Любовь к родной природе, умение видеть и чувствовать её красоту – это начало чувства любви к Родине. Родная природа – снежные просторы тундры, северное сияние, земля в цвету открывают богатейшие возможности для воспитания у детей этого чувства. В общении с природой формируются лучшие нравственные качества маленького гражданина: привязанность к родным местам, чуткость, отзывчивость, доброе отношение ко всему живому.
В МБДОУ Детский сад № 7 «Крылышки» функционирует экологическая комната. Экологическая комната предназначена для проведения экологических занятий, релаксационных целей, знакомства с литературой, коллекциями природного материала, для наблюдений детей, игр, ухода за живыми объектами.
В живом уголке есть разные животные: кролик, черепахи, хомячки, декоративные мышки, аквариум с рыбками. Дети наблюдают за животными, кормят их. Также в живом уголке растут разнообразные растения. Эти объекты очень любимы детьми и играют большую роль в воспитании эмоционального отношения к живой природе, в формировании навыков ухода за животными и растениями, побуждают детей заботиться о них. Мы приобщаем детей к природе с помощью уголков природы в группах, экскурсий по экологической тропе детского сада, экскурсий в тундру.
Важное место в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, отводится созданию на территории детского сада экологической тропинки и организации на ней работы с детьми.
На экологической тропинке дети могут наблюдать различные виды пород деревьев: берёза, ель, пихта, карликовая берёза, ива; кустарники; различные по форме и подбору растений цветочные клумбы; уголок луга; уголок нетронутой природы с кустиками брусники, голубики и др.
Охраняют тропу сказочные герои: Алёнушка, Иванушка, Баба – Яга, Лесовичок.
На экологической тропинке детского сада проводятся экскурсии-наблюдения, например, сравнение ели и пихты для детей старшей группы.
Цель: способствовать формированию представлений детей о пихте и ели (и т. п.) – это деревья, у них есть корень, стебель, листья; развитию у детей умения обобщать по существенным признакам; формированию умения сравнивать различные виды деревьев; воспитанию интереса, как к живым существам, желания узнавать, как они себя чувствуют; развитию наблюдательности, любознательности.
Предварительная работа
– Заучивание стихов о пихте, ели.
– Рассматривание иллюстраций.
– Чтение познавательной и энциклопедической литературы.
– Разучивание пальчиковых и хороводных игр.
– Серия наблюдений за деревьями в разное время года, в разную погоду.
– Отгадывание загадок.
Ход экскурсии-наблюдения
1. В гости к детям приходит Старичок – Лесовичок (игрушка) и приглашает детей к себе в гости на тропинку. А чтобы узнать, к кому именно пойдем в гости, нужно отгадать загадки:
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ни чего сама не шьёт,
А в иголках круглый год
(Ель)
Старичок - Лесовичок предлагает детям взять все, что им пригодится на тропе (план, лупы, подарки…) и приглашает к себе в гости на тропинку.
2. Дети по схеме-плану экологической тропинки ищут объект, к которому их приглашает Лесовичок.
3. Дети подходят к ели, здороваются с ней, называют свои имена, обнимают, называют ёлочку различным ласковыми словами.
4. Беседа по вопросам:
– Как называется дерево?
- Как выглядит ель (ствол, листья, ветки, плоды и т. п.)?
– Какое дерево – лиственное или хвойное?
– Как можно измерять высоту березы? (Варианты ответов)
- Какую пользу приносит людям и животным?
Лесовичок предлагает стать около ели – намного ли она выше детей?
– Как измерять толщину ели (Ниточкой, обхватить руками.)
Лесовичок предлагает рассмотреть иголки - листья, потрогать – какие они? Какой кончик у листочка: острый или тупой? Предлагает закрыть глаза и представить, на что похож листочек ели? (На ощупь, по форме…)
Дети берут лупы и рассматривают листочки и кору ели.
Лесовичок. – Что увидели? Кто живет на коре? Под корой? Какая она? – Потрогать. Чем пахнет?
5. Игра «Собери шишки».
Детям педагог выдает шапочку белки.
Воспитатель. Скачет белка-шалунишка,
Рвет с еловых веток шишки,
Есть у белки семена –
И зима ей не страшна!
Лесовичок предлагает вспомнить, в какое время года ёлочка нарядная?
Дети играют в пальчиковые и хороводные игры. Можно провести конкурс стихов про ёлку.
6.Дети находят по схеме лиственницу и переходят к ней. Здороваются.
7. Беседа по вопросам:
– Как выглядит лиственница?
– Похожа она на ель или нет?
– Чем отличается??
Дети рассматривают листья – иголки пихты и ели, сравнивают на ощупь, вспоминают, что осенью пихта сбрасывает листья, а ель – нет; рассматривают кору пихты через лупу. Сравнивают с елью.
8. Лесовичок предлагает в группе нарисовать портреты пихты и ели.
С детьми подготовительных групп мы проводим экскурсии в тундру. Наблюдения на экскурсии дают богатую почву для размышлений, побуждают в детях пытливость и любознательность. Во время экскурсии мы стараемся детям дать, как можно больше знаний о животном и растительном и животном мире, добиться, чтобы дети бережно относились к каждому дереву, каждому цветочку, растущие на вечной мерзлоте. Чаще всего такие экскурсии проводятся в начале и в середине осени. В ходе экскурсий наблюдаем, как меняется природа тундры за столь короткий период. Только недавно она играла нежными осенними красками, звенела от птичьих голосов, а теперь стоит грустная, как бы прощаясь до весны. Дети учатся сравнивать природу золотой и поздней осени. Наблюдают, как изменились листья на деревьях, трава, небо (и т. п.), учатся делать выводы, вспоминают стихи поэтов – классиков об осени. Такие экскурсии остаются в памяти детей надолго.
9. Общие рекомендации по работе с детьми
на экологической тропинке детского сада и на экскурсии в тундру:
– Использовать экскурсии для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
– Проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования и другие виды деятельности.
– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
Экскурсия в тундру (Октябрь)
Экскурсия в тундру (Октябрь) |
Экскурсия в тундру (Сентябрь)
Экскурсия в тундру (Сентябрь) |