(Марина Олеговна Колтайс – контролёр, мотиватор РИП СОШ № 12 г. Новый Уренгой)
Из опыта организации работы
ролевой команды РИП
«Тьюторское сопровождение
индивидуальной образовательной
программы детей-инвалидов»
(2017 год)
При формировании проектной ролевой команды нами была принята за основу модель проектных ролей американского психолога Мередит Белбина (R. Meredith Belbin), представленная в Положении о ролевой команде региональной инновационной площадки (РИП) в системе образования Ямало-Ненецкого автономного округа. На наш взгляд, данная модель хорошо проработана и обладает логикой в описании ролей.
При формировании команды М. Белбин предлагает провести психологическое тестирование, чтобы проанализировать ее состав в свете рассматриваемых восьми ролей. Мы проводили такое тестирование. Нашей команде нужны были исполнители большинства из этих восьми предложенных ролей. Но принцип комплектации команд Белбина не требует полного 100% перекрывания всех ролей отдельными членами группы. В нашем случае идеальное количество человек в команде равнялось шести. Это означало, что каждый член команды брал на себя функции больше, чем одной роли. Главное - чтобы все функции выполнялись.
Комплектация ролей производилась на базе уже сложившегося за три года РИП «костяка» команды. В нее были включены педагоги, личностные характеристики которых охватывали тот диапазон качеств, которые необходимы для того, чтобы все восемь ролей могли быть реализованы.
По итогам тестирования выяснилось, что к командной работе способен не каждый. В нашем случае были способны к этому 4 человека (66%). Они имели по 2-3 сильные командные роли и 2 роли, к которым они не приспособлены полностью. Два человека (около 30%) проявили себя более эффективно при индивидуальной работе.
Основная задача руководителя при распределении ролей сводилась к выявлению существенных ролевых противоречий и принятию действий для уменьшения ролевой неопределенности. Перед каждым работником были поставлены конкретные задачи в соответствии с определённой ролью.
|
ФИО участника проектной команды/ роль в команде |
Функции участника |
Характеристики исполнителей ролей
|
Конкретные задачи исполнителя роли |
1 |
Кривоногова Тамара Борисовна, заместитель директора по УВР, руководитель ЦДО |
|||
|
Ведущий (председатель)
|
|
|
-организация конструктивного взаимодействия членов команды; - оценка новых образовательных результатов и эффектов в связи с введением тьюторского сопровождения ИОП учащихся ЦДО; - представление опыта по реализации модели тьюторского сопровождения ИОП обучающихся
|
|
Генератор идей
|
|
|
|
2 |
Колтайс Марина Олеговна, заместитель директора по УВР, методист |
|||
|
Контролер (завершающий)
|
|
|
|
|
Мотиватор (оформитель)
|
|
|
|
3 |
Носырева Людмила Михайловна, заместитель директора по УВР, методист ЦДО |
|||
|
Аналитик (критик)
|
|
|
- конечный отбор и оценка эффективности инструментария для мониторинга и оценки новых образовательных результатов и эффектов в связи с введением тьюторского сопровождения ИОП учащихся ЦДО; - определение конечного варианта нормативно-правовых, организационных материалов (формы ИОП, положения о тьюторском сопровождении)
|
|
Изыскатель (добытчик)
|
|
|
|
4,5 |
Комичева Л.М., Екимова О.С., тьюторы ЦДО |
|||
|
Реализатор (рабочая пчёлка)
|
|
|
-личностные и метапредметные (коммуникативные и регулятивные) результаты: ситуационные задачи в рамках индивидуальных и групповых тьюториалов, оценка результатов участия в проектной деятельности на межпредметной основе;
Описание предметных и метапредметных (коммуникативные и регулятивные) результатов в портфолио обучающегося ЦДО;
|
6 |
Лесникова Э.Г., педагог-психолог ЦДО |
|||
|
Реализатор (рабочая пчёлка)
|
|
|
|
|
Гармонизатор (опора команды - "дипломат")
|
|
|
|
В заключение можно сделать вывод, что применением командно-ролевой формы управления было обеспечено эффективное использование творческих, интеллектуальных, кадровых ресурсов Центра дистанционного образования детей-инвалидов СОШ № 12 г. Новый Уренгой.
Подготовка образовательного продукта РИП и итогового отчета ролевым способом позволила повысить качество подготовки разработок и существенно сократить сроки.
Наши участники команды отмечают, что такой горизонтальный путь профессионального развития позволил им расти вглубь своей профессии. Члены команды смогли приобрести и накопить такие знания и навыки, благодаря которым работник становится «экспертом» в своём деле.
Для администрации школы такой путь профессионального развития педагога также оказывается лучше вертикального роста, так как наблюдается острая нехватка специалистов высокого уровня профессионализма. В данном случае работнику-«эксперту в своем деле» никогда не надо говорить, как и что делать, его не нужно контролировать, он сам распределяет своё время и силы.
Однако при всех достоинствах данной модели управления большое количество ролей и их подробное описание могут затруднять ее использование, если люди не прошли специальную подготовку.