подготовила: Ковтун А.В.
воспитатель МАДОУ «Синеглазка»,
преподаватель ЦПВШ
В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира.
Он живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера.
В современном обществе наблюдается смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, в то время как природные закономерности свидетельствуют о том, что возраст от рождения до 8 лет – это сенситивный период для формирования сенсорной, эмоциональной и нравственных сфер.
Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений, именно детские дошкольные учреждения являются одним из резервов духовного возрождения страны, восстановления её многолетних православных традиций.
Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Меняются времена, эпохи, люди, но вечным остается стремление человека к добру, свету, красоте, истине. Мы живем в обществе, которое включает верующих и неверующих, православных и последователей иных конфессий и религий. Мы должны принимать всерьез эту реальность, а не проводить время в мечтах об ушедшем. Русская Православная Церковь и ныне является Церковью большинства населения страны, поскольку 80 % россиян крещены в православной вере. К голосу Церкви многие сегодня, к счастью стали прислушиваются, происходит возрождение ранее утраченных ценностей.
Вот уже на протяжении более 10 лет в нашем ДОУ ведется факультативная работа по Оновам Правосланой культуры. Факультатив носит название «Колокольчик».
Свое выступление по работе факультатива я хотела бы начать с цитаты протоирея Виктора Дорофеева.
«В поле море цветов, тянутся к нам, приветствуют.
Колокольчики, кивая головками звенят.
- О чём?
Они радуются жизни и звенят,
чтобы пробудить наши души».
Цель программы:
Духовно – нравственное воспитание дошкольников на традициях отечественной культуры.
Задачи:
- формировать представление о Православной культуре как о части русской культуры;
- последовательно знакомить детей с основными понятиями и представлениями о православной культуре;
- избирательно ознакомить с событиями Священной Истории Ветхого и Нового Завета;
- ввести детей в мир основных Православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, с народным искусством и творчеством;
- развивать нравственные нормы морали и бережное отношение к окружающей действительности;
- развивать умение отличать добро и зло, делать выбор в пользу добра;
- развивать речь детей, активный словарь;
- Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).
В работе с детьми, согласно программе используются такие формы работы как:
- совместная организационная деятельность педагога и детей.
- встреча детей со священнослужителем.
- сотрудничество с воскресной школой и факультативом школы №7.
- экскурсии
- неделя Православной книги
- православные и народные праздники.
- городские мероприятия: викторина «Пасхальна радость» и фестиваль «Пасхальная весна»
В работе с родителями я использую такие формы как:
- советы родителям ( консультативная помощь);
- совместные экскурсии;
- совместное проведение Православных и народных праздников ( что особенно сближает детей, родителей и педагогов);
- совместное посещение городских Православных праздников;( престольный праздник Архистратига Божия Михаила, Рождественской елки и ярмарки), Светлого Христова Воскресения.
- «Неделя Православной книги».
- Совместные выставки поделок, приуроченных к православным праздникам. Участие в городских конкурсах «Дорога к Храму», выставках творческих работ воспитанников, которые проходят в дни празднования Престольного праздника, Рождества Христова и Светлого Христова Воскресения.
Занятия факультатива с детьми проводятся в специализированной музейной комнате «Русская изба»
Среди форм обучения, наряду с занятиями, могут использоваться другие формы преподавания: встреча со священником, поездки в храм, театрализация, игра, рисование, пение, прослушивание церковной музыки, использования ИКТ.
С детьми проводяться такие праздники, как «Рождество Христово», «Пасха», «Масленица», гостиная для родителей «День Матери». Другие православные праздники проходят в тесном кругу детей, посещающих факультатив в форме просмотра видеофильма, презентаций по теме праздника и заканчиваются, как правило, за чашечкой чая в «Русской избе».
Предполагаемый результат:
Заложенный в детстве Божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. Ибо сказано в Писании: «И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Миф 5: 15)