Семченко Л. В., заместитель директора
муниципального бюджетного образовательного
учреждения дополнительного образования
Дом детского творчества, г. Новый Уренгой,
Ямало-Ненецкий автономный округ
В МБОУ ДО Дом детского творчества города Новый Уренгой осуществляется деятельность по формированию и развитию исследовательской культуры обучающихся. В учреждении реализуется образовательная программа «Ориентир», цель которой – развитие интеллектуально-творческих способностей обучающихся через организацию исследовательской деятельности для активной социализации в обществе. Одна из основных задач обучения детей и подростков – это создание такого образовательного пространства, которое позволяло бы им учиться мыслить нестандартно, самостоятельно, но и вместе с тем принимать правильное коллективное решение; использовать энергетический потенциал знаний, умений, навыков; формировать желание повышать свой интеллектуальный уровень; овладевать методами исследовательской работы, необходимыми им в будущем.
Интересным опытом в данном направлении является образовательный проект «Интенсивная школа "Наследие" как модульная организация проектно-исследовательской деятельности в изучении историко-культурного наследия коренных малочисленных народов Ямала на базе краеведческого музея МБОУ ДОД ДДТ», реализуемый в Доме детского творчества с 2012 г. Данный проект получил высокую оценку на различных конкурсах: I место в Муниципальном конкурсе инновационных образовательных проектов при поддержке Тюменской областной Думы, Лауреат I степени Всероссийского конкурса «Образовательный потенциал России», призёр окружного конкурса исследовательских проектов.
В рамках интенсивной школы «Наследие», реализуются образовательные программы, направленные на углубленное изучение и развитие навыков проектно-исследовательской деятельности, изучение историко-культурного наследия коренных малочисленных народов Ямала с целью решения проблемы сохранения этого наследия, расширение краеведческих знаний обучающихся и формирование гражданской компетентности.
Деятельность Интенсивной школы «Наследие» организована в соответствии с представлениями о модульной организации образовательного процесса. Три модуля представляют собой годовую образовательную программу, что позволяет существенным образом повысить эффективность использования учебного времени. Модуль организован и объединен образовательной задачей, которая определяет структуру-сценарий модуля, образовательные формы (организационно-деятельностные семинары, имитационно-ролевые игры, проектные семинары, экспедиции, образовательные путешествия и др.), а также его тему. Первый модуль «Шаг в науку» (главная задача организационно-образовательного модуля – формирование умений и навыков обучающихся в процессе учебно-исследовательской деятельности); второй модуль «Я – исследователь» (образовательная задача задаёт проблемно-поисковый характер: развитие исследовательской компетентности путём включения обучающихся в изучении актуальных вопросов развития этнокультурного пространства коренных малочисленных народов Ямала); третий модуль «Мои открытия» (задача образовательного модуля – переход ученика-исследователя к ученику исследователю-гуманитарию).
Образовательная программа «Ориентир» выстроена с учётом рекомендуемых И. Е. Семёновой этапов:
– этап получения информации (организуется поиск необходимой информации);
– этап обработки информации (отбирается нужная для дальнейшей работы информация);
– на этапе обобщения информации происходит её систематизация и упорядочение, анализ в соответствии с целью и задачами исследования;
– этап представления информации характеризуется итоговым оформлением полученных результатов, созданием собственных текстов, презентаций;
– этап обсуждения информации характеризуется определением цели выступления, позиции автора в представляемом материале, формулируются возможные вопросы выступающему;
– рефлексивный этап, во время которого проводится критериальный анализ [2].
Образовательная программа позволяет сформировать исследовательские умения как необходимое условие развития личности, способной к активной деятельности и продуктивным исследованиям, дающим с одной стороны, изобретения, новые технологии, научные открытия, а с другой – навыки мышления, «приобретают навыки и осваивают формы учебного сотрудничества со сверстниками и педагогами» [1, с. 242].
В результате приобретённых знаний и полученных навыков в проектно-исследовательской деятельности обучающиеся имеют возможность создавать исследовательские работы и представлять их на научно-практических конференциях, конкурсах исследовательских работ разных уровней. Так, в МБОУ ДО ДДТ ежегодно проходит научно-практическая конференция «Будущее Ямала», на которой обучающиеся демонстрируют свои достижения в исследовательской деятельности. Обучающиеся Дома детского творчества являются постоянными участниками и призёрами муниципальных, всероссийских, международных конкурсов исследовательских работ: Латышева Дарья – I место, Антонова Алена – II место, Погонец Дарья – III место в XIV городской олимпиаде по краеведению «Север без границ»; Терехова Алиса – I место, Мусабирова Виктория, Путилина Арина – участники городского конкурса исследовательских работ среди учащихся 3–4 классов «Я – Исследователь»; Мининков Максим, Баскакова Дарья – участники городской научно-практической конференции «Мир увлечений»; Латышева Дарья – I место, Антонова Алёна – III место, Погонец Дарья – участник городской научно-исследовательской конференции учащихся и студентов «Шаг в будущее»; Антонова Алена – победитель XX Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского; Латышева Дарья – призёр XX Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского; Сапожникова Яна – I место в Окружной научно-исследовательской конференции «Ступень в будущее»; Аюбова Элина – участник Международного конкурса исследовательских работ учащихся «Калейдоскоп»; Сапожникова Яна – II место во Всероссийском конкурсе исследовательских и творческих проектов.
Список Литературы
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 342 с.
Семёнова И. Е. Формирование исследовательской компетентности школьников как средство повышения учебной мотивации // Методист. Научно-методический журнал. 2010, № 10. – С. 53 – 55.