Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Опыт организации предшкольной ...

Опыт организации предшкольной подготовки в условиях консультационной группы на базе интерната для детей КМНС при МБОУ «Школа №1 им. ВИ. Муравленко»


Кононов В.С., заведующий пришкольным интернатом

г. Муравленко


 

    Важным направлением деятельности пришкольного интерната на протяжении двух последних лет стала организация предшкольной подготовки детей тундровиков к обучению в школе, исходя из особенностей проживания коренного населения.

95% семей коренников имеют постоянную регистрацию и капитальное жилье в Муравленко, но фактически проживают отдельными семьями в родовых угодьях в радиусе до 60 км от города. Родители приезжают в город в среднем 1-2 раза в месяц на несколько дней для закупки продуктов, одежды, посещения лечебных учреждений. Поэтому дошкольное образование детям от 3 до 6 лет ранее предоставлялось в семейной форме. Дети 6-7 лет проходили предшкольную подготовку в детских садах города, проживая в пришкольном интернате вместе с ребятами школьного возраста. Вместе с тем при поступлении в школу испытывали значительные трудности в освоении программ школьных предметов, так как один год систематической подготовки к школе в условиях детского сада не позволял в полной мере восполнить дефицитраннего развития, являющегося предпосылкой к формированию предметных и метапредметных умений и навыков. Семьи имели низкий педагогический потенциал в развитии детей.

Ресурсом преодоления сложившейся ситуации стал проект «Кочевая школа», в рамках которого была разработана модель организации предшкольной подготовки, ориентированная на особенности территории.

В течение 2015 года была организована разъяснительная работа с тундровым населением, родителями (законными представителями) воспитанников интерната о возможностях организации кочевого образования. Среди коренного населения были распространены буклеты о проекте «Кочевая школа», проведен соцопрос. В результате анкетирования было установлено, что оптимальной моделью организации кочевого образования в г. Муравленко будет создание при интернатеконсультационного пункта, где могут быть организованы группы кратковременного пребывания детей-тундровиков, а также выездные каникулярные сессии (профильные практики), где в роли воспитателей могут выступать старшеклассницы интерната.

Для реализации идеи творческой группойпедагогов были разработаны Положение о консультационном пункте, модель психолого-педагогической характеристики тундрового ребенка 3-6 лет, социальный паспорт семей. За основу содержания деятельности по предшкольной подготовке были взяты материалы, размещенные на сайте департамента образования ЯНАО как лучшие региональные практики по организации кочевого образования.

В октябре 2015 года такая группа была сформирована и начала работу по графику 3 раза в месяц по 3 часа. Воспитательно-образовательный процесс проводится по разработанной образовательной программе с учётом национально-региональной специфики как на русском, так и на хантыйском языках по следующим направлениям: «Окружающий мир», «Рисование, лепка, аппликация», «Родной язык, русский язык, чтение произведений художественной литературы», «Математика, конструирование», «Двигательная деятельность: игры, спортивные праздники».

Занятия в группе проводят как педагоги-консультанты различного профиля, так и тьюторы-старшеклассницы. Для их обучения педагогом-психологом пришкольного интерната были организованы занятия с воспитанниками-старшеклассницами (учащимися 7-9 классов), у которых имеются братья и сёстры дошкольного возраста, направленные на формирование элементарных умений организации индивидуальной и групповой работы и проведения практических занятий с дошкольниками в местах традиционного проживания в каникулярное время.

В летний период 2016 года 7 старшеклассниц-тьюторов приняли участие в акции «Готовимся к школе», организуя предшкольную подготовку в местах кочевий для 6 будущих первоклассников. Помимо этого на консультационном пункте велась работа по оказанию методической помощи родителям в вопросах воспитания и образования детей в условиях семьи.

Всего за 2016 год на консультационном пункте пришкольного интерната проведено 13 занятий в консультационной группе кратковременного пребывания, 16 консультаций для родителей. Охват детей данной формой предшкольной подготовки составил 26 человек (100% от количества детей в возрасте от 3 до 6 лет, проживающих в традиционных условиях).

Организация предшкольной подготовки с более раннего возраста в условиях консультационного пункта дала положительные результаты в освоении программы дошкольного образования. Так, по итогам диагностики готовности к школе, проведенной в сентябре 2016 года, 71% первоклассников показал низкий уровень готовности, тогда как в 2015 году этот показатель составлял 100%. Таким образом, можно отметить, что реализуемая модель способствует повышению качества освоения дошкольного образования и обеспечивает более высокий старт для освоения образовательной программы общего образования.

 

Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт