Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Организация самоуправления в н...

Организация самоуправления в начальной школе


Горынцева Любовь Петровна
учитель начальных классов
МБОУ «Ямальская школа-интернат»
г. с. Яр-Сале

(из опыта работы Горынцевой Любови Петровны, учителя начальных классов МБОУ «Ямальская школа-интернат», с. Яр-Сале, Ямальского р-на)

 

Годы перестройки сбили нравственные ориентиры. И не надо надеяться, что дети вырастут другими, что от зла родится добро, от безумия – разум, от жестокости – милосердие. Сегодня, как никогда раньше, особенно необходимо учить детей трудиться радостно, любить не на словах, а на деле Родину, природу, людей, весь окружающий мир. А.С. Макаренко подчеркивал: «Воспитать человека – значит  воспитать у него перспективные пути». И в качестве основной перспективы развития нашего классного сообщества я выдвигаю следующую: образ жизни, достойный Человека.

Считаю, что сейчас ситуация постепенно меняется к лучшему. В школах вновь приходят к осознанию ценности коллектива, а девиз «Один за всех, и все за одного!» вновь становится актуальным. Мы – это звучит гордо, но нужно воспитать в коллективе индивидуальность. Человек сам по себе уникален, а чётко организованный коллектив лишь подчёркивает это.

Большое значение в работе с коллективом уделяю индивидуальному подходу: стараюсь найти в каждом ребенке что-то особенное, помогаю ему раскрыть свою индивидуальность, развить лучшие черты характера и способности. А коллектив движется вперед за счет развития и роста каждой личности и в рамках общего дела.

За основу формирования ученического самоуправления  в классе я взяла педагогическую философию академика Игоря Петровича Иванова. Мне по духу близка его «методика коммунарского воспитания». Не раз бывала я и на коммунарских сборах, в том числе в январе 2011 года в Яр-Сале.

Цель этой методики – создание отношений товарищеской заботы друг о друге и окружающем мире, творческое развитие личности, улучшение себя и окружающей жизни через полезную деятельность.

Принципы коммунарской методики:

-   Заботливое отношение друг к другу, окружающему миру.

- Принцип совместной деятельности детей и взрослых (вместе планируем, вместе проводим, вместе анализируем).

-   Принцип целесообразности (всё делаем с пользой).

-   Принцип творческого отношения к делу.

-   Принцип мажора (делаем с радостью, делаем с удовольствием).

Название нашего классного сообщества – «Друзья».

Наш девиз – «Мы третьеклашки – верные друзья. Всегда везде мы вместе и он, и ты, и я!»

Наша песня – «Мир похож на цветной луг».

Герб нашего класса – «Планета дружбы».

   Организацию жизнедеятельности в классе ежегодно  начинаем с выбора актива, делимся на микрогруппы, распределяем поручения, совместно планируем  дела.

 

Структура самоуправления класса:

- Центр управления – лидер  класса + лидеры микрогрупп – отвечают за выполнение плана работы в классе, за участие класса в общешкольных делах. Помогают ребятам выполнять поручения, умеют дать оценку их работы и поведения. Первые помощники классного руководителя.

- Учебный центр – организация взаимопомощи по учёбе, проверка учебников, связь с библиотекой (выявление самых читающих учеников, и тех, кто несвоевременно сдаёт книги), проверка техники чтения.

- Трудовой центр – организация  дежурства по классу, по школе, линейки по итогам дежурства, организация генеральной уборки кабинета 4 раза в год, контроль за внешним видом учащихся.

- Спортивный центр – организация   ежедневной зарядки перед уроками,

помощь в организации спортивных дел, спортивных конкурсов ко Дню Здоровья, к походу на природу.

- Досуговый центр – организация  игр на переменах, помощь при подготовке к КТД, к другим мероприятиям.

 

Правила к выполняемому поручению:

—  относись к выполнению порученного дела ответственно;

— старайся выполнять поручения с удовольствием;

— помни о том, что выполнением своего поручения ты помогаешь учителю, школе, всем своим одноклассникам;

— обращайся за помощью в выполнении порученного дела к классному руководителю и одноклассникам, если тебе одному трудно;

— спеши делать добро!             

