Одним важных видов искусства является кино, которое занимает уникальное место в современном мире, в жизни отдельного человека. Кино влияет на формирование идеологии общества, сознания зрителя, который требует от него постоянного изменения, совершенствования. Таким образом, между миром кино и обществом существует неразрывная связь, которая способна передавать наши чувства, привычки, обычаи и традиции, даже погружать человека в мир его иллюзий. Просмотр фильма даёт возможность человеку воспринимать жизнь несколько под другим углом, чем он её воспринимал до того. Поэтому фильм, с одной стороны, неким образом освобождает зрителя от напряжений реального времени, от разного рода негативных чувств: тоски, вины, страха, с другой – заставляет задуматься о вечных вопросах бытия. По этим параметрам кино объединяет людей – в этом состоит одно из самых важных качеств кинематографа.
Одной из самых достойных лент XXI века можно считать российский исторический художественный фильм «Поп» режиссёра Владимира Хотиненко. Первый художественный фильм, снятый под эгидой Московской Патриархии и при деятельном участии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Фильм рассказывает об одной из малоизученных страниц истории Великой Отечественной войны – деятельности Псковской православной миссии. С августа 1941 по февраль 1944 священники из Прибалтики возрождали церковную жизнь на оккупированных немцами территориях от Пскова до Ленинграда.
Главные роли сыграли замечательные отечественные артисты: Сергей Маковецкий в роли отца Александра Ионина, Нина Усатова в роли матушки Алевтины, Лиза Арзамасова в роли Евы Иониной и другие достойные мастера своего дела.
Фильм «Поп» начинается с символической сцены общения отца Александра с мухой. Уже здесь задана основная черта священнослужителя – доброта. «Отец Александр и мухи не обидит» – произносит главный герой бытующее о нём мнение, и, казалось бы, не согласен, поскольку угрожает насекомому расправой, но в последний момент отказывается от намерения и сбрасывает муху на пол. Появление мухи в начале фильма не случайно – буквально в следующей сцене сценарист знакомит зрителя с еврейской девочкой Евой, которая приняла христианство по благословлению отца Александра.
Доброта не единственная благодетель священнослужителя. Народная мудрость заложена на подсознательном уровне этого героя. Так при разговоре с прихожанином о семейном счастье отец Александр даёт очень простой рецепт долговечной и счастливой семейной жизни: «Она [жена Алевтина] круглая – и я полноват, она – единица, я – ноль, вместе мы десяточка, а друг без друга я только ноль, а она только единица». Поэтому речь отца Александра не наиграна, не вымучена размышлениями о необходимости что-то сказать прихожанину. Он живёт по закону Бога, поэтому ему не надо ничего придумывать. «Проповеди читает две минуты, а так проникновенно», – говорят про отца Александра старшие священнослужители. Именно умение говорить «нужные» слова и стало причиной включения его в Псковскую миссию по возвращению христианства на русскую землю под эгидой фашистов.
Весь хронотоп фильма представлен двойным календарём: светским, т.е. датированным и церковным с привязкой событий к праздникам: Преображение, Покров, Пасха и т.д. Так в праздник Преображения, первое событие в фильме, отец Александр окропляет святой водой танк красногвардейца отступающей советской армии, параллельно показана сцена крещения Евы и вступление немецких войск в деревню, в которой их встречают с цветами, хлебом и солью. Такой калейдоскоп событий за малый промежуток времени позволяет передать динамику действия, насыщенность событиями, а также задать мотив противопоставления линии отца Александра и фашистов.
Попадья Алевтина дополняет своего мужа, в основном возвращает его из идеального духовного мира и добавляет ту ложку дегтя сомнения, которая тревожит любого человека. Попадья свободно говорит на немецком языке, поэтому стоит предположить, что она из знатной семьи. Как её свела судьба с отцом Александром, авторы фильма решили не говорить. Зритель только знает о существовании сыновей, о которых также нет никаких упоминаний в течение всей картины. При первичном знакомстве с попадьёй у зрителя складывается несколько неоднозначное отношение к героине. Алевтина ни разу не встретила какого-либо нового человека доброжелательно. Сложно определить: эта такая скверная черта характера, неумение увидеть положительные или отрицательные черты человека, или некое испытание для прибывшего. Так, Еву с самого начала она называет «хитрая». Алевтина не видит истинного порыва девочки служить Богу. Нельзя не сказать, что она лишена и тщеславия. Например, когда Ева очень ласково просить не петь попадью, поскольку последняя не попадает в такт, Алевтина Александровна очень властно напоминает об иерархии и о неуместности замечания в её адрес. Между тем, наряду с напускной суровостью попадья располагает к себе не ласковыми словами, а добрыми поступками. Она верная спутница своего мужа в помощи русским заключенным в концлагере, которым она навязала шерстяных носков, привезла свежую выпечку и многое другое. Матушка Алевтина принимает в свой дом целую ораву бездомных детей. Причём, зритель не слышит от Алевтины пафосных и высокопарных слов, достаточно одного взгляда, которым она окинула исхудавших, измученных пытками немцев детей и одной фразы «Ну заходите…». Самый достойный поступок, который однозначно ставит точку в завершении этого образа – это уход в лес заболевшей тифом Алевтины. Современный зритель (особенно молодое поколение), возможно, не до конца понимает этот героический поступок и считает его в некоторой степени проявлением слабости характера (с подобными отзывами мы встретились на популярных сайтах с рецензиями к фильму). Нельзя забывать, что тиф в военное время, время отсутствия медикаментов, когда населённые пункты удаленны или отрезаны оккупацией от центральных городов, где могли бы оказать помощь, «выкашивал» целые деревни. Алевтина прекрасно понимала, что ослабленные голодом дети обязательно заболеют и будут обречены на смерть. Поэтому о слабости характера, о самоубийстве, на наш взгляд, говорить неуместно, поскольку человека, жертвующего своей и так обречённой жизнью ради детей, никак нельзя назвать слабым.
Первое, что увидел отец Александр, приехав в деревню Закаты – церковь Александра Невского, которую ему предстоит восстанавливать. Зданию храма в 30-е советские годы предназначалось быть местом для увеселения, т.е. сельским клубом. Сцена первичного восстановления храма символична. «Всем миром» принимаются жители деревни оживлять церковь, чистить алтарь от клубной сцены, счищать побелку, отдирать щиты, которыми были заколочены нищи, предназначенные для икон. В одной из таких них и нашли чудом сохранившуюся икону Божьей Матери. Кульминацией сцены является неожиданная находка – колокол, который жители деревни спрятали на дне реки в 30-е годы. Функция этого здания церкви меняется в зависимости от правящей на псковской земле людей. Так, для большевиков – это просто здание, которое можно использовать для различных нужд (сельский клуб, амбар для зерна, школы и т.д.), а для немцев – это место и средство пропаганды. Примером является сцена показа фильма о Великой Германии жителям этой деревни Закаты.
Напротив здания церкви стоит приспособление для народной забавы: столб с веревками. Образ этого столба проходит лейтмотивом на протяжении всего фильма, меняя свою семантическую наполненность в зависимости от того, кто стоит рядом. Так в момент воспоминаний Алёшки об убитой немцами невесте зритель видит радужную картину праздника, любви и счастья при катании влюблённых на этих своеобразных качелях. Но вот с приходом немцев семантика меняется. Столб с веревками, стоящий напротив храма, несколько напоминает виселицу. Позднее, в момент казни партизан, мотив виселицы и смерти реализуется: немцы срежут со столба веревки и повесят на них людей.
В фильме «Поп» воссоздаются историческое противостояние русских и немцев, усугубленное войной. Режиссер не показывает кровавых сцен для реконструкции реалий страшного времени. Напротив, драматизм происходящего усиливается за счёт глубокомысленных размышлений персонажей, переживания ими событий, случающихся с ними. Замечательное музыкальное сопровождение также работает на общую задачу режиссёра. Сложно сказать, что немцы представлены злодеями-истязателями или пришедшие советские военные выступают освободителями.
Напротив, складывается впечатление об унификации способа подачи персонажей обоих фронтов. Пока немцы находятся в деревне, зритель видит перед собой молодых парней, у которых в Германии также остались возлюбленные, парней, которые пришли в Россию больше из интереса, чем с желанием кого-либо убивать. Только вот в ситуации войны, с осознанием себя человеком с оружием, некоторые из них теряют душу. Так данное утверждение находит подтверждение в сцене убийства Маши. Немцы дурачились. Один из них получил пощечину от девушки за недостойное поведение. В мирное время это бы осталось незамеченными: «Что ты, Ганс, оплеухи от девушки не получал? Оставь…», – говорят друзья схватившемуся за пистолет парню, но война даёт больше воли в проявлении естественного проявления агрессии, и немец убивает Машу. Злоба рождает цепную реакцию – месть. Поэтому Алёшка тоже встаёт на дорогу смерти – он убивает Ганса в тот момент, когда немец рассказывает другу о своей возлюбленной Марте, по которой он очень тоскует и мечтает поскорей к ней вернуться.
Особняком от воюющих стоит отец Александр. Видя всё происходящее, он не злобится, а находит силы помогать пострадавшим от этой большой «драки». Кульминационной сценой духовного предназначения проповедника становиться ночная встреча в храме с измученным и озлобленным от горя Алёшкой, который пришёл с намерением убить. Отец Александр показывает парню своей стойкостью то, что верующему смерть не страшна: «Ну, убьешь – ничего. Значит, время моё пришло». Чтобы уберечь мальчишку от великого греха, отец Александр исповедует Алёшу, который меняет своё намерение убить после прочтения молитвы над его головой. Ощущение умиротворения и спокойствия после таинства исповедания не знакомы советскому парню, поэтому он не знает, как себя вести. Единственное, что может сказать: «Ну, ты, поп, даёшь…». И уходит. Естественно, малодушие, рождённое страхом смерти, скрытое перед Алешёй, отец Александр замаливает перед иконой Божьей матери.
Не менее яркий образ в фильме – это образ русских заключённых из концлагеря, который вводится режиссёром параллельно с Псковской миссией. Когда отец Александр с братией подходят к деревне Закаты, измученных заключённых ведут в лагерь. Сцена, в которой голодный русский доит убитую корову, на наш взгляд, символизирует «убитую» христианскую веру на русской земле. Как ни странно, только в минуты отчаяния человек приходит к вере. Так и эти заключённые, советские граждане, вспоминают о ней, попав за колючую проволоку. Режиссёр умышленно не акцентирует внимание на том, что это солдаты советской армии, это заключённые – особый статус советского гражданина, который мог приобрести любой человек: и бандит, и праведник. Данная мысль находит подтверждение в беседе отца Александра и полицая: «Придут русские – и меня, и тебя на одной перекладине повесят… Так зачем?». А батюшка ему отвечает: «Ведь и Христа распяли вместе с разбойниками…». С приходом советских войск на псковскую землю концлагерь утилизируют вместе с заключёнными точно так же, как и возрождение христианской веры в России. Отец Александр, отпевая тела убитых заключённых, понимает, что его ждёт та же учесть, но рассуждает не только, как христианин, но и гражданин своей страны: «Я от немцев не бегал, да неужели от своих побегу?».
Таким образом, в фильме «Поп» воссоздаётся образ человека, искренне живущего по закону Божьему, и заражающего своей истиной верой окружающих: жену, Еву, Алёшку, детей и т.д. Конечно, люди в условиях войны стараются использовать разные рычаги управления. Псковская миссия – это попытка немцев попробовать управлять русскими через церковь, только способность отца Александра оставаться верным себе и в ситуации с мухой в начале фильма, и с немцами, и с русскими, обращает подлую эксплуатацию в праведное дело.
Фильм «Поп» некоторые критики на открытых сайтах рецензий обвиняют в излишней пропаганде, на что режиссёр картины Владимир Хотиненко отвечает: «…В картине нет никакого идеологического и дидактического смысла, но это те открытия, которые могут что-то изменить в сознании. У нас ведь до сих пор нет другой национальной идеи, кроме победы в Великой Отечественной войне. Её мы помним, ею гордимся. Теперь мы готовы осмыслить какие-то сложные страницы войны, которых раньше не знали или не умели понять…». С этим утверждением сложно не согласиться. Важно осмысливать всё происходящее не с позиции «плохой – хороший», а с опорой на психологическое и моральное состояние человека в определённый момент времени. Похожий опыт можно наблюдать в немецком кинематографе на примере двухсерийного фильма «Наши матери, наши отцы», которого, к сожалению, в русском прокате пока нет.
Библиография
1. Современные исследования в социологии кино // https://sites.google.com/site/cocanketa/home/sovremennye-issledovania
2. Кино, как фактор влияния на людей // http://lunchonthegrass.livejournal.com/213924.html
3. Отзывы и рецензии на фильм «Поп» // http://www.kritikanstvo.ru/movies/pop/
4. Степнова Светлана. Свобода совестит // http://ruskino.ru/review/361
5. Чеботарёв Дмитрий Кинематограф в жизни современного человека // http://pravlife.org/content/kinematograf-v-zhizni-sovremennogo-cheloveka
6. Рецензии и отзывы на кинофильм «Поп» // http://www.kievrus.com.ua/p-retsenzii/39031-retsenzii-i-otzyvy-na-film-pop.html
7. Рецензии к фильму «Поп» // https://www.afisha.ru/movie/196813/review/322284/