Колесников П. И.
Заместитель атамана Обско-Полярного отдельского
казачьего общества Сибирского войскового казачьего общества
Подъесаул
Председатель Собрания депутатов
муниципального образования город Тарко-Сале
Обско-Полярное отдельское казачье общество на службе Отечеству
На войсковом знаке Сибирского казачьего войска есть надпись, нанесенная славянским шрифтом "Царская служилая рать" - и это самая объективная характеристика деятельности войска за все 432 года его истории. В отличие от своих братьев казаков Донского и Уральского войск, которые ведут свою родословную из глубины веков от вольных боевых дружин, сибирские казаки с первого дня образования войска были на службе у Российского государства.
Присоединив в 1582 году Западную Сибирь к Российскому государству, сибирские казаки менее чем за сто лет, практически без военных столкновений с местным населением Сибири и Дальнего Востока, прошли путь от восточных склонов Урала до берегов Тихого океана, и вышли на Камчатку. Во время своего многолетнего похода «на встречь солнцу» они отметили свой путь строительством десятков городов и крепостей. Придя на берега великих сибирских рек, казаки принесли с собой свет христовой веры, прекратили на ее территории работорговлю, остановили междоусобные войны и тем самым спасли от полного уничтожения многие сибирские народы. За все годы своей службы они очень часто выступали на «новых землицах» не как воины, а как строители. И благодаря их особому умению устанавливать добрые отношения со всеми сибирскими народами, мы всегда произносим не «завоевание», а «присоединение» бесконечных сибирских земель к Российскому государству.
Доказательством созидательной службы сибирцев служит то, что за годы освоения огромных восточных территорий Российской империи сибирскими казаками, там не только не исчез ни один местный малый народ, но их численность даже увеличилась. И уж совсем нельзя не отметить тот факт, что в Сибири никогда не было ни насильственного крещения, ни работорговли, ни истребления коренных народов, ни жестокой их эксплуатации, как в Северной Америке, при ее освоении в период «дикого запада». Православные монастыри и церковные подворья, основанные сибирскими казаками по всей Сибири, во все века были центрами духовности, образования и хозяйственности. Подтверждением мирного взаимоотношения коренных народов Обского Севера и казаков может служить и тот факт, что в фольклоре и сказаниях ненцев, ханты и селькупов вы не найдете негативных описаний их взаимоотношений.
На Обской Север казаки пришли в начале последнего десятилетия XVI века. Обдорск был основан в устье Оби сибирскими казаками в 1595 году, и первые два века своей истории он существовал и развивался именно как казачья крепость. Из Обдорска казачьи отряды направлялись для сбора ясака по всему Ямалу. Был этот городок и опорным пунктом дальнейшего продвижения казаков на Таз и Енисей. Весной 1601 года Топольскими и Березовскими казаками была основана Мангазея. А примерно с 1630 года походы обдорских и мангазейских казаков в устье Лены и дальше на Таймыр были обычным делом. Огромная территория, богатая пушниной, лесом и природными ископаемыми, была за короткий исторический период присоединена к России. Расселяясь по всей Западной Сибири и Дальнему Востоку, сибирские казаки заложили основу для создания Семиречинского, Забайкальского, Амурского и Уссурийского казачьих войск, Енисейского и Якутского казачьих полков. И эти братские казачьи войска продолжили дело, начатое сибирцами, по освоению новых территорий России и защите её границ от внешних врагов.
История сибирского казачества очень хорошо перекликается с нашим временем.
Во благо всей России с начала 90-х годов XX века началось возрождение сибирского казачества на Обском Севере. Примечательно, что этот процесс был неразрывно связан с возрождением православия на Ямале. Во многих городах и поселениях Ямала сибирские казаки – основа и опора православных общин.
Решением Главного управления казачьих войск при Президенте Российской Федерации от 28 ноября 1997 года № 10, Обско-Полярное отдельское казачье общество внесено в государственный реестр казачьих обществ. В настоящее время в состав Обско-Полярного отдельского казачьего общества входят Салехардское, Ново-Уренгойское, Губкинское, Муравленковское и Ноябрьское городские казачьи общества и Приуральское, Надымское, Тазовское, Красноселькупское и Пуровское станичные казачьи общества. Всего к Обско-Полярному отдельскому казачьему обществу приписаны более 700 казаков. В уставе общества зафиксированы около 30 видов деятельности. Но в настоящем докладе я хочу по возможности кратко проинформировать вас о трех из них. Это участие в охране общественного порядка, патриотическое воспитание молодого поколения и возрождение казачьей культуры. И так как казачья служба неразрывна с православием, то взаимодействие казачьих и православных общин, конечно, является важным фактором для становления современного гражданского общества.
Общеизвестно, что казаки всегда охраняли границы и рубежи нашего Отечества и сегодня они стоят на охране правопорядка. За последние три десятилетия прошедшего и начавшегося веков в жизни нашей страны произошли невиданные по своим масштабам и глубине перемены, которые одновременно с принесенными политическими свободами разрушили единый хозяйственный комплекс, дали старт межнациональным конфликтам, огромным миграционным потокам и как следствие привели к росту преступности. И первыми представителями общественности, кто взял на себя ответственность за охрану общественного порядка и общественной безопасности были казаки! С момента начала возрождения казачества, первыми публичными действиями стало участие членов казачьих обществ в охране общественного порядка. Конечно, на первом этапе было много ошибок и даже перегибов со стороны казачества. Но, со временем, опыт первых казачьих дружин стал основой организации участия членов казачьих обществ в охране общественного порядка. В настоящее время создана правовая база, обеспечивающая законное участие казаков в охране общественного порядка. В Обско-Полярном казачьем обществе казачьи дружины созданы во всех городских казачьих обществах, но особенно важно то, что эта работа активно ведется в маленьких национальных поселениях, которые отдалены от районных центров и в которых нет участковых полицейских. Следует особо отметить, что население и органы местного самоуправления положительно воспринимают участие казаков в охране общественного порядка. Опираясь на помощь казачьих дружин в предупреждении правонарушений, правоохранительные органы получают возможность концентрации сил и средств на тех направлениях, где требуется высокая профессиональная выучка. Конечно, есть в этом вопросе и нерешенные проблемы, но опыт работы показывает, что все они решаемые. При этом нельзя не отметить и тот факт, что в активе казачьих дружинников сотни предотвращенных преступлений, а подтверждением честного исполнения своего долга могут служить множественные награды МВД России, которыми отмечены казаки-дружинники. Очень важен и тот, факт, что участие членов казачьих общин в охране общественного порядка является реальной формой участия населения в местном самоуправлении. Сегодня уже ни у кого не возникает сомнения в важности участия казаков в охране общественного порядка. А следующим этапом этой работы станет создание добровольных пожарных дружин из числа казаков, и эта казачья служба также будет очень востребована, особенно в небольших поселениях, где пожарные караулы немногочисленны и очень нуждаются в помощи общественников. Эта работа уже ведется и первый опыт участия казаков в профилактике пожаров убедительно доказывает её важность и необходимость.
Другой не менее важной деятельностью казачества является участие членов казачьих общин в патриотическом воспитании молодого поколения. Работа с молодежью ведется по двум основным направлениям. Это создание казачьих центров и клубов, в которых идет работа с подростками во внеурочное время и взаимодействие с казачьими кадетскими классами, созданными в общеобразовательных учреждениях.
Рассказывая о казачьем кадетском движении на Ямале нужно отметить, что в целом кадетское движение на Ямале развивается более 15 лет и имеет не только богатый опыт, но и устоявшиеся традиции в вопросе патриотического воспитания молодежи. В настоящее время в общеобразовательных учреждениях Ямало-Ненецкого автономного округа функционирует около 80 кадетских классов разной направленности. Из них 17 казачьих кадетских классов. То есть каждый пятый кадетский класс – казачьей направленности. В них обучается более 400 казаков-кадетов. Казачьи кадетские классы есть во всех крупных муниципальных образованиях Ямала и, благодаря совместной работе органов образования и штаба Обско-Полярного отдельского казачьего общества, все предыдущие годы отмечается тенденция увеличения казачьих кадетских классов. Кроме этого в нашем автономном округе работают пять военно-патриотических клубов, в которых занимаются около 250 детей.
В чем отличительная особенность казачьих кадетских классов, что привлекает в них детей и чем они интересны их родителям?
В казачьих кадетских классах, кроме общеобразовательных предметов и усиленных занятий спортом, преподаются основы казачьей культуры, как части русской культуры, также кадетов знакомят с историей российского казачества, как части истории России. Но самое главное, что отличает казачьи кадетские классы от других профильных кадетских классов, таких как общевойсковые, пограничные, полицейские и классы МЧС, это преподавание основ православия и взаимодействие класса с казачьей общиной. Казачьи кадеты принимают активное участие во всех мероприятиях, проводимых городскими казачьими обществами. Вместе с взрослыми казаками, они занимаются в казачьих творческих коллективах и тем самым представляют казачью культуру на всех городских общественных и праздничных мероприятиях. В наше время имеет большое значение и знакомство подростков с основами православия. Эти уроки, как правило, ведут священники и уровень преподавания этой важной дисциплины очень высокий. Как и взрослые казаки, присягу кадеты также принимают в Храме при присутствии атамана и казаков казачьего общества и полкового священника. В работе с детьми и подростками не может быть мелочей, и даже тот факт, что казачьим кадетам присваиваются вице-чины, схожие с казачьими чинами, имеет важное воспитательное значение. Взаимодействие кадетов с общиной, особенно важно для кадетов из неполных семей. Для подростков, воспитывающих в неполных семьях, общение со старшими товарищами-казаками, особенно важно. Причем, как для мальчиков, так и для девочек. Своеобразной высокой оценкой деятельности казачьих кадетских классов может служить то, что очень часто родители просят принять их ребенка именно в казачий кадетский класс. Примечательно, что с такими просьбами обращаются, и родители из мусульманских семей, и просят принять их ребенка в казачий кадетский класс.
Перечисление успехов кадетов казачьих классов заняло бы много времени. Но самым важным результатом в этой работе является воспитание будущих защитников нашего Отечества. Хорошей школой для наших казачат стало участие в ежегодном смотре-конкурсе на звание «Лучший казачий кадетский класс Уральского федерального округа». В будущем году смотр кадетских классов Уральского федерального округа пройдет на территории Ямала в городе Ноябрьске, и мы сделаем все возможное, чтобы он прошел достойно и с пользой для наших кадетов.
Хорошую практику знакомства с казачьей культурой кадеты из казачьих классов проходят, принимая активное участие в художественных коллективах казачьей направленности. В настоящее время хоры и ансамбли казачьей песни созданы и активно работают в Пуровском и Красноселькупском районах, городах Новом Уренгое, Салехарде и Ноябрьске, сегодня казачьи песни слышны на всех праздниках во всех городах и поселениях Ямала. Творческие казачьи коллективы, представляя культуру Ямала, успешно участвуют во многих региональных и всероссийских творческих конкурсах. Казачья культура – часть русской православной культуры и в этом вопросе есть реальная возможность усилить взаимодействие казачьих и православных творческих коллективов.
Рассказывая о взаимодействии ямальского казачества с Салехардской епархией, нужно в первую очередь сказать о совместной миссионерской деятельности. Основой этой работы служат договора, заключенные между казачьими обществами и приходами. Общие принципы участия казаков в миссионерской деятельности заложены и в договоре о сотрудничестве и взаимодействии, заключенном между Обско-Полярным отдельским казачьим обществом и Салехардской Епархией. В качестве примера кратко расскажу о совместных поездках пуровских казаков и священнослужителей к коренным жителям Пуровского района. Эта работа началась еще в апреле 2011 года. За прошедшие три года было совершены десятки поездок в национальные поселения, стойбища и рыбацкие станы. Главное в этих поездках, конечно же, просвещение. Организация поездок – дело не простое, но нас всегда радует, что их результатом становится принятие православия десятками молодых жителей тайги и тундры. Эта работа очень важна еще и потому, что в последние годы линия противостояния сектантам проходит, в том числе, по стойбищам и рыбацким станам коренных жителей. Здесь очень важно отметить один фактор. Я много лет общаюсь с коренными народами Обского Севера, хорошо знаком с их образом жизни и могу с полной уверенностью сказать, что принятие ненцами, ханты и селькупами христианства не противоречит их мировоззрению. Напротив, является важным фактором, который поможет им сохранить свой образ жизни и сохраниться как народам в целом.
В своем обращении к казакам, сделанном 14 октября 2009 года во время Божественной литургии в Вознесенском соборе Новочеркасска Святейший Патриарх Кирилл в частности отметил: «Пробуждается и возрождается казачество наше. Много еще испытаний и, наверно, проблем, которые нужно преодолеть и решить. Самое главное должны помнить – и казаки, и все мы: если хотим, чтобы совершалось над нами чудо Божие, чтобы Бог преклонял к нам свою милость, мы должны хранить веру в сердце, жить по совести, по Божиему закону, любя друг друга и любя Отечество наше».
Это обращение стало православным уставом для российского казачества, и, следуя ему, ямальские казаки стояли, и будут стоять на службе нашего Отечества.