Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Организация внеурочной деятель...

Организация внеурочной деятельности в Центре детского творчества


Ермакова Т. А.
директор муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей
«Красноселькупский центр дополнительного образова-ния детей»
г. с. Красноселькуп, Красноселькупский р-н

Ермакова Т. А., директор муниципального

образовательного учреждения дополнительного

образования детей «Красноселькупский центр

дополнительного образования детей»,

с. Красноселькуп, Красноселькупский р-н

Шупилова Л. А., заместитель директора по

учебно-воспитательной работе муниципального

бюджетного образовательного учреждения

дополнительного образования детей

"Центр детского творчества", г. Ноябрьск,

Ямало-Ненецкий автономный округ

 

 

Дополнительное образование во все времена считалось хорошим подспорьем для жизни. Ведь навыки, полученные на занятиях, помогали быть хорошими хозяйками, стильно одеваться, создавать вокруг себя уют... Но сегодня перед дополнительным образованием стоит новая, очень важная и ответственная задача – научить детей не только качественно выполнять работу, но и брать ответственность за результаты этой работы, учить общаться, быть успешным в обществе, т. е. социализироваться.

Центр детского творчества в течение многих лет работает на воплощение в жизнь этой задачи. Центр является базовым (опорным) учреждением по организационно-методической работе с образовательными учреждениями города Ноябрьска по следующим направлениям: методическое, психологическое, информационное, социально-досуговое.

• Педагогический клуб «Диалог»

• «Детская общественная приёмная»

• Городской родительский лекторий «Взрослеем вместе»

• Фестиваль творчества школьников «Восхождение к истокам»

• Волонтёрское движение «Поколение НЕбезразличных людей»

• Пресс-центр «Школьные Организации Корреспондентов»

• Благотворительный клуб «Город добрых сердец»

• Социологические исследования среди МОУ города

• Выездная школа ученического актива «Коммунарские сборы»

• Организация и проведение окружного фестиваля творчества школьников «Ямальские каникулы»

Активно поддерживаем социальные инициативы: на базе центра действуют:

-                  городская организация школьников «Союз активной молодёжи»,

-                  содружество детских объединений «Я-МАЛ»,

-                  клуб «Золотая игла»;

-                  являемся региональным организатором Всероссийского экологического форума «Зелёная планета», международного фестиваля «Детство без границ», международного детского творческого конкурса «Сказки красивого сердца».

Необходимость взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования на современном этапе обусловлена стратегией образовательной политики государства, с принятием Федеральных государственных образовательных стандартов с учётом национально-региональных и муниципальных особенностей. Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, т. е. продолжение организованного учебного дня в режиме регламентированного времени. Время, отводимое на внеурочную деятельность, должно использоваться по желанию обучающихся. При этом внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Значительной составляющей образовательного процесса современной школы в рамках нового Стандарта является эффективная организация внеурочной деятельности, основанной на тесном взаимодействии учреждения дополнительного образования, способной оперативно дать конкретный образовательный результат.

Исходя из новых веяний времени, и изучив потребности детей и родителей в сфере образовательных услуг, коллектив нашего Центра в 2011 году разработал проект «Комплексная программа "Спектр" как модель совместной реализации внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС на на¬чальной ступени обучения», проект стал победителем на II Ямальском образовательном форуме, на его реализацию выделен грант 300 тыс. руб. Проект является региональной инновационной площадкой (2011– 015 гг).

В рамках проекта разработано и реализуются ряд комплексных программ: «Веселый мастер» для учащихся 1–2 классов, «Город мастеров» и «Мастерская сувениров» для 3–4 кл., разрабатываются программы для учащихся 5–6 и 7–8 классов.

С образовательными организациями заключены договоры на реализацию программ по внеурочной деятельности, выделены в учебном плане часы на проведение занятий (часы по муниципальному заданию ЦДТ). Занятия проводятся на базе Центра, в оборудованных кабинетах, занятия ведут педагоги, узкие специалисты по каждому направлению.

Дети возраста 7–11 лет часто не знают что им интересно, хочется попробовать многое. Программы составлены таким образом, что учащиеся могут выбирать направления и программы, создаётся «мотивирующее пространство».

Центр детского творчества предоставляет весьма широкий спектр образовательных и социальных услуг, необходимых ребёнку, что находит своё отражение в наших комплексных программах.

Подробно мы остановимся на одной из программ «Весёлый мастер» Срок её реализации – два года. Рассчитана она на учащихся 1–2 классов.

Цель образовательной программы – создание развивающей среды, побуждающей к интел-лектуальному, художественному руч¬ному творчеству, самореализации и са¬моразвитию обучающихся.

Про¬грамма имеет модульный характер. Содержание модулей является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории, литературы, математики, окружающего мира, духовно-нравственной культуры). После изучения материала одного модуля, учащиеся приступают к работе над вторым. Например, 1-е полугодие ребёнок усваивает материал «Духовно-нравственной культуры», 2-е – занимается по программе «Оригами». Такая система занятий помогает детям расширять кругозор, развивать творческие способности, повышать уровень интеллекта детей, что очень важно делать именно в начальной школе. Ведь, согласно исследованиям психологов, именно в этом возрасте у детей достаточно широкие возможности памяти и высокая потребность деятельности.

Обучающийся имеет право составить свой индивидуальный образовательный маршрут из 2 модулей в год (соответственно за два года каждый ребёнок изучает 4 модуля) по выбору, исходя из своих интересов, склонностей и потребностей в следующих направлениях:

-                  спортивно-оздоровительное («Играем вместе», «Светофорик»)

-                  духовно-нравственное («Духовно-нравственная культура»)

-                  общеинтеллектуальное («Почемучки»)

-                  общекультурное («Юные скульпторы», «Бусинка», «Би-бо-бо», «Оригами»).

На занятиях педагоги широко используют ИКТ, ресурсы сети «Интернет», тренинговые занятия, элементы технологии проблемного обучения, метод проектов и другие современные методы, способствующие формированию социальной активности ребёнка

По завершении первого года обучения, мы проводим исследование «Изучение потребностей, мотивов выбора детей и родителей образовательных услуг ЦДТ по внеурочной деятельности». Исследование проводилось среди родителей первоклассников.

Из общего числа респондентов 25 % считают значимым спортивно-оздоровительное направление, 22 % – художественно-эстетическое, 16 % – общеинтеллектуальное, 10 % – духовно-нравственное. 91 % опрошенных считают, что в центре созданы все условия для организации внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность – это не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими и одарёнными детьми. Во внеурочной деятельности необходимо создавать атмосферу и условия для развития определённых способностей ребёнка. Педагоги дополнительного образования подходят к данному процессу именно с позиции развития ребёнка, а не обучения. Главное – осуществить на основе взаимных интересов содружество общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и целостности образования.

Учителя школ города отмечают, что дети охотно идут на занятия по внеурочке в ЦДТ, им нравится смена обстановки, другие педагоги, интересные программы.

Кроме ощутимой пользы для каждого ребёнка, определённую стабильность и постоянное развитие получает образовательная программа школы, ведь часть школьников организованными группами направляют в учреждение дополнительного образования детей с целью углублённой подготовки учащихся по конкретным образовательным программам. Данная система работы придаёт целостность, многообразность и законченность образовательным системам школы и Центра.

Вся деятельность нашего коллектива направлена на воспитание творческого, социально активного, интересного человека – настоящей личности. А прочную основу для воспитания такой личности нужно закладывать в юном возрасте. Мы надеемся, что наши комплексные программы – надёжный кирпичик в воспитательном фундаменте жизни ребёнка. И мы уверены, что наши общие усилия, умноженные на поддержку родителей, а эта поддержка у нас есть, помогут воспитать достойное поколение настоящих граждан, способных с гордостью нести в жизнь почетное звание – Россиянин!

Всем нам стоит помнить, что без сотрудничества с учреждениями дополнительного образования ребёнок не получит нужных знаний, которые пригодятся ему в жизни.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт