В настоящее время в Российской Федерации отмечается высокий уровень сотрудничества государства и религиозных объединений, которое направлено на решение одной из приоритетных задач государственного уровня: духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Данное сотрудничество осуществляется на основе законодательной базы, а именно: Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ [4], Приказа Министерства образованияРоссийской Федерации от 1 июля 2003 г. № 2833 «О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ» [3]. Особая роль в формировании духовно-нравственного потенциала нашей страны отмечается со стороны православной церкви.
В связи с этим в МБУ ЦРДПиМ «Факел» было принято решение провести опрос среди воспитанников, их родителей,с целью изучениямненияо следующем: во-первых, нужно ли специалистам Центра заниматься духовно-нравственным воспитанием, или это прерогатива только религиозных объединений; во-вторых, следует ли в решении данного вопроса опираться на религиозные ценности и сотрудничать с представителями религиозных организаций.Опрос проводился в2014 году на базе Центра «Факел». Респондентами являлись родители несовершеннолетних воспитанников и совершеннолетние воспитанники в количестве 49 человек, из них родители 35 человек (71,5%), совершеннолетние воспитанники – 14 человек (28,5%).Опрос проведен с помощью анкеты. Ответы респондентов проанализированы. Частота встречаемости представлена в процентах от общего количества респондентов и ответов. Общее число ответов и процент встречаемости превышают 100%, т.к. многие респонденты дали более одного ответа.
В результате опроса выявлено, что большинствоопрошенных родителей и совершеннолетних воспитанников духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения доверяют как специалистам Центра «Факел» - 76%, так и религиозным организациям (православной, мусульманской) - 74%. При этом только половина респондентов (47%) подчеркиваютсвое согласие на проведение мероприятий в Центре с привлечением представителей религиозных организаций. В случае, если все же приглашается представитель религиозной организации на мероприятие, то преобладающее число респондентов (71%), в основном родители несовершеннолетних детей, дают свое согласие на посещение таких мероприятий.Все же большая часть респондентов (59%) предпочитают на мероприятиях Центра по формированию духовно-нравственного потенциала видеть представителей христианской организации, например, священника, соответственно, изучать христианскую культуру.Стоит отметить, что более 50% респондентов информированы о Федеральном законе «О свободе совести и религиозных объединениях» и о Приказе Министерства образованияРоссийской Федерации «О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ».
Таким образом, большинство респондентов одобряют работу специалистов Центра «Факел» по формированию духовно-нравственного потенциала подрастающего поколения.В случае проведения совместных мероприятий с представителями религиозных организаций респонденты отдают предпочтение представителям православной церкви и православному учению.
Конечно, полученные результаты следует учитывать только относительно данной выборки. Все же стоит отметить положительное отношение взрослых людей к влиянию религиозных ценностей на воспитание современного поколения. Возможно, в нашей стране, в наших семьях наступает период возрождения религиозных ценностей, определениядуховных и нравственных идеалов, которые, несомненно, влияют на формирование полноценной личности.
Учитывая результаты данного опроса, мы решили продолжить реализацию проекта «Зерно добра», зародившегося в 2014 году. Проект в основе своей содержит православное учение и несет просвещающий характер. Само название проекта говорит о его замысле: только посеяв зерно можно дождаться всходов, и пожать плоды. Зерном данного проекта являются библейские истории, притчи, отрывки из Священного Писания, несущие в себе основу для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Проект ориентирован на разновозрастную аудиторию (от 5-ти лет). В течение года ежемесячно проводится мероприятие, посвященное одной из общих для разных религиозных культур духовно-нравственной категории.По итогам двух лет реализации проекта стоит выделить следующие активно обсуждаемые участниками проекта понятия: «любовь», «прощение», «что посеешь, то и пожнешь», «язык – мой враг», «зависть», «гордость», «почитай отца твоего и мать твою», «свобода».
В данном докладе мне хочется поделиться опытом подачи духовного материала.Во-первых, стоит отметить, что воспитанием духовно-нравственного потенциала, как подтверждают результаты нашего опроса, могут заниматься не только представители религиозной организации, но и специалисты, например, сферы молодежной политики или образования. Важно понимать, что должна быть связующая нить между подаваемым духовным материалом и человеком, подающим этот материал. Данной нитью, несомненно, является верующее сердце такого человека. Невозможно рассказать о духовной сфере, не имея опыта соприкосновения с ней. Опыт может быть значительным или не значительным, но он должен быть.
