Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Опыт развития речевой и общей ...

Опыт развития речевой и общей культуры обучающихся 5 класса через апробацию вариативного модуля по русскому языку «От диалога к монологу»


Архипова Е.Н.,

учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа № 2»,

г. Муравленко

 

Модуль по русскому языку «От диалога к монологу» является частью региональной апробационной программы, разработанной авторским коллективом под руководством А.Б. Воронцова, к.п.н., генерального директора образовательного холдинга «Развивающее образование» (2016-2017 учебный год). Материалы апробации разработаны на основе практико-ориентированных педагогических технологий и направлены на достижение качественного результата. Цели апробации данного модуля – определение качественного уровня разработанных учебно-методических материалов; оценка результативности их применения для учебных занятий, выявление целесообразности введения его в практику преподавания русского языка в 5 классе.

Ожидаемые предметные результаты: навык правильного пунктуационного оформления предложений с обращениями, диалогом, прямой речью; формирование умения находить в тексте прямую речь и слова автора; развитие умения выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию; использование полученных знаний при различных ситуациях общения; обогащение словарного запаса.

Универсальные учебные действия: развитие способности к самооценке; умение оформлять свои мысли в устной форме; поиск путей решения учебной задачи и ее самостоятельное выполнение; соотнесение цели и результатов своей деятельности; умение работать в группе, представлять собственные результаты и результаты работы в паре и группе.

Обработка результатов стартовой диагностики выявила затруднения, которые испытывают обучающиеся при работе с текстами, и позволила определить их индивидуальный уровень (таблица 1).

Таблица 1. Результаты стартовой диагностики

Уровень

№ задания

Спецификация

% выполнения

1

13

Определение рассказчика на основе явной непротиворечивой информации, содержащейся в тексте

13

2

2

Установление последовательности действий, описанных в тексте (временная последовательность и порядок описания различаются)

25

5

Определение границ предложений по наличию грамматических основ

25

11

Определение количества и состава говорящих на основе анализа информации, содержащейся в тексте

33

3

3

Восстановление «рассыпанного» повествовательного текста

0

6

Преобразование сложного предложения в несколько простых

42

9

Реконструкция высказывания на основе «прочтения» знака конца предложения

33

12

Определение принадлежности реплики и восстановление слов автора на основе анализа контекста

21

15

Преобразование текста от имени заданного рассказчика

39

 

Индивидуальные результаты таковы: 0 ступень – 6 (25%), 1 ступень – 9 (38%), 2 ступень – 8 (33%), 3 ступень – 1 (4%).

На занятии «Как записать разговор?» ребята в парах выполняли ключевое задание, заменяя предложения диалогом и представляя работу. Что касается содержания, с ним дети справились без труда и представили работу классу. При обсуждении записи диалога получилось восемь вариантов (рисунок 1).

Рис. 1.Примеры записи диалога

C:UsersЖекаDesktopпостроение текста с диалогомIMG_20161230_102040.jpgC:UsersЖекаDesktopпостроение текста с диалогомIMG_20161230_102009.jpg

В ходе работы возникли следующие вопросы:

– Как можно оформить диалог двух героев?

– Как разделить слова героев и слова автора?

– Нужны ли слова автора?

– Какой способ оформления самый удобный?

– Как назвать незнакомого человека и обратиться к нему?

– Как модно избежать повторов (сказал, ответил)?

На вопрос«Какую роль играют слова автора и нужны ли они?» прозвучали ответы:

– Чтобы знать, кто и о ком говорит.

– Чтобы объяснить, что делает говорящий во время разговора.

– Чтобы указать, как говорит герой, какая у него интонация.

– Чтобы ярче представить то, что происходит с героями.

В результате был сделан общий вывод: более подходящее оформление диалога – с использованием тире, когда слова каждого говорящего пишутся с красной строки. Выделение цветом не всегда удобно, например, в книгах; а указание на говорящего (Маша: … , Миша:…) больше подходит, если речь идет о постановке на сцене, то есть в драматических произведениях.

При работе с различными формами приветствия и прощания выяснили, что их употребление зависит от различных ситуаций, в которых находятся герои, от времени суток, возраста, рода занятий и т.д. Был составлен словарь приветствий и прощаний, при работе над которым дети не только обращались к собственному опыту, но и использовали словари, материалы интернета, информацию из «Записной книжки» (поисковая деятельность).

Особых затруднений при соотношении реплики и предложения в классе не возникло, также большинство ребят справилось с заданиями по определению цели высказывания и постановке нужных знаков в предложениях.

Занятие «А как к вам можно обращаться?» вызвало большой интерес. Разыгрывание диалогов в парах помогло закрепить пройденный материал (оформление диалога), определить участников разговора, выделить слова-помощники, называющие говорящих. Это позволило плавно перейти к понятию «обращение». Считаю очень удачными для индивидуальной отработки данной темы предложенные задания 3-10 в тетради для самостоятельной работы:

 

Задание 3.

Древние люди обращались к солнцу, дождю, ветру с просьбами, призывами. Родился особый жанр – заклички – короткие поэтические обращения. Прочитай заклички 1-4. Подчеркни слова, которые называют то, к чему обращается говорящий.



 

 

Гром гремучий,

Тресни тучи,

Дай дождя

С небесной кручи.

2

Солнышко, высвети!

Красное, выблесни!

Мы на нивку идём,

Мы серпочки несём.

 

Ветер-ветрецо,

Не дуй мне в лицо,

А дуй мне в спину,

Чтоб идти было в силу.

4

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи,

Хлеба каравай,

Хоть весь день поливай!

 

Слова и сочетания слов, которые ты выделил, принято называть обращениями, потому что__________________________________.

Сложности возникли при нахождении распространенных обращений и различии обращения и слов «ты», «вы».

Задание, связанное с употреблением распространенных обращений к неживым предметам, позволило проявить творческие способности детей. Например (работы приводятся без изменений):

«О прекрасное в своей природной естественности дерево! Как бы я хотел также беззаботно стоять, обдуваемый легким ветерком! Как бы мне хотелось каждый день слушать щебет птиц на своих ветвях! Но ты испытываешь и много горя: тебя ломают ветра и бури, поливают дожди. И тогда мне тебя очень жаль» (Швецов Антон).

«О милый дождь, льющий как из ведра! Утихни, пожалуйста! Ты затопил весь наш урожай. Дома у нас на полу вода. Город превратился в море!» - закричала я, обращаясь к небу. Люди вокруг посмотрели на меня с удивлением и пошли дальше. На следующий день дождь закончился, а солнце высушило всю воду» (Лотова Полина).

«О яркое Солнце, наше светило! Пожалуйста, свети поярче да грей посильнее! Быстрый ветер! Дуй слабее в наши спины! Белая Луна! Освети нам дальний путь да сделай дорогу ясной! Путь-дорога дальняя! Не будь крутой да извилистой, а будь гладкой да прямой!» (Мещеряков Матвей).

Для определения вида предложения по цели высказывания и интонации была организована работа в парах, чтобы каждый имел возможность проговорить с разной интонацией данные предложения и обсудить, чем отличаются предложения. Зате


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт