Хабибулина Альфия Ралифовна, к.б.н.,
зам. директора по научной работе
МБОУ ДОД "Детская Экологическая станция",
г. Новый Уренгой
Тел. 8(3494)23-83-16.
issledovatel-89@mail.ru.,
Эл. адрес: www.desnu.ru, des_nu@mail.ru
Опыт организации и проведения
Всероссийской эколого-гуманитарной экспедиции в Шурышкарском районе Ямало-Ненецкого автономного округа
В статье представлен опыт организации и проведения Всероссийской эколого-гуманитарной экспедиции, прошедшей в рамках международного Детского эколого-этнографического конгресса "Полярное лето" с 17 по 25 августа 2012 года в Шурышкарском районе ЯНАО. Отражено краткое содержание образовательных программ по тематическим направлениям – ботанике, зоологии, гидробиологии и этноэкологии.
В условиях обостряющейся с каждым годом экологической ситуации, важнейшая роль отводится экологическому воспитанию детей и подростков, поскольку результаты его во многом определяют будущее человечества. Одной из основных задач в решении вопросов экологического воспитания является формирование общей экологической культуры, основу которой составляет осмысление ребенком своего единства с природой, необходимости гармонии отношений между ними. Решить данную задачу практически невозможно ограничиваясь "кабинетным" изучением окружающего мира. В этом отношении преимуществом отличается такая форма организации обучения как учебно-исследовательская экспедиция. В чем состоит это преимущество? Прежде всего в том, что проведение их организуется в красивейших природных местах, в близости к природе, что даёт возможность постоянного общения с ней. Участвуя в исследовательской работе по изучению природной среды, дети и молодежь на основе впечатлений о взаимосвязях в природе дают обоснование целесообразности норм и правил поведения в ней. Или, наоборот, известные им нормы и отношения они сопоставляют с реальной экологической обстановкой места проведения экспедиции.
В соответствии с приказом департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 июня 2012 года № 1657 с 17 по 25 августа 2012 г. состоялась Всероссийская эколого-гуманитарная экспедиции (далее Экспедиция), прошедшая в рамках международного Детского эколого-этнографического конгресса "Полярное лето" в с. Мужи Шурышкарского районе ЯНАО. Целью Экспедиции было вовлечение детей в широкий спектр проблем экологии и сохранения природно-культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- развитие общей экологической культуры, способностей и интересов к практической природоохранной деятельности;
- формирование интереса к углубленному изучению традиционной культуры; содействие патриотическому и духовно-нравственному воспитанию;
- развитие коммуникативных навыков поведения в коллективе сверстников;
- изучение традиционной культуры в округе места проведения школы и составление материалов, характеризующих традиционное отношение её жителей к различным объектам природы; организация и проведение природоохранных акций.
Учредителями Экспедиции являлись департамент международных и внешнеэкономических связей и департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа. В качестве организаторов Экспедиции выступили МБОУ ДОД «Детская Экологическая станция» (г. Новый Уренгой) и ФГБОУ ДОД "Федеральный детский эколого-биологический центр" (г. Москва), ими была разработана образовательная программа Экспедиции.
Руководителями курса «Ботаника» были Корчемнова Л.Г. (педагог дополнительного образования, МБОУ ДОД "ДЭС" г. Новый Уренгой) и Кургаева Ю.М. (методист, МБОУ ДОД "ДЭС" г. Новый Уренгой); курс «Гидробиология» - Солодков В.В. (методист, МБОУ ДОД "ДЭС" г. Новый Уренгой) и Хабибулина А.Р. (канд.биол.наук, зам. директора по научной работе МБОУ ДОД "ДЭС" г. Новый Уренгой); курс «Зоология» - Кассал Б.Ю. (канд.вет.наук, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД "ДЭС" г. Новый Уренгой) и Липецкий Г.В. (директор МБОУ ДОД "ДЭС" г. Новый Уренгой); курс «Этноэкология» - Ляпаева О.Н. (зав. сектором гуманитарной экологии МБОУ ДОД "Центр развития творчества детей и юношества" г. Нижний Новгород).
В работе Экспедиции приняли участие 64 представителя из ямальских городов и районов, а также республик Башкортостан, Калмыкия, Марий Эл, Удмуртия и Чувашия, Приморского края, Белгородской, Магаданской, Нижегородской, Новгородской, Псковской, Тульской и Ульяновской областей. Возраст участников Экспедиции от 12 до 16 лет.
Основные направления работы Экспедиции:
- изучение биологии и экологии некоторых представителей растительного и животного мира Ямало-Ненецкого автономного округа;
- знакомство с природно-социальным комплексом территории места проведения школы, особенностями географического положения ЯНАО;
- изучение основных этнических групп, характерных для Ямало-Ненецкого автономного округа;
- выполнение индивидуальных исследовательских работ, с последующим представлением результатов работы на итоговой конференции.
Особенностями образовательных тематических курсов являлась их краткосрочность, разноуровневость и то, что учащиеся изучают биологические и этноэкологические вопросы на примере конкретного региона. Содержание тематических курсов определялось общей программой по организации и проведению Экспедиции.
Все участники Экспедиции были разбиты на 4 группы в зависимости от возраста. Каждая группа за 4 учебных дня Экспедиции освоила программу всех тематических курсов по принципу: «новый день – новый курс». Собранный полевой материал каждой из 4-х групп суммировался, обобщался и оформлялся в единую исследовательскую работу. Таким образом, к итоговой конференции «Живая планета» было подготовлено 12 исследовательских работ, практический вклад в которую внес каждый участник Экспедиции.
Исследовательские работы итоговой конференции «Живая планета»
Тема работы |
Докладчики |
Экстерьер собак (Canis familiaris) пос. Мужи |
Блохина Анастасия, г. Тарко-Сале Габдракипов Ильнур, г. Надым |
Традиционное отношение к домашней собаке (Canis familiaris) представителей некоторых этносов пос. Мужи
|
Виздоага Наталья, г. Ноябрьск Лукошкова Дарья, г. Ноябрьск Подовалов Антон, г. Спасск-Дальний Мукаева Анатолий, респ. Калмыкия |
Эколого-гидробиологическая характеристика участка реки Юган в окрестностях пос. Мужи |
Монакова Анна, г. Тула |
Изучение макрозообентоса прибрежной части |
Артемичев Марк, г. Ноябрьск |
Оценка состояния окружающей среды методами биоиндекации
|
Михеева Татьяна, респ. Марий Эл Бгатова Анна, Ульяновская обл. Гужва Алёна, п. Красноселькуп |
Изучение видового разнообразия лекарственных растений смешанного леса |
Сальников Иван, г. Тула Кириллов Виталий, Ульяновская обл. |
Видовой состав растений |
Попова Дарья, Белгородская обл. Убушаева Тамара, респ. Калмыкия
|
Медведь в мифических представлениях у коми-зырян и хантов Шурышкарского района ЯНАО в начале XXI века |
Жуков Михаил, г. Псков Киселёва Светлана, г. Псков
|
Гардероб женщины народа ханты Шурышкарского района ЯНАО |
Михайлова Александра, г. Чебоксары |
Современное бытование костюма коми-зырян с. Мужи Шурышкарского района ЯНАО как социальная маркировка |
Аминова Алина, Даутова Айсылу, Ахметова Алина, г.Ишимбай, респ. Башкирия |
Учебный день начинался с установочной лекции, на которой детям давались необходимые теоретические сведения об объекте и предмете исследования. Затем все группы выходили на полевые практикумы: гидробиологи проводили исследования на участке рек Юган и Малая Обь в пределах села; ботаники – в пойме реки Юган и лесном массиве в окрестностях села, а зоологи и этноэкологи перемещались по территории всего населенного пункта Мужи. В послеобеденное время проводились камеральные занятия по обработке собранного полевого материала.
При проведения полевых практикумов по ботанике, гидробиологии и зоологии было использовано оборудование и снаряжение МБОУ ДОД «Детская Экологическая станция»: цифровые портативные микроскопы, электронные микроскопы, экспресс-лаборатории для определения химических свойств воды и почвы, бинокли, гербарии, определители видов растений и животных, фотоаппарат, видеокамера.
Тематический курс «Ботаника»
Цель: развитие знаний и компетенций подростков в области изучения, использования и охраны растительного мира природных и природно-культурных территорий ЯНАО.
Задачи курса: знакомство участников Экспедиции с особенностями растительного мира Ямала; изучение особенностей растительного сообщества и развитие на этой основе общих представлений о фитоценозе; изучение биологических особенностей растительного сообщества, её средообразующей роли, хозяйственного значения; приобретение навыков определения видов растений; изучение использования дикорастущих растений местным населением; знакомство с историей освоения растительного мира данной местности; изучение культурных растений, выращиваемых в данной местности.
Тематическое содержание курса определялось тем, что он находится в области пересечения классических подходов ботаники и этноэкологии как важнейшей части современной гуманитарной экологии. Этноэкология занимается изучением особенностей традиционных систем жизнеобеспечения этнических групп и этносов в целом, специфики использования этносами природной среды и их воздействия на эту среду; формирования и функционирования этноэкосистем. Содержание курса соответствует также этноботаническому направлению: основная задача этноботаники — узнать, как растения используются и воспринимаются в человеческих обществах, включая растения для пищи, медицины, предсказаний, косметики, окрашивания тканей, для строительства, в качестве инструментов, денег, одежды, ритуалов и т. п., и какова роль растений в социальной жизни. При этноботанических исследованиях собираются и систематизируются народные знания о растениях. Такой подход может быть интегрирован с классическими направлениями исследования учащимися растительного мира.
Тематический курс «Зоология»
Цель: развитие знаний и компетенций подростков в области изучения, рационального использования и охраны животного мира (на примере позвоночных животных – птиц и млекопитающих) природных и природно-культурных территорий ЯНАО. Задачи курса: знакомство участников школы с особенностями животного мира; изучение особенностей сообществ позвоночных животных и развитие на этой основе общих представлений о зооценозах; изучение биологических особенностей животных сообществ, их средообразующей роли, хозяйственного значения; знакомство с позвоночными животными, характерными для природно-климатической зоны тундры и лесотундры; изучение использования диких животных местным населением.
В результате экспедиционной исследовательской деятельности дети узнали: особенности изучаемой географической зоны; основные зоолого-географические понятия; характерные экологические особенности животного мира изучаемой природной зоны; главнейших представителей животного мира; главнейших представителей домашних животных, культивируемых в этом районе; использование человеком диких и домашних животных; основные принципы охраны животного мира. Научились определять виды позвоночных животных с помощью определителя; узнавать наиболее распространённых и наиболее важных для человека диких животных (без определителя); пользоваться увеличительными приборами (биноклями, лупами, микроскопами); пользоваться определителями.
Тематический курс «Гидробиология»
Цель: развитие знаний и компетенций подростков в области изучения, рационального использования и охраны представителей некоторых видов гидробионтов. Задачи курса: знакомство участников школы с особенностями водного животного и растительного мира; изучение особенностей сообществ водных животных и развитие на этой основе общих представлений о гидроценозах, ихтиоценозах; изучение биологических особенностей сообществ водных животных, их средообразующей роли, хозяйственного значения; изучение природоохранных аспектов, проблем охраны и бережного рационального использования объектов водного мира.
В результате экспедиционной исследовательской деятельности дети узнали особенности изучаемой географической зоны; основные зоолого-географические понятия – фауна, животное население, жизненные формы; гидроценоз; характерные экологические особенности водного животного и растительного мира; главнейших представителей водного животного и растительного мира; главнейших представителей редких и промысловых видов рыб, обитающих в районе исследования; основные принципы охраны водного животного и растительного мира; способы традиционного приготовления рыбы человеком.
Структура и содержание тематических курсов
I (организационный) этап. На этом этапе участники Экспедиции знакомятся с программой мероприятия. В том числе проводится презентация тематического курса и формирование тематических групп (по желанию участников и по организационным возможностям).
II (учебно-исследовательский) этап. Тематические курсы предполагают самое общее знакомство с особенностями изучаемой местности и с методами исследования. Особенностью является то, что участники ещё не владеют методами полевых исследований и изучения традиционной культуры. Очень важным процессом является выбор темы исследования. Поскольку большинство участников представляют другие регионы России и не знакомы предварительно с местным животным и растительным миром и с экологическими проблемами Ямало-Ненецкого автономного округа, желательно, чтобы возможные темы индивидуальных исследований были заранее предложены в регионе.
Необходимо учитывать, что исследование, выполненное в условиях краткосрочной экспедиции участниками без предварительного опыта, имеет в большинстве случаев лишь учебное значение. Результаты таких исследований заведомо будут в большинстве случаев иметь описательный характер. Подлинное значение подобных исследований заключается в больших образовательных возможностях. Например, при выявлении разнообразия видов животных-гидробионтов изучаемой местности приобретаются полезные навыки определения животных, развиваются наблюдательность, аналитические, логические способности.
В первой половине дня проводится ознакомительная экскурсия по различным биотопам в окрестностях расположения экспедиции, в нашем случае это была Шурышкарская средняя общеобразовательная школа (далее - школа). Пробные площади и маршруты для проведения детьми самостоятельных исследований должны быть подобраны руководителем заранее. Необходимо обеспечить безопасность работы детей при работе в природе. Педагог ведёт участников по различным биотопам в окрестностях школы, служащим модельными участками. Там он проводит мастер-класс: показывает общие приёмы проведения полевого исследования. Главная педагогическая проблема, которую приходится решать на этапе сбора материала: предоставление обучающимся исследовательской самостоятельности при том, что педагог несёт ответственность за жизнь и здоровье детей.
Демонстрация природных объектов сопровождается рассказом педагога - для этого должны быть предусмотрены пункты остановки. При этом внимание участников обращается как на общие ландшафтные особенности изучаемой местности, так и на различные типы гидро-, зоо- и фитоценозов, представляющим природную зону тундры и лесотундры. У участников развиваются понятия о данных природных сообществах, как об экосистеме, об отдельных компонентах структуры ценозов, о приспособлениях животных и растений к условиям обитания, о разных жизненных формах, о разнообразных экологических группах животных и растений. Характеризуя отдельные виды животных и растений, в качестве объектов изучения указываются виды как из числа массовых, так и из числа имеющих практическое значение для местного населения, а также фигурирующих в народных сказаниях, легендах, поверьях. Особое внимание должно быть уделено антропогенному влиянию на естественные растительные сообщества.
В послеобеденное время участники занимаются камеральной обработкой собранного материала: определяют виды, вносят данные в таблицы, изучают литературу по теме своего исследования. Основное содержание при этом уделяется определению объектов, в т.ч. по фотографиям, анализу и обобщению полученной в полевом исследовании информации. При этом следует использовать фотографические материалы и биологический материал - животных, обитающих в водоемах на исследуемой территории. Важно, чтобы обучающиеся овладели технологией, алгоритмом соответствующих действий.
Послеобеденное время отводится также для консультаций по выполнению каждой темы. Необходимо рассказать об общих принципах выполнения исследований, научить ставить цель и определять задачи исследования, выбирать методики, подбирать объекты исследования, оборудование. При необходимости могут проводиться небольшие лекционные занятия по теоретическим основам зоологии, по гуманитарно-экологическим аспектам исследования животных.
III (итоговый) этап. В день подготовки и оформления отчётов по своим исследованиям, анализу результатов, формулировки выводов, подготовки презентаций, выступлений этим занята вся первая половина дня. Во второй половине дня участники Экспедиции представляют свои исследования на итоговой конференции "Живая планета" Детского экологического Конгресса, которая проводится во второй половине дня.
В результате Всероссийской эколого-гуманитарной экспедиции педагогами Детской Экологической станции отработан оптимальный режим работы предметной школы экологического профиля, осуществлена корректировка образовательной программы, определено место каждого тематического курса в общей системе Экспедиции. Эффективность решения проблемы экологического воспитания во многом определяется и степенью использования в этом процессе составляющих традиционную экологическую культуру: многообразие народной психологии, традиционного природопользования и природосбережения, «экологического сознания». Можно с уверенностью сказать, что участники Экспедиции стали носителями экологических ценностных ориентаций, общечеловеческой и национальной культуры Ямала.