Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Организация деятельности Школы...

Организация деятельности Школы приёмных родителей в Надымском районе


Исакова Т.В., директор, МОУ дополнительного образования «Центр развития творчества «Созвездие», г. Надым

 

Создание условий для повышения компетентности родителей обучающихся в вопросах образования и воспитания, оказание услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей является одним из приоритетных направлений Федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей», Национального проекта «Образование».

В муниципальном образовании Надымский район с сентября 2018 года полномочия органов опеки и попечительства по подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних детей переданы Муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования «Центр развития творчества «Созвездие».

Деятельность «Школы приёмных родителей» осуществляется в соответствии с нормативно-правовой базой. Задача специалистов Школы – показать, в чём заключается профессионализм приёмных родителей, какова должна быть родительская позиция по отношению к принимаемому ребёнку, какие компетенции необходимы для успешного решения задач, стоящих перед приёмными родителями.

В процессе подготовки кандидатов можно выделить три основных этапа.

На первом этапе, при первичной консультации по телефону непосредственной задачей является расположение к себе клиента, удовлетворение его интереса к программе, к особенностям её прохождения. Результатом данного этапа является то, что они готовы к собеседованию, что в последующем позволит им гораздо быстрее и глубже раскрыться при первичном собеседовании.

При первичном собеседовании решается несколько важных задач: формирование консультативного контакта между ведущим Школы и кандидатом, а также выстраивание партнёрской позиции.

На данном этапе подробно проговаривается с кандидатом, что его ждёт в процессе тренинга, в каком формате он будет проходить, какие темы будут рассматриваться, какие специалисты будут участвовать в занятиях. Такое простраивание картины будущего снимает тревогу, укрепляет эмоциональный контакт, снижает сопротивление и повышает уровень мотивации кандидата на прохождение тренинга. Кандидат заполняет первичную анкету, заявление на прохождение курса, согласие на обработку персональных данных и на прохождение психологической диагностики.

По результатам собеседования проводится анализ информации, полученной от кандидата, его ресурсов и рисков, и выстраивается первичная стратегия при проведении психологического тестирования.

Психологическое тестирование проводится не как средство оценки пригодности кандидата к роли замещающего родителя, сколько как средство помощи для правильного жизненного выбора. Полученные данные при проведении психодиагностики учитываются в работе Школы, что позволяет индивидуализировать процесс подготовки.

Диагностика кандидатов осуществляется в несколько шагов. Предварительно проводится полуструктурированное интервью. В интервью выясняются вопросы относительно семьи и супружеских отношений, кого кандидаты желают принять в семью, изучается мотивация решения принятия ребёнка, выясняется было ли место утрат и потерь среди близких людей в последнее время. После получения первичных данных проводится тестирование, направленное на выявление явных противопоказаний (психопатология, склонность к алкогольной зависимости, насилию, общее состояние семьи, ее дисфункциональность). Выявляется ресурсность семьи, сильные стороны личности кандидата, адаптированность, сплоченность семьи, жизнестойкость. В интервью оцениваются также дополнительные характеристики, которые имеют значение для заключения.

На втором этапе осуществляется непосредственно подготовка кандидатов в соответствии с программой, которая включает в себя как формирование психологической готовности родителей к взаимоотношению с будущим ребёнком, так и развитие родительских компетентностей.

Начиная с сентября 2018 года занятия по программе подготовки, проходят еженедельно в форме психологического тренинга наполняемостью 10-12 человек. В тренинге используются мини-лекции, групповые дискуссии, кейс-метод, проблемные ситуации, ролевые игры, метод мозгового штурма, рефлексивные техники и методики, проективные методики (вербальные, рисуночные, ассоциативные, работа с метафорами и образами), арт-методы и др. Более актуальными являются такие темы как: адаптация приёмного ребёнка, поведенческие отклонения у подростков, вопросы дисциплинирования, последствия травматического опыта жестокого обращения и другое. 

Задача специалистов Школы на этапе подготовки – показать, в чём заключается профессионализм приёмных родителей, какова должна быть родительская позиция по отношению к ребёнку, какие базовые компетенции необходимы для успешного решения задач.

В зависимости от особенностей каждой конкретной группы, их запросов и уровня компетентности, гибко планируются занятия. На одних темах тренер останавливается более подробно, другие только обозначаются.

Для самостоятельной работы кандидатам предлагается рабочая тетрадь, результаты работы в которой обсуждаются в процессе индивидуальной консультации. С кандидатами, проживающими в отдалённых посёлках осуществляется работа в очно-дистанционном режиме.

Для того, чтобы представления будущих приёмных родителей были более полными, на занятия мы приглашаем других специалистов: специалистов управления опеки и попечительства, юристов, педиатра, воспитателя и социального педагога и других в соответствии с потребностями группы.

На заключительном этапе проходит итоговое тестирование и собеседование в индивидуальном режиме. С кандидатами обсуждаются возможные риски и ресурсы, а также сильные стороны, которые были переведены на уровень осознания в процессе тренинга. Помимо этого, обсуждаются способы сохранения контакта с ведущими (посещение по телефону, посещение Клуба приёмных родителей, посещение консультаций).

Период проведения подготовки не превышает 180 дней. Совместная работа в тренинговых группах очень сплачивает кандидатов и как правило, в последующем они продолжают общение.

С сентября 2018 года на базе «Школы приёмных родителей» успешно прошли обучение 12 человек (93%).

Информационное сопровождение осуществляется через официальный сайт учреждения, сайт «Про. Поддержка», «Надым и Надымский район», общественно – политическую газету «Рабочий Надыма»  бегущую строку на телевидение.

Таким образом деятельность «Школы приёмных родителей» позволяет кандидатам не только освоить необходимые знания в области воспитания, ухода и защиты ребенка, но и в последующем эффективно справиться с трудностями приема, стать компетентным опекуном, воспитать ребенка, чья история жизни омрачена потерями и неблагополучием.

 

Список использованных источников

  1. Нормативно-правовое обеспечение

1.1. Распоряжение Правительства РФ от 06.07.2018 № 1375-р «Об утверждении плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства».

1.2. Утверждён президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16 «Паспорт национального проекта «Образование». Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей».

1.3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.08.2012 № 623  «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории РФ».

  1. Научная и учебно-методическая литература

2.1. Гринберг С.Н., Савельева Е.В., Вараева Н.В., Лобанова М.Ю. Приёмная семья: психологическое сопровождение и тренинги. – СПб.: Речь, 2007. – 352 с.

      2.2. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Институт Психотерапии, 2003. – 319 с.

  1.  Приёмная семья в диалоге с социумом: потребности, ответственность, ресурсы// Сборник материалов: региональный опыт, интересные практики, рассказы приёмных родителей. – М.: БД «Здесь и сейчас», 2016

Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт