Из разговора с трёхлетней дочерью
- Мама, а ты знаешь, где мы были, когда нас с Ваней у тебя не было?
- Где?
- Да на небе у Боженьки! Ждали, когда ты нас оттуда заберёшь! А ты, что не знала?
Правду говорят: «Устами младенца глаголит истина». Сами дети подсказывают нам как их растить, на чём должно основываться воспитание. Молодые мамы и папы в начале своего родительского пути задают один вопрос, как воспитывать ребёнка. Одна мудрая женщина сказала мне, молодой маме: «Учить надо хорошему, а плохому сам научится».
Как из маленького зёрнышка, попавшего в душу ребёнка вырастить крепкое дерево с сильными корнями и мощной кроной, дерево, называемое духовной силой, верой, нравственностью, на почве которого формируется мировоззрение, система ценностей, Для нашей семьи определяющей стала вера наших дедушек, бабушек , прадедушек и прабабушек – православная вера.
Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Родителям следует думать не о том, как бы сделать детей богатыми серебром и золотом, а о том, как бы они стали всех богаче благочестием, мудростью и стяжанием добродетели».
Проблема современного родительства – это чрезмерная увлеченность созданием материальных благ для своих детей. В погоне за «самым лучшим и качественным» от нашего внимания ускользает самое важное – это становление наших детей, их преобразование. Повзрослевшие дети продолжают «гонку», начатую родителями. И такая бесконечная карусель…. Ускользает главное – определение цели в жизни и своего предназначения.
Святитель Тихон Задонский пишет, что цель жизни человека – «исполнять волю Божию и быть полезным для окружающих его людей и обществу в целом. В соответствии со святоотеческим учением схиархимандрит Иоанн (Маслов) приводит следующие определения цели жизни: постоянное совершенствование в добре, спасение, единение с Богом.
Восстановление в человеке образа Божия понимается как образование человека. Поэтому целью православного воспитания мы называем нравственное совершенствование и вечное спасение, дать человеку правильное понятие и направление во всех сферах деятельности, облагородить земное общество, научить человека так проводить земную жизнь, чтобы ему стала доступна жизнь вечная.
Есть несколько требований, которые помогут достичь главных целей.
Воспитание должно быть полным. Нельзя оставлять без воспитания ни духа, ни тела. Одностороннее воспитание почти всегда влечет за собой негативные последствия. К чему, например, приведут обширные познания, если испорчено сердце? К каким ошибкам может привести доброе сердце, если оно оставлено без разумного руководства?
Воспитание должно быть гармоничным. Эта гармония должна согласовываться с назначением человека, с целью его жизни – постоянном совершенствовании в добре. Поэтому развитие всех его физических и нравственных сил необходимо подчинять этой цели.
Воспитание должно быть сообразно с личными способностями воспитанника. Педагог должен строго сообразовываться с уровнем умственного и нравственного развития детей, применяться к обстоятельствам места и времени.
Воспитание должно быть непрерывным и постоянным. Требование постоянства вытекает из определения процесса спасения. Спасение, по мысли отцов Церкви, - постоянный процесс внутренней борьбы и работы над самим собой. Усилия человека должны носить постоянный целожизненный характер, потому что духовная борьба непрестанна. Святые отцы сравнивают православное воспитание с ручейком, «постоянно текущим и никогда не иссыхающим».
Воспитание должно начинаться рано и сообразовываться с возрастом. Это требование относится как к телесному (физическому) воспитанию, так и к воспитанию нравственному. Последнее должно начинаться гораздо раньше, чем оно обыкновенно начинается. «Как только начнут дети приходить в разум и понимать учение, тотчас должно им вливать молоко благочестия» - наставляет святитель Тихон Задонский.
Очень важно с ранних лет приучать детей к правильному образу жизни. Приучение их к скромности, приличному поведению, послушанию очень многое даст им в будущем. Дети, привыкшие к правильному образу жизни, впоследствии, при постепенном осознании ими смысла происходящего, легко сообщат своим прежде приобретенным привычкам истинно нравственный характер.
Воспитание должно быть постепенным и основательным. «Человек развивается постепенно, поэтому воспитание должно следовать за «ходом природы», не опережая её, а помогая ей». Зачастую родители и воспитатели бывают недовольны «постепенностью» природы и стараются, как можно раньше сформировать ребёнка, как в умственном, так и в нравственном отношении. Но это вредно. Хотя в детях необходимо пробуждать способности с ранних лет, нужно избегать преждевременного их напряжения. Это не только затрудняет тело в развитии, но и причиняет вред духу.
