Иванова А.Н., ведущий специалист отдела дошкольного образования, муниципальное учреждение «Управление образования Администрации города Лабытнанги»
Сегодня в нашем обществе наблюдается тенденция к организации поиска общих векторов развития для государственных (муниципальных) структур и социально ориентированных бизнес-структур.
На уровне Российской Федерации это обусловлено объективным снижением доли прямого финансового участия государства в социальной сфере и развитием социально ориентированного бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций, которым государство активно оказывает поддержку в виде субсидирования социальных проектов. Такая стратегия развития должна в итоге способствовать развитию российского общества в целом. Говоря о системе образования, мы можем наблюдать аналогичную ситуацию, когда определенная, хотя пока и незначительная, часть бюджета муниципальной образовательной организации составляют гранты и субсидии как результаты активной инновационной деятельности педагогических коллективов.
Дошкольные образовательные организации города Лабытнанги за последние два года наладили сотрудничество с некоммерческими организациями, функционирующими на территории муниципалитета в рамках разработки совместных социальных проектов и программ (примером может послужить сотрудничество МАДОУ «Ромашка» с центром реабилитационного развития «Сакура» направленное на помощь детям с ОВЗ), участвуют совместно с СОНКО в окружных конкурсах.
Начиная с 2018 года муниципальная система дошкольного образования города Лабытнанги осваивает новое для себя направление социального сотрудничества: социальное партнерство с бизнес-структурами с целью активизации инновационной деятельности муниципальных дошкольных организаций.
Примером данного сотрудничества как раз и может послужить совместная работа педагогов дошкольного образования города Лабытнанги с компанией ООО «Интерактивные системы» по разработке интерактивных занятий. Эта компания занимается разработкой образовательных интерактивных ресурсов для детских садов и школ. Следует сказать, что выбор данной бизнес-структуры для реализации идей социального партнерства был сделан не случайно. IT-компания работает с большим количеством регионов на территории Российской Федерации в направлении поставки интерактивного оборудования, в частности, программно-аппаратного комплекса «Колибри».
На сегодняшний день 90% детских садов города Лабытнанги имеют на своей базе программно-аппаратный комплекс «Колибри». Комплекс позволяет, как использовать готовые игровые интерактивные занятия с воспитанниками, так и самим разрабатывать собственные занятия. Таким образом, работа с ПАК «Колибри» не только расширяет образовательные возможности педагога, но и повышает его собственную ИКТ-компетентность. А как раз в этом направлении чувствовалась наибольшая потребность в применении новых форм работы с педагогическими коллективами.
Несмотря на высокую оснащенность дошкольных образовательных организаций современным интерактивным оборудованием, до последнего времени оставалась актуальной проблема неэффективного использования данного оборудования педагогами, в силу разных причин, главной из которых является недостаточная ИКТ-компетентность. Объективно, интерактивное оборудование данного уровня в дошкольных образовательных организациях появилось и находит свое применение только сейчас, тогда как в школах этот процесс уже давно запущен.
Текущий анализ ИКТ-компетентности педагогов дошкольного образования города Лабытнанги, проведенный в 2018 году, показал, что только 37% педагогов высоко оценивают свою ИКТ-компетентность, при этом 50% педагогов дошкольного образования используют для подготовки занятий и мероприятий исключительно приложения, входящие в стандартный пакет MicrosoftOffice. В целом, это для нас, конечно, неудовлетворительные показатели.
Опыт предстоящей совместной деятельности должен был способствовать повышению качества работы педагогов дошкольного образования в выбранном направлении (развитие ИКТ-компетентностей) через работу в режиме сетевого взаимодействия, которое бы предусматривало включение в проектную, инновационную деятельность новых субъектов образовательных отношений. В данном случае эти субъекты, в лице представителей бизнес-структур, должны были сыграть роль катализатора развития для других субъектов взаимодействия и для самих себя. Последнее обстоятельство следует пояснить тем, что, несмотря на то, что IT-компания реализует социальное партнерство со многими образовательными организациями в разных регионах России участвуя с ними в совместных инновационных проектах, опыт взаимодействия с педагогами города Лабытнанги стал для нее уникальным, так как здесь работа выстраивалась не с отдельно взятой образовательной организацией, а в целом, с муниципальной системой дошкольного образования.
Таким образом, прогнозируемая польза для муниципальной системы дошкольного образования от сотрудничества с интегратором образовательных программ заключалась для нас в повышении ИКТ-компетентности педагогов, что в свою очередь должно привести к стимулированию роста их инновационного потенциала развития.
Но, прежде чем прийти к мысли о сетевом сотрудничестве, выстроенном на уровне муниципалитета и охватывающем педагогов всех дошкольных образовательных организаций города Лабытнанги, некоторое время работа сотрудников управления образования с сотрудниками ООО «Интерактивные системы» осуществлялась в традиционном формате, и сводилась, в основном, к организации условий для проведения представителями IT-компании ежегодных обучающих семинаров для педагогов.
Переход к сотрудничеству на принципиально ином уровне, основанном на сложившейся доверительной системе отношений состоялся в августе 2018 года, когда наши бизнес-партнёры предложили нам провести необычный семинар в рамках педагогической конференции муниципальной системы образования города Лабытнанги с привлечением педагогов-практиков, которые, предположительно, уже имеют небольшой опыт создания авторских интерактивных занятий на платформе ПАК «Колибри» с использованием редактора «СОВА».
В ходе подготовки к семинару оказалось, что не все педагоги детских садов города, работающие с ПАК «Колибри» активно используют инструменты, позволяющие самостоятельно выстраивать интерактивные занятия, а в основном пользуются готовыми разработками педагогов, размещаемыми на Портале «Сова» самими разработчиками ООО «Интерактивные системы». В связи с этим, сотрудниками управления образования и представителями IT-компании было принято решение провести дистанционно с выбранной частью педагогов индивидуальную работу по совместной разработке интерактивных занятий для последующей их демонстрации на семинаре в сентябре 2018 года.
Эта совместная работа с педагогами проходила в нескольких этапов:
Первый этап: определение темы будущего интерактивного занятия, его основной идеи, общего содержания и закрепление за конкретным педагогом сотрудника IT-компании, в качестве консультанта.
Второй этап: составление педагогами технического задания.
В техническом задании четко и кратко указывалась следующая информация:
- цель разработки задания;
- возрастная категория воспитанников;
- поставленные образовательные, развивающие и воспитательные задачи;
- содержание интерактивного занятия. В этой части технического задания все содержание будущего занятия разбивается на слайды, как его условные структурные единицы. Здесь описываются фон, игровые персонажи, закадровый текст (при необходимости) и перечень применяемых инструментов редактора «СОВА» используемых для построения сюжета - отдельно для каждого слайда.
Главное назначение технического задания – осуществление алгоритмизации процесса разработки интерактивного занятия.
Третий этап: проведение ряда индивидуальных консультаций педагога с сотрудниками IT - компании в ходе совместной подготовки интерактивного занятия.
Четвертый этап: презентация готового интерактивного занятия (пояснение коллегам процесса его разработки).
В итоге совместная работа над семинаром была закончена, что значительно повлияло на результат последующего обучения остальных педагогов – участников семинара.
После окончания данной работы, появилась идея применения подобного рода коллективной практики в рамках реализации какого-либо совместного с представителями IT-компании социального проекта. Результатом данного проекта должна была стать разработка уже целого комплекса интерактивных занятий в качестве инновационного продукта.
Таким инновационным продуктом совместной деятельности педагогов и представителей бизнеса стал комплект из 24 интерактивных обобщающих занятий по обучению детей старшего дошкольного возраста финансовой грамотности. Эти интерактивные занятия - дополнение к образовательной программе дополнительного образования «Путешествие в Страну предпринимательства» (на основе авторской программы А. Д. Шатовой «Тропинка в экономику»), которая разрабатывалась рабочей группой педагогов в 2017 году в рамках подготовки дошкольной части муниципальной программы обучения основам бизнеса и предпринимательства «Бизнес-квантум». Реализация этой программы направлена на формирование интереса воспитанников к предпринимательской деятельности и в целом - повышение финансовой грамотности детей в возрасте от 5 до 7 лет.
Чтобы организовать совместную работу над проектом педагогов и сотрудников ООО «Интерактивные системы» была сформирована рабочая группа из числа педагогов всех муниципальных дошкольных образовательных организаций города Лабытнанги, деятельность которой закрепили приказом управления образования. В рабочую группу вошли с одной стороны, педагоги, работающие с ПАК «Колибри», а с другой - педагоги, организующие работу по обучению воспитанников финансовой грамотности. Координатором рабочей группы стал сотрудник отдела дошкольного образования управления образования. Причем, функциональная роль сотрудника управления образования здесь – это роль организатора и сведена к необходимому минимуму.
Так как программа дополнительного образования «Путешествие в Страну предпринимательства» рассчитана на два года обучения и состоит из четырех блоков («Труд-продукт–товар», «Деньги», «Мир профессий» и «Реклама»), то именно по такому блочному принципу ответственность за разработку интерактивных занятий была разделена между участниками рабочей группы. Педагогами совместно были определены общие подходы к выстраиванию сюжетов интерактивных занятий, выбран единый сказочный персонаж, который присутствует в каждом интерактивном занятии (мудрая полярная сова), обговорены основные возможные персонажи, фигурирующие в занятиях. Все это было сделано для того, чтобы интерактивные занятия были выстроены в едином стиле.
Работа с каждой подгруппой педагогов в рамках данного совместного проекта выстраивалась представителями IT-компании по такому же принципу, как и в ходе подготовки к вышеописанному семинару и была завершена в ноябре 2018 года.
Подводя итоги, можно сказать, что залогом успешного сотрудничества образовательных организаций и бизнес-структур должно стать четкое понимание целей данного сотрудничества каждым участником взаимодействия. Эти цели, конечно, будут разные, но, объединить их должно то, что достигнуты они могут быть только в процессе совместной работы.
Нами была составлена схема, в которой мы попытались отразить интересы и цели каждого субъекта указанного сотрудничества в системе взаимодействия «педагог – сотрудник органов управления образованием – бизнесмен», возможные формы совместной работы и ожидаемый конечный результат. Данная схема даёт представление о возможной системе взаимодействия с социально ориентированными бизнес-структурами.
Следует понимать, что совместная работа с бизнес-структурами всегда будет носить взаимовыгодный характер и принесет много пользы для муниципальной системы образования при условии наличия у этих структур социальной ориентации, высоких моральных принципов, стремления к инновационному развитию и заинтересованности в долгосрочном сотрудничестве. Со стороны же образовательных организаций должен быть ощутим очевидный посыл на активный поиск новых путей инновационного развития и повышения своего потенциала, через расширение географии сотрудничества и его форм.
Список использованных источников