейна формирует представление россиян о благоверном князе, как о непобедимом полководце.
Режиссер, объясняя образ Н.Черкасову, артисту, исполняющему главную роль, говорил: «Огонь, сдерживаемый мудростью, синтез, слияние того и другого – это основное в характере Александра. Вот задача актера!» [3].
В отечественной фильмографии можно выделить и последующие работы. Среди них «Житие Александра Невского» (Реж. Георгий Кузнецов; 1991). Если в предыдущей легендарной картине Александр был фигурой монументального героического портрета, то в новом фильме он предстает не просто историческим персонажем, но канонизированным церковью святым [14].
«Александр. Невская битва» (Реж. Игорь Каленов; 2008) – художественная картина, действия которой описывают события 1239-1240 гг. Это время приходится на начало правления князя, а фильм, по словам режиссера: «Не плакат и не эпос, а история о мальчике, который вступает во взрослую жизнь и учится жить по правилам, которые диктует политика».
Кроме того, в 1992 г. был снят документальный фильм «В память о прошлом и во имя будущего». Фильм рассказывает о создании памятника Александру Невскому к 750-летней годовщине Ледового побоища.
В 2009 г. совместными силами российской, канадской и японской студий снят анимационный фильм «Первый отряд», где Ледовое побоище играет ключевую роль в завязке сюжета.
Таким образом, и в кинематографе образ Александра Невского предстает как многогранная и гениальная личность. Тем не менее, персонажи большинства художественных картин транслируют образ более полководца, философа и политика, чем православного святого. Винить кинематограф в однобокости не наша задача. Деятели кино отражают в своих работах запросы общества.
В годы Великой Отечественной войны обращение к патриотическим и православным традициям сыграло важную роль. В 1942 году было отпраздновано 700-летие Ледового побоища, были написаны известные полотна Павла Корина и Владимира Серова, выпущены плакаты, открытки с изображением Александра Невского, целью которых были патриотический подъем и поддержание боевого настроения в рядах красноармейцев и мирного населения. В этом же году Указом Президиума Верховного Совета СССР учрежден орден Александра Невского.
Имя князя использовалось для советской пропаганды как символ борьбы с германской агрессией: «Гитлер, отважившийся напасть на СССР, будет разбит Красной Армией так же, как Александр Невский одолел рыцарей Тевтонского ордена в 1242 году». Подчеркивая таким образом нашу непобедимость и деятельность великого князя в роли полководца и воина.
Контент-анализ тематических интернет-источников.
Благодаря данному виду анализа мы попытаемся ответить на вопросы «Что пишут о князе Александре Невском в сети интернет? Какой образ рисует СМИ в сознании современных россиян?» на основании запросов «Александр Невский», «Александр Невский – имя России», «Александр Невский. Традиции почитания». О деятельности святого князя появляются публикации и в современных отечественных православных порталах - Православие.Ru, Православие и мир, православных сайтах (517 сайтов в каталоге православных ресурсов в сети интернет), интернет-журналах, библиотеках и сервисах, а так же в иных программах СМИ. Клубы военно-исторической реконструкции ежегодно проводят празднования дней памяти Невской битвы и побоища на Чудском озере. Ежегодно в храмах проходят богослужения и крестные ходы в дни памяти благоверного князя, в том числе и с мощами великого святого. Участниками шествий становятся более 100 тысяч православных. Информация об этих и других мероприятиях и богослужениях публикуется на православных сайтах.[15]
В 2008 году на телеканале «Россия» и Телекомпании ВИД реализован проект «Имя России», направленный на выбор значимых персоналий, связанных с историей России. Голосование проводилось среди интернет-пользователей, телезрителей и радиослушателей.
Отдельного внимания заслуживает тот факт, что в данном проекте в роли представителя имени Александра Невского выступил будущий Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Для корреспондентов и общественности Митрополит Кирилл пояснил свой выбор в интервью: «Во-первых, я убежден в том, что именно святой Александр Невский должен стать именем России. В своих выступлениях я многократно аргументировал свою позицию. Кто, как не святой, может и должен быть назван «именем России»? Святость – это понятие, не имеющее временных границ, простирающееся в вечность...».
Так же на портале ПРАВМИР 14 марта 2017 года Патриарх Московский и всея Руси призвал активнее рассказывать о жизни и подвигах святого благоверного князя Александра Невского в социальных сетях. «Важно оказать соответствующее влияние на поколение гаджетов, на поколение соцсетей. Образ Александра Невского мы должны передать в полной мере, раскрыв значение этой исторической личности, сделав его героем для этого поколения, живущего в социальных сетях», – цитирует Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Интерфакс. [16]
Это не удивительно, учитывая исследования, проведенные агентством We Are Social и сервисом Hootsuite, что 49% населения, а это почти 70 миллионов жителей России что являются пользователями сети интернет, проводя примерно 6 с половиной часов в сети, и 2 с лишним часа (2ч.16 мин.) из которых – в социальных сетях, и в среднем, более 6 часов перед телеэкранами. [17]
В 2008 году среди выдающихся исторических личностей был выбран Александр Невский. Выбор сделали россияне, отдав из 4 498 840 возможных 524 575 голосов. Сегодня нас - россиян более 146 миллионов. Говоря о россиянах, мы подразумеваем не столько национальный состав, сколько совокупность характеристик, влияющую на общее представление о среднем россиянине современного государства. Социологический портрет россиянина помогает создать статистика, исходя из которой по данным на 2020 год россиянин – городской житель (74%), преобладающе – русской национальности (81%), христианского вероисповедания (74%), возраст – около 40 лет, преимущественно с высшим образованием (56%).
Обоснование метода практического исследования.
Характеристики социологического портрета среднего россиянина дают возможность судить о жителе с подобным набором данных как зрелом, работоспособном, самостоятельном, сознательном и активном человеке. Но личность – структура сложная, и чтобы четко понимать, когда мы говорим «россиянин» или «все россияне», подразумевая некий архетип россиянина со свойственной лишь ему идентичностью, мы должны знать, чем живет этот гражданин, чем интересуется, занимается, во что верит, какие ценности чтит. Статистика в данном исследовании нам не помощник, так как является областью цифр, измеряющей в основном количественный показатель, тогда как группа опросных методов помогает собрать первичную информацию о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах, предпочтениях, и является незаменимым методом в изучении массового сознания и общественного мнения. Но и метод опроса считается многими специалистами довольно субъективным приемом. Несмотря на утверждение специалистов по методологии о том что опрос не может считаться серьезным научным социологическим исследованием, в связи со сложившейся ситуаций в мире и стране, связанной с новым вирусом COVID-19, мы вынуждены были прибегнуть к удаленному способу исследования, проведя его в социальных сетях.
Описание практического исследования.
В пользу данного вида исследования говорит возможность оперативной обработки информации. Для опроса была выбрана форма «вопрос-меню», которая предполагала выбор одного из четырех предложенных вариантов (Приложение 3).
Опрос проводился в период с 26 августа по 12 сентября 2020г. на странице музея в соцсети.
Мотивацией участников опроса послужил призыв «Проверь себя!». Пользователям страницы «Пуровский музей» [1]соцсети Вконтакте был предложен опрос, состоящий из 10 вопросов, в каждом из которых участнику необходимо было выбрать 1 правильный ответ из 4 вариантов.
Предполагаемая аудитория участников опроса – 3 593 пользователя соцсети ВКонтакте из категории «друзья», как наиболее лояльной к публикациям страницы «Пуровский музей».
Вопросы о воинской доблести князя, вызвали больше затруднений у опрашиваемых, нежели вопросы, связанные с почитанием Александра Невского в лике святых. Данное заключение – результат с количеством правильных ответов на вопросы 1, 2, 7, 8, 10.
Учитывая просматриваемость каждой публикации музея в процентном соотношении – от 9 до 10% от общего числа в категории «друзья», что составляет от 323 до 360 просмотров в среднем, мы сделали вывод о лояльности пользователей к данному опросу. Необходимо отметить тот факт, что за период строгой самоизоляции с марта по июнь 2020 года по статистике отмечено резкое увеличение просмотров публикаций в соцсетях, достигающее 200% и более от обычных данных.
В целом итоги опроса в процентном соотношении выглядят таким образом: 3,8% пользователей из категории «друзья» приняли участие в опросе, публикации с опросом просмотрели 77,68% «друзей», 64,2% участников опроса дали правильные ответы, 1 участник опроса из 138 дал верные ответы на все 10 вопросов. Наглядно итоги опроса отражены на Рис.1. в диаграмме ниже.
Рис.1. Анализ опроса по теме «Александр Невский. Традиции почитания» в соцсети ВКонтакте на странице «Пуровский музей».
Замечено, что охотнее опрашиваемые отвечали на вопросы, связанные с почитанием князя в лике святых, разница в ответах составила 3,5%.
Количество правильных ответов, связанных с почитанием князя в образе воина и полководца оказалось немногим меньше. Разница составила 1%.
Выводы практического исследования.
Подведем итоги опроса путем интерпретации. Надо признать, что советская пропаганда, проводимая на протяжении 70 лет, еще продолжает влиять на общественное сознание сограждан, учитывая средний возраст россиянина. Он родился в конце 1970-х и застал эпоху строящегося социализма. Как нам известно, в это время активно использовалось имя князя Александра Невского и его образа как полководца и политического деятеля, как выдающейся исторической личности Российской истории. Несмотря на этот факт, россияне, из числа пользователей соцсетей активно интересуются публикациями по агиографии и иконографии образа Александра Невского. Опрос по теме «Александр Невский. Традиции почитания» в соцсети ВКонтакте оказался интересен для большего количества пользователей рассматриваемой аудитории (77,68%).
