Школа, будучи одним из старейших социальных институтов, играет важную роль в духовно-нравственном воспитании граждан России. Первичные нравственно-этические ориентиры личности закладываются в семье. В системе образования последовательно, концентрично прививаются знания, умения и навыки, нацеленные на духовно-нравственное развитие и воспитание личности через изучение отдельных образовательных дисциплин: «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Литература», «Обществознание», «История», Мировая художественная культура». Комплексный курс ОРКСЭ среди вышеназванных дисциплин занимает особое место, такт как в основе курса лежит воспитание способности к духовному развитию, формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России (п.19.3.Учебный план начального общего образования ФГОС).
Внедрение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в содержание образовательного процесса начального основного образования определилось ещё и необходимостью существенного усиления воспитательных функций общеобразовательных учреждений во взаимодействии с семьёй, общественными и традиционными религиозными организациями, учреждениями дополнительного образования для развития социальной толерантности и противостояния экстремизму.
Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Образование в границах комплексного учебного курса направлено на развитие у младших школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)», «нравственность» – являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основное содержание всех модулей курса.
Главный принцип, заложенный в содержании курса – общность в многообразии, «многоединство», «поликультурность» – отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность как нашей страны, так и современного мира. Общая духовная основа многонационального народа России – формируется исторически и основывается на ряде факторов:
· общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;
· единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений, а также общность социально-политического пространства.
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством
· ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель, определённую Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и основного общего образования, а также Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России воспитание высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа России;
· педагогического согласования системы базовых национальных ценностей, лежащей в основе содержания всех модулей учебного курса;
· системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, история, литература и др.);
· ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
· единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Для реализации общего подхода к изучаемым темам, целесообразно строить занятия по единой схеме, опорной карте. Это даёт возможность учащимся вырабатывать навыки вдумчивого чтения, ведения познавательной беседы, настраивает на дальнейшее осмысление полученных на занятии знаний в диалоге с родителями дома. Приведу в качестве примера работу с составленной поурочной тетрадью к модулю «Основы православной культуры». Так при работе над первой темой «Россия – наша Родина» после беседы с использованием интерактивных ресурсов, изучения материалов учебного пособия работаем с осмыслением ключевых понятий урока: Родина,
духовный мир, культурные традиции, вечные ценности. С одной стороны, это – момент рефлексии, с другой – даём возможность учащимся утвердиться в правильности осмысления ключевых понятий урока. Проявить гражданскую идентичность, пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество.
Очень важно, что ученик в данном возрасте, способен принимать решение и делать выбор между добром и злом, выражать свое мнение, опираясь на свои наблюдения и свой жизненный опыт.
Для ребёнка порой бывает трудно выразить свои мироощущения словами, не хватает определённой речевой практики, можно предложить выразить своё мировидение через художественные образы: «Подумайте, в каком образе может быть отражена Родина или семья? Покажите этот образ» (тема «Россия – наша Родина»).
В процессе преподавания курса ОРКСЭ для реализации воспитательной концепции образования на первый план выдвигаются активные формы и методы обучения и развития: работа в парах и в малых группах, поисковый диалог, различные типы проектной деятельности, игровые подходы, активные и интерактивные методы. Активная деятельность на уроках даёт возможность ученикам практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие вопросы. Эти навыки реализуют принципы толерантности, взаимоуважения и терпимости в отношениях граждан в современном обществе.
В курсе ОРКСЭ первостепенное внимание должно уделяется духовному миру человека, который отражается в нём и образует его внутренний мир, который почти все религии мира определяют как душу человека. В этом внутреннем мире человека живут воспоминания, образы родителей, братьев и сестер, друзей – дорогих людей, всё, во что он верит и к чему стремится.
При изучении темы «Православное учение о человеке» в модуле «Основы православной культуры» после работы с ключевыми понятиями тело, душа, внутренний мир человека предлагаем учащимся подумать и записать ответы на следующие задания: «Выберите (подчеркните) слова, обозначающие предметы и явления, которые близки душе, на которые она откликается: еда, телевизор, тихая песня, журчанье ручья, шелест листьев, громкий хохот подростков в автобусе, ссора, компьютер, материнская ласка, отчий дом»; «Постарайтесь объяснить следующие выражения: «чистая душа», «грязная душонка», «голубиная душа», «спасти душу». Задания такого типа помогают работать на развитие универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше».
Поведение человека зависит от состояния его внутреннего мира, от того, как и чем наполнен его внутренний мир. Уроки помогают создать, наладить, направить, воспитать внутренний мир подростка, опираясь на нравственно-духовные ориентиры многонационального народа России. Духовно-нравственное воспитание проходит через узнавание культурных традиций разных народов и конфессий. При изучении темы «Пасха» в модуле «Основы православной культуры» предлагаем следующее задание: «Заполните таблицу, отвечая на вопросы».
– Вспомните прошедший Великий пост (для одной колонки), вспомните прошедшую Пасху (для другой колонки), какие приметы Поста (или Пасхи) вы можете назвать. Слова запишите.
– Вспомните настроение этих дней. Какими словами можно определить это настроение? Слова запишите.
– Вспомните запах этих дней? Слова запишите.
Каким цветом вы бы изобразили эти дни? Название цвета запишите.
– С какими звуками связаны для вас эти дни? Слова запишите».
Великий Пост |
Пасха |
приметы |
приметы |
настроение |
настроение |
запах |
запах |
цвет |
цвет |
звук |
звук |
Внимание к важнейшим праздникам православных христиан, помогает формированию осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям.
Культурологическая направленность курса основана на представлении о нравственных идеалах и ценностях в единстве культур и религий, в единстве многообразия окружающего мира и представлениях о нём. Четыре мировые религии (христианство, ислам, иудаизм, буддизм) отличаются разными эстетическими нормами, разными формами проявления своего миропонимания. Но все религии говорят о бессмертии духа, и в каждом учении содержится правило этики: «Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Культурные традиции разных народов основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие. Важно создать у ребёнка универсальные ценностные ориентиры, общезначимые ориентации.
При изучении темы «Заповеди» в модуле «Основы православной культуры» предлагаем учащимся следующее задание: «Поразмышляем над заповедью: «Чти отца твоего и матерь твою, и благ и долголетен будешь на земле».
- Почему почитание и уважение родителей – залог доброй жизни на земле?
Прочитайте рассказ В.А. Осеевой «Сыновья».
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старичок на камушек отдохнуть присел.
Вот говорит одна женщина другой:
– Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
– А мой поет, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, – говорит другая.
А третья молчит.
– Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают её соседки.
– Что же сказать? – говорит женщина. Ничего в нём особенного нету.
Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок – за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается – заслушались его женщины. А третий к матери побежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
– Ну что? Каковы наши сыновья?
– А где же они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу!
Вопросы после чтения: Почему старичок увидел среди трёх мальчиков только одного сына? Кого можно назвать настоящим сыном или дочерью?»
Размышления над рассказом с нравоучительным характером помогают формировать у младшего школьника уважительное отношение к родителям, осознанное, заботливое отношение к старшим и младшим.
Каждый народ, носитель той или иной религиозной культуры, создал свой огромный культурный пласт. Люди выражают свое миропонимание в обрядах, праздниках, литературе, живописи, архитектуре, музыке. Так, при изучении различных тем, представленных в модуле «Основы православной культуры», целесообразно использовать для наблюдения и анализа различные стихотворные тексты, притчи, репродукции картин известных художников в качестве иллюстраций к обсуждаемым вопросам (темы «Культура и религия», « Проповедь Христа», «Заповеди» и другие).
Изучение памятников культуры на уроках курса ОРКСЭ способствует духовно-нравственному развитию личности ребёнка. При изучении темы «Икона» в модуле «Основы православной культуры» предлагаем учащимся задание: «Перед вами портрет и икона замечательного русского флотоводца, адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова. Посмотри внимательно, что общего в этих изображениях? Чем они отличаются? Задания такого характера направлены не только на эстетическое развитие учащихся, но и дают представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения.
Этика составляет теоретическую основу нравственного воспитания. Это – наука о поступках и отношениях между людьми. Это система знаний, помогающая судить о том, что следует и чего не следует делать, отличая добро от зла, прекрасное от безобразного. Изучение этики является важным в воспитании, духовно-нравственном развитии, становлении и социализации личности школьников.
При изучении темы «Золотое правило этики» в модуле «Основы православной культуры» предлагаем учащимся задания: «Запишите слова Христа, которые у православных христиан принято называть золотым правилом этики; запишите определения следующего понятия:» Неосуждение» .
Или такое задание: « Подумайте и ответьте. Как вы хотите, чтобы к вам относились другие люди?
1. В беседах и спорах _____не перебивали, давали высказаться
2. При встрече
3. За глаза
4. В трудной ситуации
5. В болезни
6. В играх
7. Когда я ошибаюсь
8. Когда у меня что-то получается
9. Чтобы мои товарищи
10. Чтобы
Внимательно прочитайте свои записи и руководствуйтесь ими при общении с другими людьми».
Взаимодействие педагога с семьёй при преподавании комплексного курса ОРКСЭ – важнейшее условие духовно-нравственного развития личности ребёнка. Для решения данной задачи возможно использовать следующие формы работы с родителями:
– проведение тематических родительских собраний;
– посещение уроков родителями;
– использование системы вопросов и заданий, включающих родителей в учебно-воспитательный процесс (интервью, подбор иллюстраций, создание в классе галереи образов, фотовыставки, посещение объектов культурного наследия, подготовка рассказа о семейных традициях, о детстве родителей, истории семьи);
– использование в процессе обучения методов семейного воспитания, потенциала семейного духовного опыта, традиций семьи;
– домашнее чтение, формирование домашней библиотеки, обсуждение с родителями прочитанных книг;
– родители как соавторы и участники детских праздников, презентаций.
Родители являются обязательными участниками заключительных занятий комплексного курса ОРСЭ, на которых ребята представляют свои зачётные проекты. Родители участвуют в подготовке проектных материалов, выступают в составе жюри и являются зрителями и болельщиками на данных мероприятиях. Это поднимает самооценку детей, вызывает чувство гордости и удовлетворения у родителей. Сплачивает семью, поднимает её общественный статус.
Особое место в духовно-нравственном развитии личности отводится проявлению гражданской позиции, чувства сопричастности к истории своего народа, своей страны. Приобщая детей к духовным и культурным ценностям на уроках комплексного курса ОРКСЭ, мы закладываем основы формирования высоконравственной личности гражданина России. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека происходит через приобретение и понимание младшими школьниками таких ценностей: любовь к России, своему народу, своему краю. Понятия «служение Отечеству» «правовое государство», «гражданское общество», «закон и правопорядок», «поликультурный мир» и др. становятся не просто дефинициями, далёкими от осознания детьми, а частью их жизни, вызывая доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Важно во время уроков не просто говорить с детьми о гражданском долге и подвиге, о трагических и героических страницах российской истории, воинском долге и чести (темы: «Подвиг», «Защита Отечества», «Христианин в труде», «Любовь и уважение к Отечеству»), необходимо создать обстановку сопричастности к тому, о чём идёт речь на уроке. Для формирования гражданственности и патриотизма эффективно использовать различные материалы об истории страны, о людях, которые прославили Россию, о трудовых и воинских подвигах.
Воспитание гражданина должно быть на примерах из жизни предков, на событиях из истории своего народа. Именно такие яркие примеры могут зажечь душу ребёнка. Воспитание патриотизма, уважения к старшим, их судьбе строится на конкретной исторической почве. Поэтому с детьми надо говорить о вечных ценностях, богатейшем и разнообразном опыте нравственной жизни, примерах человеческого подвига во имя высших идеалов. Задача учителя – помочь ребёнку стать духовно-нравственной подлинно гражданской личностью, желанной частью гражданского общества, чувствующей сопричастность с историей и культурой своего народа, своей Родиной. На занятиях ОРКСЭ дети должны научиться не только понимать, но и уважать культурное наследие своей страны.