Федюк Наталья Георгиевна
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов»
Надымский район, г. Надым
Историческая память народа – важная составляющая духовного богатства и величия народов и наций. Знания о прошлом своей Родины - основа нравственной и культурной преемственности поколений, духовного развития личности.
Воспитывать детей памятью – это значит закладывать глубокие нравственные устои, высокие патриотические чувства и чувства ответственности за свои поступки.
История России полна примеров беззаветного служения Родине, героизма и подвижничества! Именно на уроках истории закладываются основы гражданственности и патриотизма, понимание исторических процессов, поступков людей и взаимоотношений стран.
В ряду героических страниц нашей истории особой строкой вписано имя великого полководца, государственного деятеля и хранителя православия Александра Ярославича Невского.
Мало сведений сохранилось о великом полководце, многие сведения погибли в период монгольского нашествия, но слава и подвиги Александра Ярославича пережили все века и невзгоды и служат для последующих поколений примером жизненного служения Отчизне.
Полнее изучить жизнь и подвиги Александра Невского на учебных и внеурочных занятиях позволит интересная форма организации учебной деятельности учащихся – образовательное путешествие.
Образовательное путешествие – это всегда путешествие в новое социально-культурное пространство, оно ориентировано не столько на приобретение фактической информации о мире, сколько на освоение социального опыта человечества. Это, прежде всего путь к новому, неизведанному, который предполагает активную работу по осмыслению различных понятий и явлений окружающего мира, а не просто передвижение в пространстве[1].
Сердцем Санкт-Петербурга называют Свято-Троицкую Александро-Невскую Лавру – огромный культурно - религиозный комплекс посвященный Святому благоверному князю Александру Невскому.
Именно она станет объектом нашего образовательного путешествия. Учащимся предстоит стать не пассивными слушатели экскурсии, а искателями и исследователями нового для них пространства и информации, предстоит составить свою картину восприятия Святыни, связать воедино подвиги, славу и архитектуру.
История Лавры насчитывает сотни лет. Это древнейший объект культурного наследия Северной столицы. Один из старейших историков Петербурга пишет, что уже весной 1704 года Петр Великий выбрал место для будущего Петербургского монастыря. Предания связывали с ним историческое сражение 15 июля 1240 года, когда новгородцы разгромили вторгшееся в пределы Руси войско ярла Биргера. Однако знаменитая битва произошла не в устье Черной речки, а в устье реки Ижоры, сорока верстами выше по Неве, где еще в XVI веке была срублена деревянная церковь в память победы над шведами. Тем не менее, легенда существовала, и, может быть, основанием для нее послужила другая битва - 18 мая 1301 года, когда новгородцы, которых вел сын Александра - князь Андрей, вновь разгромили шведов и разрушили построенную ими в 1300 году крепость Ландскрону, стоявшую близ тех мест, где сейчас находится Александро-Невская Лавра [2].
Цель образовательного путешествия – воспитание морально-нравственных и патриотических качеств через прикосновение к значимому историческому памятнику Святому благоверному князю Александру Невскому.
Задачи:
Образовательное путешествие – это увлекательный процесс погружения в историческую эпоху, прикосновение к деяниям выдающихся личностей, проникновение в суть событий и явлений.
Образовательное путешествие как педагогический метод включает в себя несколько этапов.
Начало путешествия начинается с подготовительного этапа, который предполагает определения состава рабочих групп и алгоритма деятельности учащихся, направлений их деятельности по маршрутным листам и хронометраж их деятельности.
Работая на основе маршрутных листов, учащиеся должны соблюдать последовательность действий, фиксировать в различной форме полученную информацию, определять формы ее представления.
Цель заключительного этапа образовательного путешествия – это представление результатов работы на маршруте. Каждая группа должна в яркой и доступной форме представить результаты своей деятельности, чтобы оформить яркий и увлекательный продукт образовательного путешествия – буклет о Святыни.
Особенностью нашего образовательного путешествия является его виртуальный характер ввиду значительной удаленности нашей территории от изучаемого объекта.
После путешествия учащимся предстоит ответить на главный вопрос - почему Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра является значимым памятником Святому благоверному князю Александру Невскому?
Ответить на вопрос учащиеся смогут в том случае, если:
Задания по маршрутным листам.
Лист 1.
Лист 2.
Лист 3.
Лист 4.
Лист 5.
Итоги путешествия каждой группы оформляются в виде презентации и представляются на итоговом занятии.
Обязательным этапом заключительного занятия должно стать размышление и ответ на вопрос всего образовательного путешествия - почему Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра является значимым памятником Святому благоверному князю Александру Невскому?
Далее редакционный совет оформляет полученную информацию в яркий буклет или небольшую брошюру.
Важными итогами деятельности учащихся после выполнения заданий маршрутов и изучения объектов Лавры должны стать личностные, предметные и метапредметные результаты.
Личностные:
Предметные:
Метапредметные:
Реализуя такую форму организации учебной деятельности как образовательное путешествие можно сделать выводы о том, что этот педагогический метод позволяет глубже проникнуть в суть событий и явлений истории, дать учащимся почувствовать себя путешественниками и исследователями. Позволяет развивать навыки коммуникативной культуры и создает условия для социальной активности учащихся. Кроме того, образовательное путешествие как метод полностью соответствует требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта, который ставит главной задачей развитие личности ученика через деятельностный характер обучения, который и лежит в основе данного метода[3].
ЛИТЕРАТУРА
Электронные ресурсы: