Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Проблема опасного влияния совр...

Проблема опасного влияния современного информационного пространства как источника вовлечения человека в деструктивные культы


Игнатова Е. В.
педагог-психолог отдела разработки и реализации профилактических программ
муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической помощи населению «Доверие»
г. Ноябрьск

Игнатова Е. В.

педагог-психолог отдела разработки и реализации

профилактических программ

муниципальное бюджетное учреждение

«Центр психолого-педагогической помощи населению

«Доверие», г.Ноябрьск

 

Проблема опасного влияния современного информационного пространства как источника вовлечения человека в деструктивные культы

“Прогресс, отрицающий Бога и Христа, в конце концов становится регрессом, цивилизация завершается одичанием; свобода — деспотизмом и рабством. Совлекши с себя образ Божий, человек неминуемо совлечет, — уже совлекает с себя — и образ человеческий, и возревнует об образе зверином”.

                                                                               Аксаков И.С.

Личность является продуктом существования общества и государства. Формирование личности возможно при наличии физиологических задатков и под влиянием информации   распространяемой в социуме. В условиях мощной информатизации общества информационное воздействие на человека приобретает невероятнейшие масштабы. При этом одной из главных задач государства является обеспечение защиты личности от негативного воздействия, которое осуществляется путем внедрения деструктивной информации в сознание и подсознание человека, что всегда приводит к неадекватному восприятию им реальности.

  Современное информационное пространство весьма противоречиво и многообразно. И, конечно же, многие люди теряются в этом многообразии. Порой человеку очень сложно осмыслить неоднозначность того информационного пространства, в котором он находится. Негативное влияние современного информационного пространства проявляется в том, что люди становятся очень уязвимыми, раздражительными, начинают защищаться от придуманных врагов, пытаясь при этом найти  спасение. При этом опасность заключается в том, что часто люди находят свое спасение в различных деструктивных культах, или в деструктивных сектах. И на сегодняшний день для нашего государства это является огромной проблемой. В настоящее время в России действует множество различных сект, в том числе и тоталитарных, жестко контролируемых из-за рубежа. Одни люди впервые придя в секту, надолго не задерживаются. Другие, к сожалению, остаются там навсегда. У человека, связавшего свою жизнь с сектой, полностью изменяются и сужаются жизненные и ценностные критерии жизнедеятельности и мировоззрения. Сектант постепенно отгораживается от мира, деградирует и переходит на особый язык общения. Для новичков секта маскируется и воспринимается ими как дружелюбная организация, активно желающая помочь им в  развитии, преодолении жизненных трудностей. Секта стремится манипулировать  интересами новичка с целью его завлечения. В настоящее время обозначены  заманивающие способы сект: – приглашение на бесплатные курсы обучения или выгодную работу, индивидуальные беседы в общественном транспорте или визиты на квартиру, настойчивые телефонные звонки, организация массовых мероприятий, представление себя как международные организации, студенческие движения, центры здоровья или семьи и т.п.

В духовном плане главным приоритетом  деятельности сект является дискредитация традиционных вероисповеданий, в первую очередь - Православия, что разрушает единую духовную структуру страны. Здесь они спекулируют на неосведомленности большинства граждан России в религиозных вопросах.

Критика православных священнослужителей, постановка парадоксальных и неожиданных для неопытных людей мировоззренческих вопросов, спекуляция на суевериях, напористость и безапелляционность, наглое лукавство, подтасовка фактов и полуправда – вот типичные методы сектантских проповедников.

Людей, принадлежащих к одной из мировых религий, объединяет общее понимание ценностей и принципов, а сектантов – более всего авторитет учителя и личные отношения с другими членами секты.

В данном направлении нам интересен опыт проведения VII Международной конференции, посвященной изучению религий и деструктивных культов, проходившей с 18 по 20 сентября в Санкт-Петербурге. Ее участниками стали представители Русской, Белорусской, Украинской, Грузинской, Болгарской, Кипрской, Критской, Элладской, Польской и Румынской Церквей. На заседаниях и встречах обсуждались  пути выхода для тех, кто попал под влияние тоталитарных организаций. По мнению епископа Митрофана, не только Православная Церковь должна себя противостоять культам,  также возможна организация  взаимодействия, с представителями традиционных конфессий, поскольку Россия - многонациональная и многоконфессиональная страна, у ее народов - общие нравственные ценности.

Обращение к гостям и участникам форума направил управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. С приветствием к ним обратился епископ Гатчинский и Лужский Митрофан. Он отметил актуальность темы встречи и поблагодарил всех, кто на нее собрался. Епископ Карпасийский Христофор передал слова благодарности Святейшему Патриарху Кириллу за благословение провести форум. Он отметил, что проблема борьбы с сектами не надуманная, но насущная для современного мира. Она касается не только церковного круга, но всего общества. Поэтому в зале собрались не только священнослужители, но также ученые и юристы. «Большинство сект действует под личиной. Они направлены на разрушение личности человека, но Церковь с любовью и заботой хочет оградить и защитить достоинство людей, направить их на верный путь поиска надежды и спасения», — сказал епископ Христофор.

Президент Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского Александр Дворкин обратил особое внимание на то, что данная конференция свидетельствует о единстве всех Православных Церквей по отношению к данной проблеме. Он рассказал, что одно из заседаний конференции планировалось провести в Законодательном собрании Санкт-Петербурга, однако когда информация об этом появилась в социальных сетях, петербургский парламент был атакован звонками, письмами и угрозами от сектантов. В результате это заседание было отменено, что, по словам сектоведа, весьма показательно.

В ходе диалога с журналистами епископ Христофор развил тему опасности саентологии: «В чем проблема саентологии? Ее последователи регистрируются как фирмы, философские и антинаркотические центры, пытаются воздействовать на молодых  людей, изолируются их от семьи, круга общения. Люди, которые борются с этими сектами, подвергаются гонениям, с ними ведется война. У нас есть право высказать свое мнение, но нас критикуют за то, что мы еще не успели сказать» [1].

Организаторами конференции выступили межправославная инициативная группа по изучению религий и деструктивных культов, Гатчинская епархия, миссионерский отдел Санкт-Петербургской епархии и апологетический центр «Ставрос».

Следует особо отметить, что опасность любых сект заключается в том, что никто не знает, какие цели преследует та или иная деструктивная организация. Но то, что не на благо Родины, не на благо самого человека это неоспоримый факт.

На своем опыте могу сказать, общаясь с людьми, принадлежащими к тем или иным деструктивным организациям, находящимся у нас в Ноябрьске, все они однозначно негативно относятся к Православной церкви, у них полностью поменялись жизненные ценности.   Многие мои знакомые в корне изменялись, занявшись сетевым маркетингом. После посещения семинаров, которые организуют владельцы сетевого бизнеса, люди приезжают с измененным сознанием, став совершенно иными. Для них организуются различные собрания, выезды за город, якобы для семейного отдыха.

Сетевой маркетинг неизменно успешен в странах, где плохо оплачивается труд "белых воротничков". Россия же, с ее полуголодными учителями, инженерами и врачами, считается наиболее подготовленным рынком для такого вида бизнеса еще и потому, что русским, как никому, близки схемы покупки "по рекомендации знакомых". В недалеком прошлом, в советское время именно так "доставались" дефицитные товары.

Исследователи отмечают, что сетевой маркетинг совсем не безобиден. Во многих компаниях создается своего рода культ. Это может быть культ денег, благополучия и успешности, здорового образа жизни и т.п. Причем вербовка новых членов в сеть происходит с использованием нейролингвистического программирования и других способов манипулирования сознанием. Такие компании, вне зависимости от их официального названия, религиоведы сегодня обозначают термином "коммерческий культ". Между сетевым маркетингом и тоталитарной сектой вообще можно поставить знак равенства.

Уже давно установлено, что в основе вовлечения в тоталитарные секты лежит  технология формирования DDD-синдрома (deception, dependency, dread — обман, зависимость, страх), то есть составных частей того, что в США принято называть “промыванием мозгов”. DDD-синдром соответственно включает в себя сокрытие действительных целей культа, камуфлирование первоначальной “бомбардировкой любовью” последующей жесткой эксплуатации, подавление собственной личности с полным подчинением культу и страх как главный инструмент манипулирования, основанный на постоянно поддерживаемом чувстве вины.

В связи с этим считаю необходимым перечислить самые основные опасности которые несут в себе различные деструктивные организации:

-подрыв духовных основ российского общества в политических целях для ослабления российского государства. Практически все традиционные религии подвергаются нападкам со стороны деструктивных религиозных организаций, при этом особенное злобствование имеет место в отношении православия. Эта цель является, скорее всего, доминирующей среди всех остальных;

-скрытая, неявная борьба-соперничество прочих религиозных организаций против православия;

-использование религиозного сектантства в качестве мощного потенциального политического рычага давления на власти;

-использование зарубежными спецслужбами взаимосвязанной сети некоторых деструктивных религиозных организаций (скорее здесь можно говорить о нескольких тайных объединениях культов) для сбора разведывательной информации -создание резерва фанатично преданных исполнителей на случай возникновения необходимости организации в каких-либо политических целях массовых беспорядков в городах Российской Федерации или других антиобщественных акций.

-установление контроля над различными государственными чиновниками через влияние на них со стороны руководителей деструктивных религиозных организаций (подкуп, шантаж, ложь, установление контроля над сознанием).

Современные процессы глобализации дали право интеграции в международное информационное пространство  культовым организациям с деструктивным влиянием, это несёт в себе  реальную угрозу для мирового сообщества в целом, и требует создания комплексной международной системы обеспечения информационно-психологической безопасности в сегменте деятельности культовых организаций.

Во многих европейских странах уже созданы и эффективно работают информационные центры. Путем скоординированных действий, на уровне правительств, разработаны результативные мероприятия противодействия психологической агрессии исходящей от деятельности деструктивных неокультов. Подобные структуры работают во Франции, Германии, Бельгии, Австрии, но, надо заметить, что на нынешнее время все эти противодействия проводятся на уровне отдельного государства.

Безусловно, в каждой стране должна быть выработана собственная модель противодействия деструктивному информационно-психологическому воздействию, с учётом национальных особенностей, законодательства, социально-политического фактора. И в тоже время необходимо признать, что подобный подход к решению проблемы не дает оптимального успеха из-за того, что для международных не существует географических, государственных, национальных и культурных границ, они ведут свою деятельность в контексте политики глобализации.  К сожалению, в мировой практике отсутствует противодействие деструктивному информационно-психологическому влиянию с учётом перечисленных особенностей деятельности неокультов. Не существует и международных организаций, которые уполномочены  проводить экспертизы и аналитические исследования.

В создавшейся ситуации становится очевидным, что без создания международной системы обеспечения информационно-психологической безопасности в сегменте деятельности культовых организаций, а также, без принятия общепризнанных международных правил и методов анализа догматов, учений и деятельности  неокультов противодействие информационно-психологическим агрессиям  не будут иметь системного и эффективного характера.

Чтобы устранить эту проблему, в первую очередь надо уяснить, что использование деструктивных информационно-психологических влияний со стороны международных неокультов - это проблема не отдельно взятого государства, это проблема планетарного уровня.

Литература

1.http://www.patriarchia.ru/db/text/3752246.html


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт