Сухарь Л.А., МБОУ «Школа-интернат основного общего образования»
д. Харампур, Пуровский район
В условиях расширяющегося освоения территорий Арктики особую значимость приобретает задача сохранения самобытности коренных малочисленных народов Севера.
В МБОУ «ШИООО» д. Харампур разработан проект создания малокомплектной начальной кочевой (сезонной) школы.
Для реализации данного проекта в школе имеются необходимые кадры: педагог, имеющий высшее образование по специальности «Педагогика и методика начального общего образования» и свободно владеющий родным (ненецким) языком – Пяк Светлана Кайлевна, младший воспитатель школы – интерната Айваседо Сергей Олекувич, уроженец стойбища Медвежья гора – семейная пара.
1 сентября 2014 года в Харампуровской тундре на стойбище «Медвежья Гора» состоялось торжественное открытие сезонной кочевой школы для проведения образовательной деятельности предшкольной группы и начальной школы в сентябре месяце. В чуме были организованы игровая и учебная зоны.
В сезонной школе созданы все условия для реализации образовательного процесса. Обучение ведётся согласно учебному плану школы-интерната по УМК «Школа России» как на русском, так и на родном (ненецком) языке. За 5 лет в кочевой (сезонной) школе обучилось 34 ребёнка (2014/15 учебный год – 8 обучающихся, 2015/16 учебный год – 7 обучающихся, 2016/17 учебный год – 6 обучающихся, 2017/18 учебный год – 6 обучающихся, 2018/9 учебный год – 7 обучающихся. В 2019/20 учебном году будут обучаться 8 детей).
Мальчики совместно с педагогом и родителями, изготавливая изделия из дерева (нарты, запор, ловушка для рыбы и др.) в уменьшенном виде, познают основы рыболовства.
Девочки совместно с педагогом и родителями изучают национальное шитьё, национальную кухню и традиционное ведение хозяйства. Изготавливая изделия из сукна и бисера (малицы, ягушки, сумочки, коврики, украшения), девочки изучают национальную культуру. У каждой девочки есть своя кукла, на которую она шьёт одежду и аксессуары, готовясь стать мастерицей.
На уроках физкультуры дети под руководством учителя Пяк С.К. изучают национальные игры. В играх непосредственно воспроизводятся элементы охоты, рыбалки. Постепенно игры принимают состязательный характер. Изучению подвижных игр отводится значительное место, т.к. с их помощью решаются многообразные задачи, связанные с обучением двигательным действиям, развитием физических способностей, формированием социальных качеств личности школьников.
В сезонной (кочевой) школе игры проводятся на свежем воздухе. Для проведения занятий помощник учителя и родители обучающихся совместно с детьми изготавливают необходимое оборудование.
Дети совместно с педагогами и родителями изготовили макет части стойбища «Медвежья Гора», на котором они проживают и обучаются в сентябре.
На этапе реализации сезонной кочевой школы явных проблем не возникло, так как все заранее было предусмотрено и обеспечено и, кроме того, педагог и её помощник, выехавшие на место, фактически находились у себя дома, так же как и дети. Условия были знакомыми и родными для всех участников образовательного процесса. Проведенный опрос показывает, что 100% родителей довольны такой формой обучения их детей. Получая образование в кочевой (сезонной) школе в сентябре, дети находятся рядом с родителями и могут всегда прийти им на помощь по хозяйству и сбору дикоросов.
За счет воспитания ребенка в семье мы сохраняем традиции, культуру и ненецкий язык. Поэтому кочевая школа — это прекрасная возможность на начальном этапе оставить ребенка в традиционных условиях пребывания в тундре вместе с родителями, обучить его навыкам рыбалки и при этом дать образование.
Сейчас в стойбище «Медвежья гора» проживают 13 семей, в которых воспитывается 15 детей дошкольного возраста и 7 детей, обучающихся в начальной школе.
В обстановке кочевой школы складывается особое отношение и к учителю. Светлана Кайлевна живёт в стойбище в течение сентября. Много времени проводит с детьми и их родителями. Иными словами, все жители стойбища, в том числе и дети, считают Светлану Кайлевну членом семьи, что стирает распространенное отчуждение во взаимоотношениях ученика и учителя, сохраняя при этом уважение и субординацию.
Учитель вместе с родителями периодически проводит занятия с детьми по рисованию, изготовлению аппликаций, сбору природного материала, работе с сукном, берестой и деревом.
В классе малое количество детей, а это значит, что каждому ребенку можно уделять гораздо больше времени. Обучение строится на индивидуальном подходе.
За эти пять лет в сезонной (кочевой) школе обучались ежегодно от 6 до 8 учащихся. 5 обучающихся кочевой (сезонной) школы уже перешли на основную ступень обучения.
После закрытия кочевой (сезонной) школы для продолжения обучения дети возвращаются в школу-интернат.
Мы считаем, что восстановление традиционного уклада жизни и деятельности коренных малочисленных народов Севера невозможно без возрождения кочевой школы.
Сложившаяся практика оказывает положительное влияние не только на успешную адаптацию детей из семей кочевников к школе, но и к новой для них социокультурной среде.