Воспитание должно быть строгим. По мысли святителя Филарета, воспитание должно быть строгим: «Апостол Павел говорит о строгом воспитании, как не о предосудительном, а о об обыкновенном (обычном) и должном. Это тем более примечательно, что он строгое воспитание представляет образом того, как Бог воспитывает человечество».
Главное требование к воспитанию – воспитание страха Божия.
При православном воспитании самое важное, что бы в детях глубоко укоренялась и всегда поддерживалась живая вера в Бога, навык «хождения перед Ним», постоянная забота о том, чтобы не оскорбить его грехами.
Страх Божий возбуждает в сердце ребёнка возвышенные чувства, обуздывает порывы своеволия, приводит в порядок желания и наклонности. Это чувство делает человека в счастье скромным, в несчастье – твёрдым и великодушным, «образует его в истинного гражданина, подготовленного как к земной, так и к вечной жизни.
Понимание и соблюдение данных требований православного воспитания помогают родителям ежечасно, ежедневно воспитывать так своё «чадо», что бы в земной жизни людям в глаза не стыдно было бы смотреть и «на Божием суде» за своих детей «не краснеть».
Подспорье родителям в воспитании детей это соблюдение традиций. От того какие традиции в семье вы заведёте, будет зависеть наполнение воспитания, образования, семейного досуга.
Одна из традиций – это чтение детских книг с духовным содержанием, особое место занимает детская «Библия». Ребёнок ещё не умеет читать, но внимательно слушает, рассматривает иллюстрации, запоминает основные события и правила веры. ВЫКЛЮЧИТЕ ТЕЛЕВИЗОР! Почитайте с детьми рассказы Бориса Ганаго, в которых описывается жизнь верующих детей и взрослых в современном мире, их нравственные поступки и укрепление веры в Бога. Совместное чтение литературы укрепляет детско-родительские отношения, создает доверительную атмосферу.
Все любят традиционные православные праздники. Только отмечать их надо нетрадиционно, по-правильному: соблюдать пост, накануне праздника исповедоваться, в праздник посетить праздничную службу, принять Таинство Святого Причастия. Предложите детям выучить стихи, песни – устройте маленький домашний концерт для самых близких. Помогите детям сделать поделку своими руками. Из малых дел вершится светлое будущее наших детей.
На праздник «Рождества Христова» в нашей семье принято славить Христа. Мы поздравляем наших друзей и родственников, исполняя вместе с детьми:
Рождество Христово - Ангел прилетел.
Он летел по небу, людям песни пел:
- Все люди ликуйте, в сей день торжествуйте -
Днесь - Христово Рождество!
Отмечая православные праздники, важно объяснить детям, что у каждого праздника есть внешний атрибут и внутренний. Печево куличей, крашение яиц, запечённый гусь – это всё внешние атрибуты. Важно в преддверии праздника исповедоваться, на праздничной службе получить самый главный «подарок» для души - Таинство Святого Причастия. Уже традицией стало в праздник Светлой Пасхи (с благословения) подниматься на колокольню и звонить в колокола. Дети испытывают необыкновенную радость от такого «звонкого» общения.
Паломнический туризм – ещё одна из традиций в нашей семье - посещение святых мест с целью поклонения святыням и духовного просвещения. Семейные поездки по святым местам обогащают внутренний мир ребёнка, укрепляет любовь к Отечеству, пополняют багаж знаний по истории, расширяют кругозор, ориентируют его даже вдали от дома и родителей на посещение храмов и церквей.
Первая забота родителей, пишет святитель Тихон Задонский, - научить детей жить по-христиански: «Юное сердце, как ко злу склонное, на всякое зло стремится, когда страхом Божиим и уздою наказания не воздерживается… Бог не взыщет от тебя, учил ли ты детей своих светской политике и иностранным языкам; но взыщет, учил ли ты по-христиански жить, наставлял ли их благочестию.»
Список использованной литературы.
1. Православное воспитание как основа русской педагогики. М31 Н.В. Маслов. М.: Самшит-издат, 2007. – 544 с.
2. Что бы дети были послушны и правдивы. – М.: Даниловский благовестник, 1997. – 32 с.
Православные мысли на каждый день. Издательско-полиграфическое предприятие «Кострома», РИО, г. Кострома, 2002г. – 784 с.