Мы вынуждены согласиться с научными исследованиями, которые утверждают, что метод опроса в соцсети не привлекает достаточного количества отвечающих. Вопреки нашим предположениям, надежды по участию в опросе большего числа пользователей из рассматриваемой аудитории не оправдались, но все же, учитывая положенную погрешность в 10 отвечающих относительно числа опрашиваемых, опрос выдерживает критику, а репрезентативность выборки соответствует норме.
Судя по результатам правильных ответов, можем выдвинуть предположение, что пользователи проявляют познавательный интерес практически в одинаковой мере и к исторической информации, связанной с почитанием князя в лике святых и к информации о деятельности князя как полководца и воина.
Выводы.
Рассмотрев некоторые области отечественной культуры – элитарную, народную и массовую, а так же эталоны, принятые гласно или негласно в данных областях, мы с определенной долей уверенности можем сказать, что исторические периоды влияли на мировоззрение россиян.
Крупнейшими русскими историками Н.М. Карамзиным, Н.И. Костомаровым и С.М. Соловьевым уделено большое внимание к личности князя и выражено должное уважение к его деятельности.
Многие историки отмечают мудрую политику Александра с Ордой и верность православию. В целом, в трудах по историографии до XX века, вплоть до времени октябрьской революции, исследователи не находят разногласий в оценке деятельности Александра Невского, но вместе с тем, представляя его уже в светской манере, описывают образ исторического деятеля, который не только защищал русское государство от захватчиков, но и оборонял русскую народность, русский быт и православную веру, возводя князя в ранг национального героя. [5]
Мы согласны с автором статьи «К истории почитания святого благоверного князя Александра Невского» Священником Алексием Веретельниковым, где он отмечает, что каждый из этапов почитания благоверного князя Александра связан с ключевыми периодами отечественной истории [11].
В завершение анализа исторических и литературных, источников, статей и монографий о личности Александра Невского и его роли в истории государства приведем цитату одного из известных российских и американских историков, которая еще раз подтверждает неоспоримый факт – рассматриваемые нами ипостаси Великого князя – воина и святого, неотделимы и взаимозависимы. Об этом пишет и Г. В. Вернадский, говоря о «двух подвигах» великого князя [2].
Ключевые моменты в истории повлияли на внесение изменений в иконографию. Начиная с XVIII века Александр Невский изображается уже с атрибутами императорской власти, указывая что перед нами - могущественный правитель. В работах иконописцев встречались изображения даже в рыцарских латах и доспехах римского образца, что подчеркивало образ князя-воина. [13]
В современной иконописи сохраняются все образы при написании иконы святого. Выбор того или иного образа зависит цели и от того, какие стороны многогранной личности необходимо представить.
Контент-анализ многочисленных публикаций на православных порталах Православие.Ru, Православие и мир, православных сайтах, интернет-журналах, библиотеках и сервисах, подтверждают, что уровень почитания святого благоверного князя Александра Невского растет, а у пользователей соцсетей публикации и опросы о личности Александра Невского, вызывают лояльность и познавательный интерес.
На первый взгляд может показаться, что официальная наука и теология в области агиографии, вступают в конфликт, противопоставляя с одной стороны задокументированные факты, а с другой стороны – обоснование святости с точки зрения учения о Боге. В данном вопросе одно неотделимо от другого, так как первые – обстоятельства и причины, подтверждают заслуги князя при жизни, они и привели к следствию - его почитанию по кончине.
Таким образом, вопрос, поставленный нами в теме доклада, не имеет места как предмет исследования и требует перефразирования: «Образ Александра Невского в современной отечественной культуре – воин и святой».
Цитируя Патриарха Московский и всея Руси Кирилла, «…Если наш народ выбирает своим национальным героем именно святого, это свидетельствует о духовном возрождении, происходящем в сознании людей. Сегодня это особенно важно» [18]. Выбор жителей нашей страны самой ценимой, приметной и символичной личности российской истории, невзирая на формат полушоу, в котором проводился опрос общественного мнения, подтверждает сказанное предстоятелем. Выбор современными россиянами духовного возрождения, на данном этапе истории нашей страны и на уровне национальной культуры, явился общегосударственным, и не побоимся этого слова - общекультурным ценностным выбором.
Список источников.
Интернет-источники.
[1] Ссылка на страницу «Пуровский музей», соцсеть ВКонтакте https://vk.com/purmuseum_ru