(Алла Викторовна Богачёва - генератор идей, аналитик инновационного проекта «Адаптивная арктическая дендрошкола» СОШ № 1 г. Лабытнанги)
Из опыта реализации инновационного проекта
«Адаптивная арктическая дендрошкола»
(2019 год)
Работа в команде и командная работа — не всегда синонимичные понятия. Командная работа направлена, прежде всего, на сотрудничество, предполагающее сочетание готовности работать, готовности обеспечить эффективность деятельности и готовности принять на себя обязательства.
При командной работе каждый занят выполнением определенной задачи для достижения общей цели. При этом не исключается и личная заинтересованность отдельных членов команды в успехе всей команды.
Автор проекта не может осуществить все необходимые функции, обозначенные в проекте, самостоятельно. Если он одновременно будет выполнять функции и организатора, и аналитика, и исполнителя, то он неминуемо будет совершать ошибки. Это предсказуемо приведет к ухудшению качества работы, а зачастую и вообще к провалу проекта.
В связи с этим при реализации инновационных проектов очень актуальной стала проблема создания эффективных команд, которые могли бы решать самые разнообразные по качеству и сложности задачи.
Работа в команде предполагает акцент каждого её члена на какой-либо конкретной задаче. Вся же деятельность команды направлена на достижение поставленной цели. Таким образом, команда - это условная единица, выполняющая поставленные задачи с высокой степенью эффективности.
Эффективность командной работы во многом зависит от того, насколько каждый член команды чётко осознает свои задачи и цели команды в целом, вносит свой вклад в их достижение, поддерживает усилия своих коллег.
При профессиональной работе в команде её участники объединяют свои компетенции, умения, что позволяет справиться с задачей, выполнить которую не под силу отдельному человеку. Компетентность – главный признак команды. Профессионализм педагога имеет прямое отношение к эффективному исполнению обязанностей, возложенных на члена команды.
В эффективно работающей команде достаточно чётко прослеживается ролевая дифференциация. Для того чтобы команда была успешной, она должна обладать сбалансированным ролевым составом. Если команде не хватает исполнителя какой-нибудь определенной роли, она будет работать менее эффективно. Соответственно, эту функцию на себя должен взять кто-то другой.
На примере команды, сформированной на базе нашей школы для реализации проекта инновационной образовательной практики «Адаптивная арктическая дендрошкола», хочется продемонстрировать эффективность командной работы.
Проект реализуется с 2016 года. Он был представлен на муниципальный конкурс инновационных проектов и в 2017 году получил статус муниципальной инновационной площадки и региональный статус «Образовательный бренд Ямала».
Поскольку я являюсь автором и руководителем проекта, то на меня возложены задачи и по достижению целей проекта и по поддержанию командного духа. В рамках своих ролевых задач я занимаюсь организацией и координацией деятельности. В частности, разработкой нормативно-правовой документации, например:
- разработкой текста двухстороннего соглашения в рамках сотрудничества с представителями Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета имени С. М. Кирова;
- разработкой и утверждением программы совместных действий в рамках сотрудничества;
- разработкой текста двухсторонних соглашений в рамках сотрудничества с общеобразовательными организациями Челябинской области, являющимися инновационными площадками, по проведению аналогичных исследований.
Сотрудничество с организациями, работающими над похожими проблемами исследования, способствует рождению новых идей, новых подходов при решении поставленных ранее задач.
Выполняя роль мотиватора, я занимаюсь подготовкой заявки и документации для участия в различных конкурсах. С целью популяризации экологического образования, формирования экологической культуры у воспитанников наш проект был представлен на различных конкурсах: на Всероссийском конкурсе по присуждению национальной экологической премии имени В.И. Вернадского (результат – лауреат конкурса, благодарственное письмо), Всероссийском конкурсе при поддержке министерства образования и науки в номинации «Лучший педагогический проект» (результат - победитель).
Также данный проект был представлен на Всероссийском фестивале «НАУКА 0+», региональном конкурсе «Лучшая организация, реализующая экологическое образование» (результат – 3 место). По итогам экспертизы конкурсных материалов проект инновационной практики «Адаптивная арктическая дендрошкола» получил положительные экспертные заключения и рекомендован для размещения на сайте «Образовательные бренды Ямала». Так, СОШ № 1 г. Лабытнанги стала лауреатом рейтинга ТОП-500 образовательных организаций (федеральный список), достойно представив муниципальную систему образования в номинации «Лучшие условия для обмена педагогическим опытом и профессионального развития».
Выполняя роль аналитика, мною подготовлены и статьи о реализуемом проекте для публикации в таких изданиях, как международный журнал «Юный учёный», имеющий статус РИНЦ, «Всероссийский педагогический журнал», «Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции» (с международным участием), посвящённой 25-летнему юбилею Регионального института развития образования ЯНАО, электронный журнал «Образование Ямала». Тематика опубликованных статей:
Также подготовлены исследовательские работы обучающихся, участников проекта, которые опубликованы в различных изданиях или находятся в открытом доступе в архивных материалах различных конкурсов.
В роли генератора новых идей я участвую в проведении экспериментов в рамках работы над проектом, разрабатываю технические задания для исполнителей, делаю общий свод по результатам исследований, выявляю закономерности, предоставляю необходимую информацию кураторам и научным консультантам.
Роль исполнителя, интегратора и мыслителя в проекте отведена другому члену команды - методисту школы Зейгман О.А. На этого педагога возложены обязанности по обеспечению методического сопровождения проекта, организации и проведения мероприятий в рамках реализации утверждённой программы совместных действий, участия в оформлении отчётной документации.
В роли интегратора Ольга Алексеевна формирует состав команды для участия в конференциях, форумах, фестивалях; согласует темы выступлений; обеспечивает информационное сопровождение проекта с привлечением средств массовой информации регионального и муниципального уровней; готовит актуальную информацию по реализации проекта для размещения на сайтах организаций-партнёров; оформляет документы на приобретение необходимого оборудования для реализации проекта.
Роль исполнителя и изыскателя, направленная на выполнение задач, поставленных в проекте, но уже в другой проекции, отведена ещё одному члену команды - учителю географии Таганской Инне Михайловне. Являясь учителем–предметником и классным руководителем, Инна Михайловна руководит деятельностью обучающихся, связанной с посадкой саженцев. Она организует необходимые замеры по проведению мониторинговых исследований; проводит еженедельный мониторинг глубины снежного покрова на экспериментальных участках, ежедневный мониторинг погодных условий: направление и силу ветра, температуру, влажность, давление, осадки. Кроме этого, заполняет ведомости посадок и наблюдений за выживаемостью растений, заполняет дневники фенологических наблюдений, принимает участие в оформлении отчётной документации. В рамках выданных руководителем проекта заданий проводит сбор семян растений, необходимых для проведения исследований научными сотрудниками на базе университета в специализированных лабораториях.
Очень важная роль отведена кураторам и научным консультантам проекта. В состав нашей команды в качестве научной поддержки входят следующие научные сотрудники:
Являясь кураторами, научные сотрудники обеспечивают научное консультирование, рецензирование исследовательских работ обучающихся. Предоставляют запатентованные и апробированные методики для проведения исследований, разрабатывают методические рекомендации, предоставляют экпериментальный материал (саженцы элитных сортов древесные растения), консультируют по региональным особенностям произрастания аборигенной флоры ЯНАО. Они также принимают активное участие в работе конференции «Ступень в будущее», в реализации концепции естественнонаучного образования, участвуют в проведении открытых мастер-классов для обучающихся. Оказывают помощь в организации сотрудничества с другими научными сотрудниками в рамках проекта, в оценке результатов фенологических наблюдений, при оформлении документации для участия в грантовых конкурсах. Оформляют рекомендательные письма в поддержку проекта для обеспечения возможности участия в конкурсных мероприятиях. Оформляют благодарственные письма обучающимся – участникам проекта.
Таким образом, командная работа – это совместная целенаправленная работа специалистов, решающих общую задачу на основе интеграции знаний в различных профессиональных областях по правилам, выработанным в результате совместной деятельности всеми участниками команды.
Команда - это не просто общая численность педагогов. Наш опыт показал, что сплочённые общей целью педагоги могут выполнить такие задачи, с которыми никогда не справится ни один отдельно взятый человек.
На наш взгляд, командная работа - это особая форма организации, основанная на продуманном позиционировании участников, имеющих общее видение ситуации и стратегических целей, которые должны быть четко определены. И успех команды приходит только тогда, когда члены команды смогут выполнить все поставленные задачи и нести за их выполнение индивидуальную ответственность.