Вечкилева Людмила Петровна,
воспитатель,
муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение компенсирующего вида
детский сад «Ручеёк» муниципального образования г. Ноябрьск
Образование в православии
Святой равноапостольный великий князь Владимир Красное Солнышко (ок. 960-1015) был сыном Киевского князя Святослава и внуком святой равноапостольной Великой княгини Ольги. Незадолго до смерти князь Святослав разделил Русскую землю между тремя сыновьями: старший сын, Ярополк, получил Киев, средний, Олег, – землю Древлянскую, а младший, Владимир, – Новгород. Вскоре после смерти Святослава между братьями начались распри, в результате которых Владимир стал единодержавным князем Руси. В 983 году князь Владимир Святославич совершил удачный поход на ятвягов. В 987 году он захватил город Херсонес, принадлежавший в то время Византийской империи и, угрожая походом на Константинополь, потребовал руки царевны Анны, сестры византийских императоров-соправителей Василия и Константина. Последние условием брака поставили принятие Владимиром веры Христовой. Когда царевна Анна прибыла с духовенством в Херсонес, князь Владимир внезапно ослеп. Царевна предложила ему немедленно креститься, в надежде исцеления. Во время крещения князь прозрел. В духовном восторге он воскликнул: «Теперь я узрел Бога Истинного!». Некоторые из дружинников князя, пораженные этим чудом, также крестились. Во святом Крещении князь Владимир был наречен Василием в честь святого Василия Великого. Тогда же в Херсонесе совершилось его бракосочетание с царевной Анной. В качестве выкупа за жену князь возвратил Херсонес Византии, построив в нем храм во имя святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. В Киев князь Владимир вернулся вместе с княгиней, константинопольскими и херсонесскими священнослужителями, взяв с собой богослужебные книги, иконы, церковную утварь, а также святые мощи Климента, епископа Римского, и его ученика Фивы. Таким образом, упрочились династические межгосударственные связи между Русью и Византией.
По возвращении в Киев князь Владимир крестил 12 своих сыновей. Крестился и весь его дом, и многие бояре. Затем князь Владимир приступил к искоренению язычества на Руси и истреблению языческих идолов. Священнослужители, а также ранее крещеные княжичи и бояре обходили площади и дома киевлян и наставляли их в истинах Евангелия, обличали суетность и тщету идолопоклонства. После принятия христианства князь Владимир распорядился воздвигать христианские храмы в тех местах, где раньше стояли идолы.
Крещение Руси произошло в 988 году. Это ключевое историческое событие связано с именем святого князя Владимира. Историки называют Владимира Великим, церковь – святым равноапостольным, народ нарек его Владимиром Красное Солнышко. Празднование святому равноапостольному Владимиру было установлено святым Александром Невским после того, как 15 мая 1240 года, помощью и заступлением святого Владимира, им была одержана знаменитая Невская победа над шведскими захватчиками.
Заметный шаг вперёд в своём развитии сделало молодое русское государство в период княжения Владимира Святославича (980 – 1015). Положение Руси заметно упрочилось. Владимиру удалось создать мощную оборонительную систему, оградить Русь от новых набегов. При нём был создан первый летописный свод. Важное значение имели две религиозные реформы Владимира: стремление унифицировать языческие культуры и принятие христианства. До принятия христианства древние русичи были язычниками, поклонялись множеству богов. И язычество и христианство в равной мере были основаны на вере в сверхъестественные силы, управляющие миром.
Крещение Владимира – поворотный момент христианизации Киевской Руси, но сама христианизация произошла не сразу, она растянулась, как отмечал С.В.Бахрушин, на ряд десятилетий. При Владимире крестились княжеская семья и княжеская дружина. В больших же городах, таких как Киев, Новгород и др., жителей загоняли в реку и как отмечается в одной из древних легенд, дошедших до нас, «заганивая в реку их, аки стада», да ещё кто и неполюбовно, но и страхом повелевавшегося крещахуся» (Религия и церковь в истории России. С.16). Несмотря на предпринимаемые правящим классом усилия, значительная часть русского населения в 11в. оставалась ещё языческой. Внедрение христианства встречало активное сопротивление со стороны большого количества населения. Начатое Владимиром внедрение христианства в Х в. было активно продолжено и в основном завершено князем Ярославом уже в 11в. Ко времени княжения Ярослава относится и окончательное оформление церкви как организации.
Смена религиозных культов сопровождалась уничтожением изображений некогда почитаемых язычниками богов, построением церквей на местах, где стояли языческие идолы и храмы.
Переход в христианство имел объективно большое и прогрессивное значение, поскольку оно способствовало скорейшему отмиранию пережитков родового строя. В первую очередь это касалось брачного права. В высших кругах господствовало многожёнство. К примеру, у князя Владимира было пять законных жён, не считая наложниц (Религия и церковь в истории России. С..19). Христианская церковь с самого начала способствовала ликвидации старых брачных форм и последовательно проводила эту линию в практику.
Годы, последовавшие за Крещением Руси, и результаты христианизации оказались весьма благотворными для русского народа. Их церковное воспитание и первоначальное административное подчинение новосозданной митрополии во главе с греческим митрополитом Константинопольскому патриарху давали русским возможность не только познакомиться с нравами и обычаями византийцев, которые активно участвовали в богослужебной жизни Церкви, но и развиваться культурно и экономически.
Крещение оказало влияние и на культурную жизнь Руси, на развитие техники, и т.д. Из Византии Киевская Русь заимствовала первые опыты чеканки монет. Заметное влияние крещения проявилось и в художественной области. Греческие художники создавали в новообращённой стране новые шедевры, которые приравнивались к лучшим образцам византийского искусства – к примеру Софийский Собор в Киеве, построенный ещё Ярославом в 1037–1041гг. В настоящее время он является крупным музеем. Образцом архитектурного искусства до сих пор является построенный в 1050 г. Софийский собор в Новгороде. Из Византии в Киев проникла и живопись на досках. В связи с крещением появились в Киевской Руси и образцы греческой скульптуры.
Заметный шаг оставило крещение и в области просвещения, книгоиздательского дела. Как утверждает академик М.Н. Тихомиров, книжное просвещение на Руси стало распространяться с введением Христианства (Религия и церковь в истории Руси.С.52). Славянская азбука получила распространение на Руси в начале 10 века. Первоначально славянская азбука была представлена двумя алфавитами: глаголицей и кириллицей. Оба эти алфавита были известны на Руси с начала Хв. Письменность в Древней Руси развивалась на основе кириллицы, буквы из которых вошли и в современный русский алфавит. Потребность в церковных книгах на славянском языке резко увеличилась, так как христианство проникло не только в город, но и в сельскую местность.
После принятия христианства Владимир создал духовную основу для единства дренерусского государства, на укрепление и расширение связей Киевской Руси со многими европейскими государствами и прежде всего с Византией и Болгарией.
Подлинным духовным богатством Древней Руси было устное народное творчество, во всём многообразии его проявлений: песни на бытовые, обрядовые и исторические те мы, пословицы и поговорки, сказания и былины. Христианство определило основу средневековой культуры нашей страны и тем связало славянский культурный мир и Киевскую Русь с культурными кругами христианских народов Востока и Запада.
Культура, пришедшая на Русь с принятием христианства из Византии, продолжала развиваться на почве собственного творчества. Это способствовало историческому самоопределению Киевской Руси и нахождению ею места в мировом историческом процессе. Культура древней Руси сочеталась с ценностями самого высокого порядка – в архитектуре, иконописи и стенописи декоративном искусстве, в шитье, в древнерусской хоровой музыке и древнерусской литературе. Христианство способствовало созданию великорусской нации.
Вера и богослужение требовали грамотности, книжности и искусства, притом в самых широких масштабах. Школа, книги и просвещение были на протяжении многих столетий исключительно церковными. Архитектура, живопись и музыка воплощались в церковных памятниках. Мировой вершиной в области живописи является древнерусская икона.
После принятия христианства на жизнь древней Руси оказали влияние византийская литература, политическая мысль, естественные научные воззрения и, в первую очередь, православное богословие. С принятием христианства в 988году Русской Православной Церкви потребовались многие церковно-богослужебные и церковно-просветительные книги, переводившиеся с греческого языка или поступавшие из Болгарии. Христианство дало стимул развитию собственной письменности на Руси. К её числу принадлежит такой выдающийся памятник литературы, как глубоко патриотичное «Слово о законе и благодати» Киевского митрополита Иллариона.
В то время стала обильно появляться древнерусская письменность. В 11 веке в монастырях Киева и Новгорода писались летописи о событиях общегосударственного значения.
Христианство обогатило славянские народы новыми научными и философскими понятиями, которые до тех пор не были известны. Ускорилось развитие древнерусского литературного языка. По определению литературоведов, славянский язык к середине 11 века «значительно превзошёл по своим выразительным богатствам многие языки тогдашнего европейского мира».
Христианизация способствовала развитию национального самосознания Руси, а также стремлению к созданию единой государственности.
Особое значение уделялось изучению нравственных идеалов древней Руси. Огромная роль в создании этих идеалов принадлежит Церкви. Церковь оказала чисто духовное религиозное влияние на совесть и душу русского народа. Нравственные идеалы русского народа обогащались характерными чертами Православия: святостью, аскетизмом, смирением, сострадательным братолюбием, жертвенностью и эсхатологической верой в праведный, сияющий небесной красотой град Божий. Тысячелетняя история Русской Православной Церкви оставила нам множество примеров достойных представителей иерархии и клира, которые вместе со своими духовными чадами боролись за свободу и территориальную целостность Русского государства, от печальных времён
татаро-монгольского ига до грозных событий второй мировой войны.
На этом строилось мировоззрение наших предков. Оно не было философским течением, известным одним и неизвестным другим. Это изначальное миропонимание, пронизывающее плоть и кровь народа, из поколения в поколение живёт в нас, в нашей вере, в народной совести.
Литература:
1. Карташев А.В. Религиозно – социальная реформа князя Владимира. // М.,1996
2. Карамзин Н.М. История государства Российского // М.,2002
3. Мунчаев Ш.М, Устинов В.М. История России // Учебник для вузов. М., 2007
Международная церковно – историческая конференция Тысячелетие Крещения Руси // М.,1988
4. Приселков М.Д. Очерки по церковно – политической истории Киевской Руси 10- 12 в. // С.П.б 1913
5. Толстой М.В. История русской церкви // М., 1991
6. Штайнер Р. Воспитание ребёнка с точки зрения духовной науки. Журнал Дошкольное воспитание 1/94г.