Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Образовательные инновации в ду...

Образовательные инновации в духовно-нравственном, патриотическом и гражданском воспитании детей и молодежи


Тян Татьяна Федоровна
заместитель директора по научно-методической работе
МАОУ СОШ № 5
г. Лабытнанги

«Воспитание – великое дело:
им решается участь человека»
В. Г. Белинский

 

Воспитание как целенаправленная деятельность ориентирована на создание условий для развития духовности обучающихся, для самореализации личности, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении. Обучение, развитие и воспитание должны слиться в органический процесс становления формирования гармоничной личности.

Важнейшей целью воспитательной работы в школе, по моему мнению, является формирование личности, которой присущи толерантность и высокая гражданственность, творческая устремленность и сострадание, интеллигентность, социальная активность и коммуникабельность, приверженность школьному духу, традициям школы, города, округа, государства, физическое и нравственное здоровье.

Личность формируется и развивается в деятельности: чем богаче и содержательнее будет организованная деятельность учеников, тем больше создаётся возможностей для целенаправленного воздействия на становление социально-ценных отношений ребёнка к явлениям окружающей действительности, на формирование их самосознания, самовоспитания духовных потребностей личности, в том числе в труде, творчестве, общении.

Известны различные подходы деятельности педагогов-организаторов, классных руководителей, воспитателей, учителей:

·                 качественное преобразование системы воспитательной работы – переход от мало связанных между собой, «добровольно-принудительных» мероприятий к системе ключевых общешкольных дел. Это, как правило, яркие события в жизни детско-взрослого школьного сообщества;

·                поддержка процессов коллективообразования в школе (через создание  традиций школы, стимулирование внутригруппового общения, включение класса в подготовку и реализацию общешкольных событий и т. д.);

·                 насыщение учебно-воспитательного процесса различными формами дополнительного образования. Это может быть стимулирование детско-взрослого соуправления в школе. Как уже отмечалось, настоящее детское самоуправление – не в копировании взрослых «пирамид власти» (Дум, Парламентов, Президентов) и тем более не в наличии так называемых «дней самоуправления» (которые, как правило, становятся всего лишь игрой детей «в школьную администрацию» и «в учителей»). Соуправление – это реальная самостоятельная и совместная деятельность школьников и педагогов, в которой поддерживаются равноправные отношения и создаются благоприятные возможности для личностного и гражданского самоопределения школьника.

А. С. Макаренко утверждал, что лишь в коллективе обеспечивается свобода и достоинство личности, её наилучшая защищённость и наиболее широкие социальные связи. Я полностью согласна с данным утверждением и  считаю, что в школе необходимо вести целенаправленную работу по формированию коллектива, его сплочённости.

Формирование личности, её социализация неразрывны с нравственными аспектами: это забота общества о своём подрастающем поколении и забота подрастающего поколения об обществе. Следует помнить, что на ребёнка в процессе формирования личности влияют природа и родной язык; общение в семье, в школе, окружающая среда; его деятельность; средства массовой информации, искусство, литература; образ жизни самого ребёнка, его стремления, планы, роль, которую он выполняет в микросреде. И не всегда ребёнок способен откорректировать полученную информацию, разделить её на необходимую и ненужную.

Для обеспечения благоприятных условий формирования отношения учащихся к действительности необходимо организовывать не только познавательную, художественную, игровую, но и опытническую, конструкторскую, спортивно-оздоровительную и трудовую деятельность детей. В деятельности такого рода, возможно использование следующих технологий: «Педагогика общей заботы» (КТД) Иванова П. И., технология развивающих игр Б.П. Никитина, технологии Л. В. Тарасова (Экология и диалектика). В основе последней технологий лежат принципы гуманизации, интеграции, осуществления развивающего обучения и синергетики.

Развитие личности ребёнка включает три этапа:

1.             Развитие способов умственной деятельности посредством игры.

2.             Развитие поисковых функций интеллекта, овладение формальной и диалогической логикой посредством проблемного обучения.

3.             Соблюдение основных фаз творческого процесса.

Воспитательная работа в современной школе должна быть выстроена в модели холистического обучения, которая, на мой взгляд, полностью соответствует целям воспитания. Холистическая модель предполагает гармоническое обучение и воспитание, обращённое к ученику в целом, восприятие всеми органами чувств, работа с левым и правым полушариями мозга, эмоциональность, драматизм, визуализация, синектика – установление связей, латеральное мышление (юмор, творчество).

Воспитательная работа в МАОУ СОШ № 5 строится по трём взаимосвязанным направлениям:

·                 шефская работа с учащимися младших классов (организация и проведение тематических перемен, классных часов, игр и конкурсов);

·                 организация дежурства по школе. Данное направление включает в себя не только соблюдение порядка в школе. За дежурным классом закрепляется обязанность освещения памятных дат, выпавших на срок дежурства;

·                 организация общешкольных культурно-массовых мероприятий. В условиях обострения духовно-нравственного кризиса подрастающего поколения, разрушения социальных связей, снижения воспитательного потенциала возникла необходимость переосмыслить отношение к детскому досугу и вести поиск педагогически целесообразных и привлекательных для ребёнка форм досуга. Это могут быть как конкурсно-развлекательные и игровые программы, так и тематические беседы, различные социальные акции, экскурсии, круглый стол; спортивно-игровые программы и т. п.

·                реализация образовательной досуговой программы. Мониторинг знаний исторически значимых событий, уровня патриотизма показывает на необходимость включения в воспитательную работу мероприятий патриотической направленности, причём данные мероприятия должны готовиться обучающимися, а педагог может играть роль направляющего, например, раздел программы «Залив «Моя малая Родина» включает в себя такие мероприятия,  как  «Я люблю свой город» – познавательная викторина о родном городе, выставка рисунков ко дню города «Мой родной город»; Причал «Здравствуй, весна!»конкурс-выставка декоративно-прикладного и художественного творчества.

Активными участниками воспитательного процесса в школе являются родители, которые с пониманием относятся к увлечениям детей и всячески им помогают. Например, родители помогают подобрать иллюстративный материал для оформления школы. Некоторые мамы принимают участие в конкурсах, которые проводят их дети. Папы и мамы принимают участие в тематических классных часах. И уже стали традицией встречи под названием «Жизнь замечательных людей».

Инновациями воспитательной работы школы является введение краткосрочных игровых программ и акций, комплексных мероприятий, охватывающих образовательный и воспитательный процессы в школе.

Следует отметить, что, несмотря на различные направления организационно-воспитательной работы, в образовательной организации прослеживается определённая система, ориентированная на воспитание самоорганизованной личности.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт