Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » «Организация работы ролевой ко...

«Организация работы ролевой команды РИП»


 

(Марина Олеговна Колтайс – контролёр, мотиватор РИП СОШ № 12 г. Новый Уренгой)

 

Из опыта организации работы

ролевой команды РИП

                                                                      «Тьюторское сопровождение

индивидуальной образовательной

программы детей-инвалидов»

(2017 год)

          При формировании проектной ролевой команды нами была принята за основу модель проектных ролей американского психолога  Мередит Белбина (R. Meredith Belbin), представленная в Положении о ролевой команде региональной инновационной площадки (РИП) в системе образования Ямало-Ненецкого автономного округа. На наш взгляд, данная модель хорошо проработана и обладает логикой в описании ролей.

      При формировании команды М. Белбин предлагает провести психологическое тестирование, чтобы проанализировать ее состав в свете рассматриваемых восьми ролей. Мы проводили такое тестирование. Нашей команде нужны были исполнители большинства из этих восьми предложенных ролей. Но принцип комплектации команд Белбина не требует полного 100% перекрывания всех ролей отдельными членами группы. В нашем случае идеальное количество человек в команде равнялось шести. Это означало, что каждый член команды брал на себя функции больше, чем одной роли. Главное - чтобы все функции выполнялись. 

      Комплектация ролей производилась на базе уже сложившегося за три года РИП «костяка» команды. В нее были включены педагоги, личностные характеристики которых охватывали тот диапазон качеств, которые необходимы для того, чтобы все восемь ролей могли быть реализованы.

     По итогам тестирования выяснилось, что к командной работе способен не каждый. В нашем случае были способны к этому 4 человека (66%). Они имели по 2-3 сильные командные роли и 2 роли, к которым они не приспособлены полностью. Два человека (около 30%) проявили себя более эффективно при индивидуальной работе.

     Основная задача руководителя при распределении ролей сводилась к выявлению существенных ролевых противоречий и принятию действий для уменьшения ролевой неопределенности. Перед каждым работником были поставлены конкретные задачи в соответствии с определённой ролью.

 

ФИО участника проектной команды/ роль в команде

Функции участника

Характеристики исполнителей ролей

 

Конкретные задачи исполнителя роли

1

Кривоногова Тамара Борисовна, заместитель директора по УВР, руководитель ЦДО

 

 

Ведущий 

 (председатель)

 

  • распределение ролей в команде и задач по подведению итогов РИП;
  • определение сильных и слабых сторон команды и обеспечение наибольшего применения потенциала каждого участника команды;
  • оценивание достоинств всех предложений по подготовке отчета;
  • частичное делегирование ответственности аналитику, контролеру.
  • спокойный, уверенный в себе, управляемый;
  • имеет способность без предубеждения оценивать достоинства всех предложений;
  • сильная мотивация достижения целей

 

-организация конструктивного взаимодействия членов команды;

- оценка новых образовательных результатов и эффектов в связи с введением тьюторского сопровождения ИОП учащихся ЦДО;

- представление опыта по реализации модели тьюторского сопровождения ИОП обучающихся

 

 

Генератор идей

 

 

  • выдвижение новых идей и стратегий;
  • определение особого внимания к главным проблемам, с которыми сталкивается команда;
  • выдвижение путей решения поставленных задач
  •  индивидуалист;
  • креативен, талантлив, обладает высокой нестандартностью и гибкостью мышления;
  • устремлен к творчеству

 

  • описание инновационной идеи продукта;
  • определение особого внимания к главным проблемам, с которыми сталкивается команда: подбор инструментария для формирования и оценки метапредметных результатов освоения ИОП детей-инвалидов;
  • участие в разработке документации тьютора

2

Колтайс Марина Олеговна, заместитель директора по УВР, методист

 

Контролер  (завершающий)

 

 

 

  • поддержание в команде настойчивого участия  в достижении цели;
  • активный поиск тех участков работы, которые требуют повышенного внимания;
  • избавление команды от ошибок;
  • организация  деятельности команды по разработке продукта;
  • стремление получить наилучший результат из возможных

 

  • организованный, добросовестный, эмоционально неустойчивый;
  • стремление добиваться совершенства во всем;
  • тенденция беспокойства по поводу мелочей

 

  • подбор инструментария для оценки метапредметных результатов освоения ИОП детей-инвалидов;
  • определение содержания и подготовка отчета РИП в готовом текстовом виде;
  • определение содержания, формирование и редактирование сборника организационно-методических, аналитических, дидактических материалов;
  • разработка документации;
  • описание модели тьюторского сопровождения ИОП обучающихся;
  • описание значения нововведений,
  • определение рисков внедрения продуктов РИП

 

Мотиватор (оформитель)

 

 

 

  • зачинщик мероприятий, постоянно тянет команду за собой;
  • вытаскивает группу из рутины;
  • придание определенных рамок групповым обсуждениям и результатам совместной деятельности команды;
  • обеспечение очень высокого темпа работы команды
  • отзывчивый, динамичный;
  • внутренний импульс и готовность бороться с инертностью, бездейственностью;
  • склонность к недовольству, беспокойству, но одновременно и о высокий самоконтроль и дисциплина

 

  • проведение заседаний проектной команды, мотивация;
  • придание законченной формы действиям команды;
  • определение содержания отчета РИП в 2017 году;
  • доведение действий команды до продукта

 

 

3

Носырева Людмила Михайловна, заместитель директора по УВР, методист ЦДО

 

Аналитик (критик)

 

 

 

  • проведение анализа проблемы с прагматической точки зрения;
  • оценивание идеи и предложения таким образом, чтобы команда могла принять сбалансированные решения;
  • выбор  лучших  идей, а не собственных;
  • оценивание конкурирующих предложений;
  • уравновешивание оптимистических предложений оформителя и генератора идей
  • благоразумный, предусмотрительный;
  • абстрактно мыслит;
  • присущи рассудительность, проницательность, хорошие умственные способности;
  • привержен лучшей идее, а не собственной;
  • ярко не проявляет себя в команде до тех пор, пока не приходит время принятия важных решений

 

  • уточнение списка аналогичных моделей тьюторского сопровождения детей-инвалидов, определение отличий, аргументация;

- конечный отбор и оценка эффективности инструментария для мониторинга и оценки новых образовательных результатов и эффектов в связи с введением тьюторского сопровождения ИОП учащихся ЦДО;

- определение конечного варианта нормативно-правовых, организационных материалов (формы ИОП, положения о тьюторском сопровождении)

 

 

Изыскатель (добытчик)

 

  • обнаружение новых идей, разработок и ресурсов, имеющихся за пределами проектной команды и сообщение о них;
  • налаживание контактов со всеми участниками команды и внешними партнерами (территориальной ПМПК, ГКУ ЯНАО «РЦОКО», Региональный институт развития образования и пр.)
  •  экстраверт, увлеченный, пытливый, общительный;
  • хорошо контактирует с людьми и разрабатывает что-то новое
  • изучение аналогичных представленной модели тьюторского сопровождения в российской системе образования;
  • составление базы наработок, проведение аналогового анализа;
  • установление контакта и сотрудничество с ГКУ ЯНАО «РЦОКО» и РИРО по представлению результатов РИП в сетевом сообществе педагогов

4,5

Комичева Л.М., Екимова О.С., тьюторы ЦДО

 

Реализатор

(рабочая пчёлка)

 

  • систематическое и эффективное выполнение принятых обязательств;
  • претворение выдвинутых  идей в практические дела
  • дисциплинированный, надежный, предусмотрительный;
  • исполнительный, организованный;
  • практичный;
  • недостаток гибкости, невосприимчивость к непроверенным идеям
  • подбор инструментария для оценки метапредметных результатов освоения ИОП детей-инвалидов - сопоставление имеющегося инструментария, разработка собственного инструментария;
  • проведение мониторинга достижения метапредметных результатов совместно с учителями-предметниками (познавательные результаты: контрольные работы по предметам согласно рабочим программам педагогов;

-личностные и метапредметные (коммуникативные и регулятивные) результаты: ситуационные задачи в рамках индивидуальных и групповых тьюториалов, оценка результатов участия  в проектной деятельности на межпредметной основе;

  • педагогическое наблюдение.

Описание предметных и метапредметных (коммуникативные и регулятивные) результатов в портфолио обучающегося ЦДО;

  • оформление документации и предоставление результатов мониторинга контролеру

6

Лесникова Э.Г., педагог-психолог ЦДО

 

Реализатор

(рабочая пчёлка)

 

  • систематическое и эффективное выполнение принятых обязательств;
  • претворение выдвинутых  идей в практические дела
  • дисциплинированный, надежный, предусмотрительный;
  • консервативный, исполнительный;
  • обладает выраженными организаторскими способностями;
  • практичный;
  • недостаток гибкости, невосприимчивость к непроверенным идеям
  • подбор инструментария для оценки метапредметных и личностных результатов освоения ИОП детей-инвалидов, сопоставление отличия от имеющегося инструментария;
  • психолого-педагогическое исследование обучающихся ЦДО (стартовая, промежуточная, итоговая диагностика);
  • описание личностных и метапредметных  результатов в портфолио обучающегося ЦДО;
  • оформление документации и предоставление результатов мониторинга контролеру

 

Гармонизатор (опора команды - "дипломат")

 

  • оказание участникам команды помощи в трудных ситуациях;
  • улучшение взаимоотношений между членами команды поднятие командного настроя;
  • сглаживание противоречий между «трудными» личностями в одной команде, направление их усилий в конструктивное русло
  • социально ориентированный, спокойный, чувствительный;
  • способен нести ответственность за людей и отвечать за ситуацию, создавать и поддерживать командный дух

 

  • разряжает обстановку, сглаживает противоречия между «трудными» личностями и помогает им конструктивно сосуществовать в одной команде, направляя их в конструктивное русло

 

 

   В заключение можно сделать вывод, что применением командно-ролевой формы управления было обеспечено эффективное использование творческих, интеллектуальных, кадровых  ресурсов Центра дистанционного образования детей-инвалидов СОШ № 12 г. Новый Уренгой.

Подготовка  образовательного продукта РИП и итогового отчета ролевым способом позволила повысить качество подготовки разработок и существенно сократить сроки.

Наши участники команды отмечают, что такой горизонтальный путь профессионального развития позволил им расти вглубь своей профессии. Члены команды смогли приобрести и накопить такие знания и навыки, благодаря которым работник становится «экспертом» в своём деле.

Для администрации школы такой путь профессионального развития педагога также оказывается лучше вертикального роста, так как наблюдается острая нехватка специалистов высокого уровня профессионализма. В данном случае работнику-«эксперту в своем деле» никогда не надо говорить, как и что делать, его не нужно контролировать, он сам распределяет своё время и силы. 

Однако при всех достоинствах данной модели управления  большое количество ролей и их подробное описание могут затруднять ее использование, если люди не прошли специальную подготовку.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт