Мягков В. А., директор,
Юханова М. В., заместитель директора
по научно-методической работе муниципального
автономного учреждения дополнительного образования
«Центр технического творчества», г. Муравленко,
Ямало-Ненецкий автономный округ
В условиях малого монопрофильного северного города Муравленко наиболее ресурсной формой для создания системы поддержки и развития технического творчества, инженерно-конструкторской и изобретательской деятельности учащихся стал проект муниципальной системы образования «Образовательный консорциум «Технопарк».
Инновационная значимость проекта состоит в конструировании условий для организации и внедрения новых видов деятельности участников образовательного пространства на основе сетевой деятельности.
Проект реализуется с 2012 года. Он объединил ресурсы технической направленности, а также усилил кадровые, материальные, методические ресурсы учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ: Центра технического творчества, Центра детского творчества, школ №№ 1, 2, 4, 5, 6.
Структура Технопарка состоит из кластеров, в которые входят лаборатории, располагающиеся на базе образовательных учреждений города – участников Технопарка.
Деятельность консорциума организована на образовательных площадках-лабораториях в том направлении технического творчества, где имеются необходимые для этого условия. При этом появилась дополнительная возможность реализации совместных образовательных мероприятий и событий, получения профессиональной экспертизы технических проектов учащихся и педагогов, расширения перечня услуг дополнительного образования.
Центр технического творчества обеспечивает координацию инновационной деятельности участников консорциума и является основным базовым учреждением для размещения лабораторий «Технопарка». Общий контроль и управление осуществляется на уровне Управления образования. Взаимодействие образовательных учреждений внутри Технопарка организовано на основе Соглашения между Управлением образования, Центром технического творчества и образовательными учреждениями. Совет Технопарка, в который входят представители всех учреждений-участников Технопарка, Управления образования, общественности, родителей учащихся, является постоянно действующей переговорной площадкой для обеспечения совместной деятельности по согласованию целей, механизмов, схем взаимодействия, определению образовательных результатов и проведению профессиональной экспертизы.
Формы деятельности Технопарка самые разнообразные:
– сетевые образовательные события (соревнования, конкурсы, фестивали, семинары, форумы, конференции, презентации);
– дистанционная открытая школа «Юный техник», основное образовательное пространство которой информационное. Это сайт школы в сети Интернет, на котором размещаются форум сетевого сообщества педагогов и обучающихся, занимающихся техническим творчеством, галерея их проектов. В рамках школы проведены 24 вебинара по образовательной робототехнике, в которых приняли участие 17 педагогов и более 170 учащихся из всех территорий округа. Видеозаписи вебинаров также размещены на сайте школы;
– выявление и поддержка технически одарённых ребят. Для этого направления разработан и реализуется проект «Управление процессом сопровождения технически одарённых детей в условиях сетевого взаимодействия в городском образовательном консорциуме «Технопарк», который получил грант в размере 500 000 рублей по итогам Конкурса инновационных проектов департамента образования ЯНАО. В 2013 году Центр технического творчества утверждён ресурсным центром апробации элементов региональной Модели выявления, развития и поддержки одарённых детей в автономном округе;
– предпрофильная подготовка учащихся, которая реализуется в форме дуальных дополнительных программ по робототехнике, ориентированных на практическое освоение знаний по физике и математике, полученных на уроках в школе, а также сетевых уроков по предмету «Технология» с использованием базы и оборудования «компьютеризированные станки-проэмуляторы» Центра технического творчества.
Ежегодно в мероприятиях консорциума принимают участие более 500 школьников и 30 педагогов. Результативность деятельности Технопарка подтверждается их победами и призовыми местами в конкурсах технической направленности различного уровня: городские исследовательские конференции школьников «Малая Академия» и «Цель творчества – познание идеи», городские и региональные соревнования по робототехнике, региональные соревнования по картингу, городские и окружной конкурсы юных рационализаторов и изобретателей «От замысла к воплощению», окружной конкурс детских творческих проектов «Мир увлечений», окружная Ассамблея юных изобретателей, всероссийский конкурс «Талант, технология, творчество – 3Т. DigitalCreator», всероссийский конкурс научно-технического творчества молодёжи «НТТМ-2013», международная Олимпиада по истории авиации и воздухоплавания им. А. Ф. Можайского, региональный этап Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям», международный интернет-конкурс «Творческий учитель – одарённый ученик».
Таким образом, сетевое взаимодействие образовательных учреждений разного типа, являющееся базовой формой деятельности Технопарка, позволило организовать работу по формированию у школьников начальных технических компетенций и инженерного мышления, а также инновационный «лифт» для технически одарённых детей. Одной из проблем остаётся расширение спектра курсов и модулей, направленных на развитие технического творчества и инженерной культуры ребят, а также подбор педагогических кадров, т. е. специалистов, имеющих базовую подготовку в области современных видов инженерно-технической деятельности.