Лобинская Светлана Сергеевна, МАОУ СОШ №1 им.Героя Советского Союза И.В. Королькова, учитель русского языка и литературы, г. Салехард
Образ грешника в телесериале «Отец Матвей»
(режиссер Валерий Девятилов)
Детектив по праву занимает почетное место среди жанров литературы и кино. Поклонники этого жанра с интересом разгадывают те загадки, которые обеспечивают хитрые сплетения сюжета, приключения героев и увлекательная интрига. В основе любого детектива лежит вечная борьба добра со злом. Читатель или зритель с удовольствием следят за ходом расследования, пытаясь отгадать имя преступника.
Родиной детектива считают Англию, которую представляли такие именитые писатели, как Агата Кристи, Бидинг, Дойл, Коллинз, и другие мастера, произведения которых до сих пор интересны и актуальны читателей по всему миру. Нельзя не отметить работу писателей Франции Фаню, США Шелдон, Чейх и Хейли и многих других. В отечественной литературе детективный жанр получил свою популярность только в конце XIX века после снятия цензуры и падения железного занавеса.
Классический детектив имеет четкую структуру: яркая завязка, основанная на совершении преступления. Следствие, как правило, заходит в тупик и не может найти виновного. Именно тогда в дело включается частный сыщик, отличающийся высоким уровнем интеллекта и смекалки. Именно он при помощи дедуктивного метода в короткие сроки находит истинного преступника.
В современной русской литературе детективный жанр «освежил» Борис Акунин, выпустивший в 2001 году по его жанровому определению трилогию «провинциальных детективов» под названием «Приключение Пелагеи», которая успешно была экранизирована в 2009 году (режиссер Юрий Морозов). Особенностью данного текста является то, что расследование ведет не любитель головоломок в штатском, а монахиня Пелагея. Осенью 2014 года на российские экраны выходит еще один детективный сериал, в главной роли которого выступает священнослужитель, «Отец Матвей» (режиссер Валерий Девятилов).
Особенность такого типа детективных сериалов, на наш взгляд, заключается в специфике подхода главного героя-детектива к совершению преступления как греховному действию, а, следовательно, и взгляд на преступника-грешника, на мотивы, которыми он движим. Поэтому объектом нашего исследования становится образ грешника в сериале «Отец Матвей», а также осмысление понятии «греха» через призму взгляда главного героя.
Главный герой сериала – отец Матвей, настоятель небольшой церкви в Москве. На сороковом году (возраст не уточняется) благодаря упорному труду и истинной вере он добивается высокого сана и почета и уважения у своих прихожан и старших служителей церкви (об этом свидетельствует дорогой подарок, сделанный о.Матвею епископом – текст библия XVII века).
С самого начала повествования задана антитеза в построении круга близких лиц отца Матвея: с одной стороны его родная семья (мать и брать Яков), с другой жена и дети. Матвей абсолютно чужой в доме своей матери, которая с пренебрежением относится к работе сына («…после его [о.Матвея] ухода еще два дня дом выветриваю [о ладане]», «…ты можешь весь день в церкви горланить, а дома порядка нет…»). Особое место занимает брат Яков, только что освободившийся от тюремного заключения. Отрадой и поддержкой о.Матвея выступает жена Валентина, добрая и понимающая женщина. Она во всем поддерживает своего мужа, чтит закон Божий и укрепляет веру в супруге.
В первой серии сериала совершенно невозможно угадать жанр, поскольку повествование сосредоточено на знакомстве с главными героями и завязке сквозного сюжета о жизни священнослужителя и его семьи. Движущей силой событий является кража той самой библии XVII века, подарка епископа, братом Яковом, из-за действий которого под воздействием общественности отца Матвея отправляю служить в разрушенную церковь Петра и Павла в Суздале.
Нельзя не отметить и другую антитезу: взгляд на ход и организацию жизни представителей светского мира в лице следователей и неверующих рабочих г. Суздаля и противоположное им мировоззрение отца Матвея. Так на причину преступления, совершенного братом Яковом, полковник московского УВД смотрит так: «А ведь вы, отец Матвей, брата искушали», в ответ получает противоположный взгляд: «Я брату доверял». Таким образом, действия человека (в данном случае, о.Матвей смотрит на брата не как на уголовника, а как на родного человека, не видя подлого умысла со стороны другого) могут спровоцировать разные последствия, как греховные, так и благие. Отличается отношение о.Матвея и к своей работе. Когда печник, приглашенный отремонтировать печь в выданном семье священника деревянном доме, удивлялся тому, что у священнослужителей нет «законного отпуска». В понимании печника сегодня ты приходишь в церковь работать, а раз в год ты можешь позволить себе отпуск от веры. Конечно, для о. Матвея, как и для его матушки, работа священника – это не работа в классическом понимании, а служба, которая не имеет времени и желания. Недаром в самом начале повествования на долю семьи священника выпадает испытание бытом: переселится из благоустроенной московской квартиры в деревянный дом с печным отоплением и приносной водой.
Посвящение отца Матвея в сыщики происходит случайно: одна из прихожанок заказала отпевание мужа-самоубийцы. Безусловно, провести данных обряд по грешнику невозможно, поскольку самоубийство один из страшных грехов согласно Святому Писанию. Но сомнение, которое заронила прихожанка в душе о.Матвея, не дает покоя и подвигает разобраться в этом деле. Не гордыня движет священником, а искреннее сочувствие прихожанам своего прихода. Сомнение в правильности утверждений и своих, и следователей, а также вера в справедливость, в то, что на все воля Бога – основа расследований отца Матвея. И то, говорить о «его» расследованиях, скорее, опрометчиво, поскольку батюшка, как верный помощник, тихий и смиренный, подсказывает, скоромно замечает детали, которые не заметили опытные следователи. Например, в деле с убийством анестезиолога, первоначальный вывод полицейских о несчастном случае (человек упал с лестницы в сильный дождь), было опровергнуто замечанием о. Матвея о том факте, что, если врач уходил домой, то надел бы куртку, но на трупе был только джемпер.
Согласно определению, данному в Новом философском словаре, «грех» — религиозно-понятое моральное зло; нарушение воли Божьей, выраженной в Откровении или постигаемой как непреложный закон нравственного миропорядка. В христианской религии и богословии, а также и в христианской философии “грехе — центральное понятие, органически связанное с идеей спасения и искупления. Грех—выражение зла. Природа и причины зла, способы его преодоления — одна из ключевых проблем всей философской мысли вплоть до настоящего времени [1].
«По христианскому учению, “грех есть беззаконие” (1 Ин 3:4). Он совершается и тогда, когда поступают вопреки тому, что сказано в законе, и тогда, когда не исполняют предписанных законом положительных действий. Ветхий Завет требует неукоснительного выполнения закона. В Новом же Завете исполнение закона считается недостаточным для спасения—помимо внешних дел необходимо определенное духовное состояние: “...Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа” (Гал 2:16). На языке философской этики это означает, что важно не только действие само по себе, но и то, что побудило к этому действию. По Канту, нравственная ценность поступка определяется мотивом. Грех может быть “мысленным”, не выразившимся в действиях. Наши мысли и чувства побуждают нас к словам и поступкам. Грех может быть “словесным”, когда греховная мысль получает выражение в словах. И наконец, есть “греховные дела”, поступки, Греховные дела одних людей становятся образцом подражания для других [1]. Так в основе понимания идеи фильма «Отец Матвей» с точки зрения религиозного ракурса все, кто окружают главного героя, да и он сам, в некоторой степени грешники. Если попытаться классифицировать систему образов по данному основанию, то мы увидим, что есть герои, которые совершают грех по отношению к себе (Матвей и его жена – уныние, садовник (гнев) и его жена (похоть), мать о. Матвея (гордыня и гнев) и др.) и те, которые совершают грех по отношению к другим (фотограф (убийство), брат Яков (воровство) и др.). Поэтому центральным понятием, выступающим рецептом спокойствия после содеянного, становится «искупление». Отец Матвей говорить: «…Признать свою вину – это уже встать на путь праведный…».
Понимание любого преступления происходит через беседу с преступником. Отец Матвей во время разговора апеллирует законами и заповедями Священного Писания, базирующимися на нравственном подходе. Самое главное, он «не давит» на человека, не принуждает к действию, а оставляет за ним выбор. Выбор, который делает преступник, зачастую остается за кадром, поскольку зрителю не важны уже душевные мучения «этого» человека и его решение, важно проследить за мыслью, вложенную в слова отца Матвея, к преступнику, а, возможно, и к зрителю. Поэтому каждое такое Слово священника становится некой проповедью, ориентированной на широкие массы. Так в разговоре с прорабом, инсценировавшего самоубийство своего друга, отец Матвей в качестве убедительного примера вспоминает историю об апостоле Петре, верном ученике Иисуса, который трижды отрекся от учителя в минуты искушения.
Каждая серия повествует о жизни отца Матвея, о том, как он устраивает свой быт на новом месте в глухом провинциальном городишке. И все преступления, которые происходят в фильме, совершают или совершаются с прихожанами прихода церкви Петра и Павла. Таким образом, служение священника в Суздале заключается не только в том, чтобы восстанавливать церковь, но и в том, чтобы наставлять прихожан на путь истинный, отстаивать правду и помогать ее искать, поддерживать впавших в уныние и отчаяние.
Сериал «Отец Матей» ориентирован на широкие массы зрителей. Здесь мы увидим и захватывающий сюжет, и юмор недалеких полицейских (определение ДНК у розы), и любовные интриги. Нельзя не отметить прекрасное музыкальное сопровождение светской умиротворяющей музыки и церковного хора. Ну и, конечно же, в качестве перспективы на дальнейшее исследование, можно отметить широкий религиозный жанровый спектр (загадки, притчи, заповеди и др.), произносимый отцом Матвеем.
Библиография