Высшим органом самоуправления является собрание учащихся класса. В работе классного собрания участвуют все учащиеся и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов - и родители обучающихся.

Основные направления воспитательной деятельности в классе:

       Грамоте учиться – всегда пригодится

(развитие познавательных интересов учащихся, формирование потребности в самообразовании; работа с одарёнными детьми).

   Наша классная семья

(обучение детей умению общаться, работать в команде; корректировка взаимоотношений между одноклассниками; организация самоуправления в классе, участие в классных мероприятиях; развитие способностей и творческой инициативы).

   Я познаю себя

(совместная работа классного руководителя, родителей, учителей, психолога по различным вопросам диагностики и коррекции личностных качеств учащихся; познание и формирование каждым ребёнком своего «Я»).

  Здоровым будешь – всё добудешь!

(сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья учащихся, формирование стремления к здоровому образу жизни).

  Я, ты, он, она – вместе целая страна

(участие класса в общешкольных, районных мероприятиях; формирование ценностных ориентиров личности, сознательного соблюдения учащимися этических норм, ориентирование на ответственность перед обществом, семьёй).

         Содержание работы самоуправления в классе определяется исходя из данных направлений. Вся деятельность организуется на принципах КТД (коллективное творческое дело). Важным условием эффективности КТД является единство и последовательность его этапов:

1.    Предварительная работа.

2.    Коллективное планирование дела.

3.    Коллективная подготовка дела.

4.    Проведение дела (выход на площадку).

5.    Коллективное подведение итогов.

Каждый из этих этапов значим.

         По своей направленности КТД могут быть самыми разнообразными: познавательными, спортивными, трудовыми, экологическими, посвящёнными какой-то дате, событию и т.д. В качестве примера приведу некоторые  наши КТД:

1 класс

- «Неразлучные друзья – взрослые и дети».

- «Папа, мама, я – спортивная семья».

- «Всего мужиков-то: отец мой, да я».

- «Супер-мама».

2 класс

- «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать».

- «Папа, мама, я – читающая семья».

- «Весенняя сессия наших мам».

- «Один день в армии».

3 класс

- «Коса – девичья краса».

- «День рождения нашего класса».

- «Слёт юных Василис».

        Традиционными в классе являются КВД (клубы выходного дня) – ответственные родители:

-   Вылазка на природу (3-4 раза в учебный год).

- Различные мероприятия (спортивные соревнования, интеллектуальные игры, Дни именинника).

-   Мастер-классы (изготовление поделок – сувениров)

После каждой четверти ответственные за поручения по желанию меняются, это удобная форма работы – каждый может опробовать свои силы в разнообразной деятельности, проявить способности, самоутвердиться. Для  новеньких проводим учебу актива.  Подготовка актива является основным условием результативности КТД.

Большинство ребят стараются выполнять поручения, ведь при его выборе учитывается их желание. В конце каждой четверти подводим итоги, ребята учатся анализировать свои действия. Особенно отличившиеся ребята, получают звание «Мастер поручения».

В конце учебного года подводим итоги, проводим в классе «Праздник чести класса», выявляем победителей в разных номинациях:

- «Школьные годы чудесные»

-  «К вершинам роста»

- «Восходящее солнце»

- «Правая рука»

- «Ученик года».

 Так происходит утверждение авторитета каждого ученика в коллективе, становление личности.

Целенаправленные совместные действия учителя, детей, родителей формируют полноценные межличностные отношения и дают положительные результаты: 

- У ребят формируются умения взаимодействовать в коллективе, высказывать своё мнение и воспринимать чужое, принимать коллективные решения, анализировать и рефлексировать происходящее.                        

- В общее дело вовлекается каждый ученик, утверждается его авторитет  в коллективе.

- Развиваются нравственные качества: взаимопомощь, сопереживание, ответственность, трудолюбие, любовь к малой и большой Родине.

- Класс нашёл своё место в общешкольном коллективе, принимает участие в мероприятиях на районном и окружном  уровне.

- Родители заинтересованы идеями учителя, больше узнают о проблемах, возможностях своих детей.

- Создаются условия для сплочения дружного коллектива – ученик + учитель + родитель.

- Создаём фото и видео летопись класса.

    

Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт