Бинько Екатерина Андреевна, Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования Детская Школа Искусств №3, г. Новый Уренгой
«Православная культура как основа духовно-нравственного воспитания ребенка»
Введение
Вопросы духовно-нравственного развития и воспитания волновали человечество во все времена, особенно в периоды социально- экономических и культурных трансформаций. Их актуальность очевидна и в настоящее время, в частности в современной России, где в последние десятилетия наблюдаются признаки социального кризиса, характеризующиеся, в том числе, и отсутствием ориентиров в воспитании подрастающего поколения.
Следствием этого аксиологического вакуума является рост детской и подростковой преступности, а также наркомании во всех возрастных категориях, неуклонное увеличение количества разводов и числа детей, оставленных на попечение государства при живых родителях. Эти проблемы современности обострили общественное внимание к традиционному для отечественной педагогики религиозному варианту поиска духовно-нравственных основ воспитания.
Актуальность воспитания православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях обусловлена насущной социально-педагогической потребностью обновления содержания социально-гуманитарного образования, развития воспитательных функций образовательных учреждений в новых социокультурных условиях. Эта потребность находит выражение в педагогической практике интеграции знаний о православной культуре в деятельность образовательных учреждений, которая получила широкое распространение во многих регионах России и свидетельствует о тенденции восстановления культуросообразности российского образования, духовно-нравственных основ обучения и воспитания детей и молодежи в нашей стране.
Цель данной работы – рассмотреть православную культуру как основу духовно-нравственного воспитания ребенка. Собственно, из цели вытекает гипотеза исследования: православная культура играет важную роль в духовно-нравственном воспитании ребенка.
Основная часть
Культура представляет собой определенный уровень развития человека, общества, выряжающаяся в формах организации жизнедеятельности, созданных и создаваемых духовных и материальных ценностях, это результат, процесс создания, хранения, освоения и распространения культурных ценностей.
Культура ценностей по своему характеру подразделяется на духовную и материальную.
Духовная культура – это деятельность эмоций, сознания человека, продукты духовного производства (просвещение, воспитание и т.д.). Культура личности в данном аспекте рассматривается как способность индивида реализации и усвоению, созданию, новых ценностей.
Православная культура – это совокупность предметной и духовной социальной деятельности, ее результатов, которые складываются в обществе под мировоззрением православной христианской религии[1].
Православная педагогика исходит из того, что воспитательная практика учебно-воспитательных учреждений, независимо от их типа, базируется на единой системе православного воспитания, возникновение и развитие которой обусловлено культурными и общественно-историческими предпосылками, а также предпочтениями самих педагогов. Православная воспитательная система считается одной из разновидностей педагогических систем, поэтому имеет некоторые общие с ними признаки. В качестве цели, объекта, субъекта своей деятельности она рассматривает развивающуюся личность, в качестве способа функционирования - педагогическую деятельность.
Структура системы православного воспитания может быть представлена традиционными компонентами педагогической системы: цель и задачи воспитания, принципы, функции, содержание, методы, среда, где цель воспитания является системообразующим фактором.
Целеполагание в святоотеческой педагогике, принципиально отлично от целеполагания в современной педагогике. В Православии цель бытия задана изначально. Под ее влиянием определяется и цель воспитания: спасение души.
Идеалом православного воспитания, в отличие от светской педагогики, является не всесторонне гармонически развитая личность, а личность, в формировании которой соблюдается принцип иерархии, т.е. в свете христианского учения человек должен характеризоваться не равномерным развитием всех сторон жизни, а соблюдением четкой иерархии в развитии сил. На вершине иерархических ценностей в воспитании ребенка (с точки зрения православной антропологии) стоит задача раскрытия образа Божия, воспитание целостной личности с соблюдением иерархичности ее устроения, с познанием эмпирической стороны жизни и без разрыва ее с вечной жизнью. Православное воспитание детей призвано способствовать свободному личностному принятию ребенком православных духовно-нравственных ценностей[2].
Таким образом, цель системы православного воспитания можно сформулировать следующим образом: организация процесса обучения с ориентацией на духовно-нравственное становление и развитие личности ребенка, содействие обретению им необходимого духовного и нравственного опыта, которые основываются на традициях Православия.
Для достижения цели системы православного воспитания решаются следующие задачи: приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям; раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований; активизация позитивных, гармоничных, иерархически выстроенных отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде, опосредованных отношением к Творцу; формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу; охрана и укрепление духовного, душевного и физического здоровья детей; создание одухотворенного и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.
Православное воспитание школьников должно быть нацелено на то, чтобы прививаемые детям нравственные ценности и определенный тип нравственного поведения сознательно и свободно реализовывались ими впоследствии во всех сферах жизни (семье, обществе, государстве и т.д.).
Актуальность развития православной педагогики в образовании, ее совершенствование вызвано изменениями в социальной, политической, экономической, духовной сфере жизни общества. Одно из основных направлений совершенствования православной педагогики является обновление содержания социального и гуманитарного образования, направленного на преодоление негативных последствий отказа государства от опоры на ценности духовной традиционной культуры[3].
Основными проблемами, в реализации православной культуры на традиционной основе, являются[4]:
В современных условиях образовательного процесса воспитание православной культуры будет успешным, при соблюдении ряда условий:
- соблюдать принцип нравственного влияния на ребенка,
- создавать педагогическими средствами условия самостоятельного развития,
- терпеливо относится к поведению ребенка, соблюдать такт,
- индивидуальный подход к каждому обучающемуся,
- окружать каждого ребенка заботой,
- уважать выбор ребенка,
- усвоение православных ценностей осуществляется в поступках.
Основной особенность в православной педагогике является то, что объекты и субъекту в процессе социокультурной деятельности объединяются.
При решении проблемы формирования православной культуры основной задачей является управление этим процессом[6]. Важным фактором в данном случае, является повышение эффективности управления путем педагогического анализа, управление его демократизации и т.д.
В различных источниках российской общественной мысли, сущность человеческой личности, ее нравственные качества, различны, однако в большинстве случаев. Личность в отечественной философии олицетворяется в религиозно-философском духе. Заложенные Господом нравственные Заповеди воспринимались как продолжение его Божьей сущности.
Новая философия образования может включать в себя три основные составляющие – православное миросозерцание; патриотизм как одну из высших форм общинного сознания; идею свободной, нравственно ответственной личности. Именно эти три принципа и могут стать философским и нравственным основанием национального образования в России. И, может быть, тогда, независимо от государственных решений, в нашу жизнь начнет возвращаться великий духовный смысл бытия.
Заключение
Религия является одним из составляющих элементов воспитания. Психология и педагогика в своих основах должны иметь религиозное обоснование. Проблема формирования нравственных ценностей – это одна из лидирующих проблем в системе педагогики и философского знания. Изучением данного вопроса занимались философы от Цицерона до Энгельса. По мере того, как развивалось общество, а так же различные науки, под моральными ценностями понимались эталоны и нормы поведения людей.
Культурная и социальная ситуация в РФ сегодня сопровождается сменой порядка в обществе, а так же остротой социально-экономический, политических, нравственных и духовных проблем. Меняются идеалы и ценности, а так же усложняется социальная структура, нравственный и идейный плюрализм, идет обнищание семей, и это очень сильно влияет на молодежь, а точнее на ее социализацию и воспитание иерархии ценностей.
Важной проблемой в современном обществе является духовно-нравственное воспитание ребенка. Сегодня становится очевидным тот факт, что в обществе наблюдается дефицит любви, добра, душевной щедрости и сострадания в детской среде. Основной причиной этого явления считается утрата обществом семейных традиций и ценностей, которые в течение длительного времени преумножало и сохраняло религиозное воспитание.
На основании анализа теоретических данных, можно сделать заключение, что актуальность воспитания православной культуры в образовательном учреждении способствует защите и развитию национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального российского государства, содействует сохранению и укреплению единства федерального культурного и образовательного пространства, социальной и культурной интеграции российского общества.
Православное культурологическое образование учитывает фактическое положение православной религии в Российской Федерации как традиционной религии русского народа, о принадлежности или предпочтительном отношении к которой заявляют большинство россиян. Православие наложило яркий отпечаток на специфику просвещения и культуры.
Объектом и целью нравственного и духовного воспитания является процесс воспитания сердца человека, что коренным образом отличается от умственного воспитания. В последнем, главным является мышление. Так же еще есть эстетическое воспитание – объектом, которого являются чувства.
Проблема взаимодействия Церкви и школы лежит больше в атмосфере духовности, искренности и подлинности внутренней религиозной установки, а не в преподавании определенных предметов. Суть в том, что бы школа пропитывалась изнутри религиозным смыслом.
Призвание учителя в православной культуре открывается только в контексте понимания этой профессии и смысла жизни каждого человека. Характер учительского труда можно охарактеризовать, как своеобразное православное служение. Труд учителя направлен на духовное и нравственное становление детей, то есть на то, что есть наиболее возвышенное в человеке и открытие в душе ребенка Божьего образа.
Таким образом, можно полагать, что гипотеза исследования оправдалась: православная культура действительно играет важную роль в духовно-нравственном воспитании ребенка.
Список использованной литературы
[1] Киселева О.Ф. Традиции православного воспитания. Духовность и послушание детей в семье третьего тысячелетия.- М.: Книжкин Дом, Астрель,2008.- 155 с.
[2] Разина, М. В. Р 173 Психологические аспекты религиозного воспитания на основе православной культуры : [учеб. пособие] / М. В. Разина; М-во образования и науки Рос. Федерации ; Урал, федер. ун-т. - Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 2013. - 59 с.
[3] Склярова Т.В. Религиозное воспитание в православной традиции: цели, содержание и структура//Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология 2010. Вып. 2 (17). С. 15–25.
[4]Дамаскин (Орловский), игум. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия [Текст] : жизнеописания и материалы к ним : в 7 кн. / игумен Дамаскин (Орловский). – Тверь : Булат, 1992-2002. – 7 кн
[5] Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник. – Миссионерский отдел Московского Патриархата РПЦ. Информационно-аналитический вестник №1, Белгород, 1997.
[6] Студит Послания / Студит, Преп Феодор. - М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2016. - 980 c.