Во-вторых, важно учитывать, что духовный материал необходимо не просто слушать, а услышать для того, чтобы произошло малейшее изменение внутри человека в сторону духовно-нравственного развития. При проведении таких мероприятий всегда существует опасность: восприятие их как скучных и не интересных занятий. Заблуждением является мнение, что о духовном можно говорить только с помощью духовных бесед. Для привлечения внимания участников проекта к обсуждению и усвоению подаваемого материала необходимо использовать самые разные формы: тренинги, практикумы, семинары, игры, сюжетные постановки, просмотр видеороликов и другие.
Если говорить о подготовке содержательной стороны таких мероприятий, то следует вспомнить американского психолога Г. Стэнли Холла (1846-1924), занимающегося исследованием проблем религиозного воспитания. Ученый утверждал, что «раннее религиозное развитие часто приводит к длительному религиозному инфантилизму» [1]. Важно с точки зрения Холла «с одной стороны не ускорить развитие преждевременной набожности, с другой стороны, не задерживать естественного роста до времени, когда будет трудно начать и закончить религиозное преобразование» [1]. В рамках проекта «Зерно добра» мы, конечно же, не занимаемся религиозным образованием, но неким повышением уровня духовного воспитания занимаемся. Именно поэтому стараемся учитывать мнение Холла при подготовке мероприятий духовно-нравственного содержания. Стэнли Холл рекомендует подавать духовные истины, учитывая возрастные особенности развития каждого человека. У детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (5-10 лет) активно развито воображение, поэтому его нужно стимулировать. Благодаря воображению дети способны воспринимать истины. Для детей данного возраста нужно рассказывать не только библейские истории, но лучше сказки, мифы, легенды, даже «волшебные» факты из жизни святых. Самое главное, данный материал должен обладать богатым нравственным смыслом.
«Предъюношеский возраст», по мнению Холла, требует к себе другой подход в силу того, что дети 11-16 лет подвержены «поклонению кумирам, доминированию страха, гнева, радости, ненависти, зависти и мстительности»[1]. Детям данного возраста духовно-нравственные правила уместно рассказывать с использованием героических событий, описанных в Ветхом Завете. В этом возрасте подростки ищут, кому подражать, на кого ровняться.
Юношеский возраст (17-20 лет), по мнению Холла,является «поворотным пунктом от эгоцентризма к альтруизму» [1]. Для юного человека другой человек становится столь же важным, как он сам для себя. Человек учится уважать другого, любить, уделять время для общения. Именно в этот возрастной период уместно разговаривать об историях Нового Завета, о любви Христа, о делах Его любви. Холл отмечает огромное влияние в этот период христианской религии, так как только она «в состоянии максимально развить и возвысить чувство любви» [1]. А ведь «любить, - пишет Холл, - и быть заинтересованным в тех вещах, которые наиболее достойны любви и интереса – вот цель жизни» [1].
Для более зрелых девушек и юношей (от 20 лет), взрослых людей рекомендуется более глубокое погружение в истории Нового Завета, а также в учение отцов церкви, ее истории.
Таким образом, для усвоения человеком серьезного духовного материала необходимо следующее: преподавателю иметь опыт верующего человека, а также учитывать возрастные особенности слушателей при подготовке и подаче материала.
Проект «Зерно добра» в Центре «Факел», как уже было сказано выше, реализуется второй год. За это время мы накопили большой опыт в работе по духовно-нравственному воспитанию молодого поколения. Более 300 человек размышляли над глубоко нравственными темами, и принимали решение следовать духовным законам жизни. Мы считаем, что проделанная работа не тщетна, и именно в данном подходе нам видится эффективный путь духовно-нравственного воспитания молодого поколения.
Доклад мне хочется закончить словами царя Давида: «Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей» [2]. Эти слова дают надежду на то, что услышавший и уразумевший духовно-нравственное слово приобретет инструкцию на всю жизнь.
Список литературы
1. Аринин Е. И. Психология религии: учеб.пособие для студентов специальности «Религиоведение» / Е. И. Аринин, И. Д. Нефедова, Владим. гос. ун-т. – Владимир: Ред. – издат. Комплекс ВлГУ, 2005. – 108 с.
2. Библия.
3. Приказа Министерства образованияРоссийской Федерации от 1 июля 2003 г. № 2833 «О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ». Электронный источник: http://www.consultant.ru
4. Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» № 125-ФЗ. Электронный источник:http://base.consultant.ru