Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Организация процесса обучения ...

Организация процесса обучения на современном уроке иностранного языка


Засорина М. Е.,к. филол.н.,

учитель английского языка МАОУ «Обдорская гимназия, г. Салехард

Основное назначение уроков иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетентности, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Кроме того, изучение иностранного языка должно обеспечит приобщение обучающихся к культуре стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, включение школьников в диалог культур. Новые политические, социально-экономические и культурные реалии в России и во всем мире, а также влияние технологических достижений цивилизации на развитие мировой языковой индустрии потребовали расширения функций иностранного языка, в особенности английского, как учебного предмета и соответственно уточнение целей его изучения в современном обществе. В настоящее время знание иностранных языков – это не только признак культурного развития человека, но и условие его успешной деятельности в разных сферах жизни. Поэтому не случайно одной из целей, которые ставит Концепция модернизации образования перед современной школой, является формирование у учащихся коммуникативной компетенции.

На уроках для более эффективной организации процесса обучения, на наш взгляд, необходимо учитывать психофизиологический аспект нейро-лингвистического программирования, так как каждый человек имеет индивидуальный (ведущий) канал восприятия и хранения информации (звуковое, визуальное или кинестетическое (ощущения) восприятие материала).  Зная ведущий канал восприятия информации каждого обучающего, учитель может организовать урок наиболее эффективно, подбирая такие формы, методы и приемы работы на уроке, которые позволят воздействовать именно на доминирующие каналы восприятия информации.

Так, В. П. Белянин выделяет несколько постулатов нейро-лингвистического программирования при изучении английского, которые позволят  выучить язык быстрее, легче и глубже:

- большинство людей воспринимает информацию за счет разных каналов. Лучше всего воспринимаются тексты, содержащие языковые фразы, относящиеся ко всем каналам репрезентационной системы. Текст, оказавший воздействие на все каналы восприятия, запомнится быстрее и легче;

-у каждого человека есть свой наиболее эффективный канал восприятия. Если при передаче информации акцентировать внимание именно на нем, то она будет усваиваться лучше. И наоборот, чем меньше нагрузка на данный канал, тем слабее человек воспринимает информацию.

- для эффективной коммуникации между людьми должны использоваться общие для них каналы восприятия. Например, для собеседника более значима информация, описанная в специфичных для него предикатах. В итоге двум людям с одинаковым ведущим каналом восприятия договориться намного легче, чем людям с разными каналами.

Выявить доминирующий канал восприятия информации возможно, например, на лингвистическом уровне, то есть на основе употребляемой лексики.

Визуал будет употреблять следующие лексические единицы: видеть, наблюдать, рассматривать, глядеть, светиться, блестеть, вспыхивать, отражать, казаться, темнеть, вид, точка зрения, глаз, знак, горизонт, смутно, луч, белый, круг, красный, зоркий, коричневый, красивый, ярко, форма, тускло.

Аудиал наиболее часто использует такие лексемы как: говорить, слушать, бормотать, молчать, свистеть, звать, разговор, мотив, голос, мелодия, молча, молчание, тишина, звук, тихий, громкий, звонкий, громко, шумный, вслух.

Кинестетик будет употреблять следующие слова: вздохнуть, чувствовать, гладить, ощущать, давить, жарить, жать, боль, ударять, голод, вес, остро, вкус, жара, гладкий, сила, твердый, мягкий, скользкий, холодный.

Таким образом, учитель может выстраивать урок так, чтобы воздействовать на все доминирующие каналы восприятия информации учащихся. В этом случае усвоение информации будет более эффективным.

А вообще, новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, даёт нам возможность по-новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи. Ученики получат гораздо больше, чем знание иностранного языка. Ведь, например, деятельностный характер предмета «Иностранный язык» позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, формируя метапредметные общеучебные умения и навыки. Личностно-ориентированный характер обучения проявляется в осознании школьниками их собственного участия в процессе общения, формируется умение организовывать учащимся свою учебную деятельность. Социокультурная направленность процесса обучения иностранному языку содействует воспитанию учеников в контексте «диалога культур», повышает их познавательную, творческую, коммуникативную активность на уроках.

Использование информационных технологий способствует формированию общей информационной культуры. Творческая деятельность на уроке английского языка способствует формирование творческой инициативы школьников. Сохранение здоровья школьника является неотъемлемой составляющей урока. Это смена видов активности, включение игровой деятельности, стимулирование творческого отношения к изучаемому, наличие соревновательных моментов, что, в свою очередь, повышает умственную работоспособность, познавательную активность, мотивацию к изучению языка.


 

Библиографический список:

 

Белянин В. П. Нейро-лингвистическое программирование и обучение иностранным языкам // Преподавание иностранных языков в эпоху глобализации. – Тайвань, Тайбей, 2000. – С.1-12.

 

Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт