Интеллектуально-творческий потенциал общества в настоящее время рассматривается как единственный надежный гарант национальной безопасности. В новом информационном обществе начинают более всего цениться интеллект и креативность, которые становятся главной производительной и творческой силой культуры и цивилизации. Именно поэтому к интеллекту следует относиться как к главному ресурсу человечества, важнейшему средству решения глобальных проблем современности, вследствие чего реальный социальный заказ все жестче требует от образовательных программ направленности на развитие детской одаренности и поиска приоритетных направлений развития творческой индивидуальности детей.
В последние годы значительно возросла роль математики в связи с появлением новых технологий обучения и всеобщей компьютеризацией. Для того, чтобы ориентироваться в потоке этой информации и глубоко понимать суть происходящих процессов, необходимо наличие математической культуры, основы которой закладываются в школе и дальше развиваются в вузе. Этот процесс формирования математической культуры в идеале должен быть непрерывным (гладким), без резких скачков и потрясений, должна соблюдаться преемственность в обучении математике, когда в процессе обучения новому опираются на ранее полученные знания. На практике этот процесс далек от идеального. Имеет место резкий разрыв между уровнями обучения математике в начальной школе и средней школе. Проблемы возникают и при организации профильного обучения в старшей школе, выражающиеся в трудностях в обучении в физико-математических, экономических и других профилей, где математика изучается в расширенном и углубленном объёме.
Актуальность рассматриваемой проблемы в теоретическом и в практическом отношении связана с выявлением условий и факторов, форм и методов развития способностей у одаренных детей, в том числе и математических, как важного этапа обеспечения полноценного интеллектуального потенциала общества.
Изучение проблемы одарённости в педагогической литературе и личный 20-летний опыт преподавания математики в школе позволили установить ряд объективно существующих противоречий:
– на социально-педагогическом уровне – между потребностью образовательных учреждений в целостной педагогической системе по развитию одаренных детей и ее недостаточной разработанностью в теории и практике;
– на научно-теоретическом уровне – между актуализацией проблематики развития одаренности подростков в структуре междисциплинарного и психолого-педагогического знания и отсутствием разработанных методологических и теоретических основ развития одаренности подростков;
– на научно-методическом уровне – между социальной значимостью развития одаренных детей, обладающих ярко выраженной спецификой развития когнитивной, креативной и мотивационной сфер, и практикой психолого-педагогического обеспечения развития одаренности в системе личностно-ориентированного образования на уроках математики.
Выявленные противоречия обусловили формулировку проблемы: совокупность каких педагогических условий позволяет развить математическую одаренность школьников, чтобы детерминировать развитие интеллектуальных способностей и определить осознанный выбор математического профиля в старшей школе, позволяющий осуществлять дальнейшее успешное обучение.
Исходя из поставленной задачи, в школе №5 г. Губкинского, реализация работы по выявлению и развитию одарённости детей закладывается уже в начальной школе, работающей по системе развивающего обучения Занкова. У Занкова, как сказал академик Асмолов, обучение строится на том уровне трудности, который приносит успех или неудачу, т.е. идет поиск уровня трудности, который является не только решением задачи, а одновременно возможностью двигаться в личностном плане развития. И наша задача – не «придавить» ребенка к полу, а помочь ему «взлететь». Личностно ориентированное обучение, являющееся основой системы Занкова, продолжается и в основной школе. На помощь нам пришли стандарты второго поколения – а именно, возможность реализации индивидуальных потребностей, обучающихся через организацию внеурочной деятельности, одно из направлений которой – интеллектуальное. В рамках этого направления с 5 по 7 класс (наша школа начала опережающее введение ФГОС ООО с 2012 г.), реализуются программы внеурочной деятельности «За страницами учебника математики», «Я – исследователь», «Умники и умницы». Помимо внеурочной деятельности реализуется программа факультативной работы с 8 по 11 класс ЗФТШ при МФТИ. В старшей школе реализуется обучение в профильных группах – физико-математической, финансово-экономической, где реализуется расширенное изучение математики. Для реализации профильной подготовки старшеклассников подписан договор сотрудничества с УрГУПС, ТюмНГУ, педагогическим университетом им. Герцена. Школой с помощью наших шефов губкинского газоперерабатывающего завода организуются выездные сессии и абитуриентская подготовка для старшеклассников, в том числе по математике. Все эти направления организации обучения позволяют строить индивидуальные программы работы с математически одарёнными обучающимися.
В городе Губкинский, так же, как и в других муниципальных образованиях ЯНАО созданы и действуют муниципальные модели выявления, поддержки и развития одаренных детей. Данные программы предусматривают, как правило, подготовку и участие обучающихся в конкурсах, олимпиадах различного уровня. Но очень мало уделяется внимания специальной работе по выявлению способных и одарённых детей. Для реализации этой задачи в школах должна работать психолого-педагогическая служба, в составе не одного психолога и учителя предметника, так как эта работа включает в себя не только работу с детьми, но и с самими педагогами и, конечно, с родителями. Поэтому первоочередной задачей для организации выявления способных и одарённых детей и правильной организации работы с ними нужна работа школьной психолого-педагогической службы, что влечёт за собой увеличение количества психологов в штатном расписании. Необходимы курсы повышения квалификации для педагогов по работе с одарёнными детьми – нередко, такие дети требуют к себе индивидуального подхода и специальных психологических знаний.
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.
Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.
Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми.
Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым. Во-первых, одаренных отличает высокая чувствительность во всем, у многих из них развито чувство справедливости; они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе. Вторая особенность – познавательная непрекращающаяся активность и развитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов. Оптимальное сочетание у одаренных детей интуитивного и дискурсивного (рассудочного) мышления делает процесс получения новых знаний весьма продуктивным и значимым. В-третьих, большинству одаренных детей свойственны большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.
Среди педагогов и психологов существует, как минимум, две точки зрения на обучение одаренных. Согласно одной из них, для обучения одаренных детей необходимо создавать специальные классы и специальные образовательные учреждения. Согласно другой точке зрения, одаренные дети должны обучаться вместе со всеми детьми, иначе они не научатся жить среди «нормальных» людей, общаться и работать с ними. Особое внимание требуют к себе одарённые подростки, так как они находятся на стыке детства и взрослости. Пока нет комплексной диагностики, позволяющей определить общую и специфическую одаренность, склонность ребенка к тому или иному виду творчества. Одаренность обнаруживается только тогда, когда ей каким-то образом удалось проявиться и закрепиться. Еще не полностью учитывается тот факт, что в силу личностных особенностей одаренные дети наиболее чувствительны к неадекватным оценкам, несправедливым и негативным воздействиям. В этой области имеется дефицит знаний об особенностях поведения и мышления одаренных детей, их личностном развитии и воспитании.
Большое значение в развитии одаренного подростка играет система внеурочной деятельности и дополнительного образования. Внешкольные кружки, студии, творческие мастерские дают возможность реализовывать интересы, выходящие за рамки школьной программы. Опыт организации учебного процесса в школе с помощью ИУП, позволит в обычной общеобразовательной школе реализовать поддержку способных и одарённых детей. Особенно это актуально для малых городов России, ограниченных в возможностях, которые преобладают и в нашем регионе.
Работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных.
Массовое образование является одним из наиболее важных институтов современного общества. Это образование по самой своей природе обязано заботиться, в первую очередь, о большинстве учеников. Однако ориентированная на средний уровень школа оказывается не очень хорошо приспособленной для тех, кто сильно отличается от этого среднего уровня как в сторону меньших, так и больших способностей.
К сожалению, еще очень мало сделано для детей, превосходящих свою возрастную норму в различных отношениях. Между тем, именно одаренные люди способны внести наибольший вклад в развитие общества, и транжирить таланты является непозволительной ошибкой для развития любого государства.