Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Духовно-нравственное воспитани...

Духовно-нравственное воспитание в рамках учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"


Белоколоцких Ольга Эльдаровна
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя школа № 1»
г. Новый Уренгой

Многие века наш народ жил верой в Бога, которая впитывалась с молоком матери. Именно благодаря своей глубокой вере наши предки создали великую Россию – могучую державу, к голосу которой, затаив дыхание, прислушивался весь мир.

В XX столетии, когда революционная смута расползлась по русской земле кровавым пятном, "времён связующая нить" была насильственно разорвана, а страна брошена в пучину саморазрушения. Именно в то время под видом борьбы с "опиумом для народа" стало насаждаться самое дикое невежество, отравленные плоды которого мы пожинаем до сих пор…

До недавнего времени школьные образовательные стандарты содержали конкретный перечень требований исключительно к предметным результатам подготовки обучающихся. Приоритет был отдан знанию школьниками основ различных наук. Но у жизни свои правила. И каждый день она демонстрирует всем нам, что самые обширные и глубокие знания, превосходные таланты оказываются зловредными и пагубными, если их носитель не достиг нравственной чистоты и благородства души.

 В федеральных государственных стандартах второго поколения чётко определены конкретные требования к составляющим результата обучения сегодня: личностным, метапредметным и предметным. Причём, именно в такой последовательности, что свидетельствует о приоритетах в современном обучении: нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект. Таким образом, федеральные образовательные стандарты определяют школу как основное звено в системе воспитания подрастающего поколения.

     С целью решения задач  духовно-нравственного воспитания в учебный план введён комплексный учебный курс для обучащихся 4-х классов "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ), ориентированный на формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

В педагогической литературе описано множество методов и приёмов нравственного воспитания, в разной степени направленных на формирование мотивов нравственного поведения. Существуют специальные классификации, помогающие разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным жизненным обстоятельствам. Однако единое логическое обоснование для упорядочения многочисленных способов педагогического воздействия найти невозможно, поскольку явления воспитания очень сложны и противоречивы. Вот почему в вопросе духовно-нравственного воспитания детей приоритетной является личность учителя.

     Для любого рода деятельности: от грубой физической до самой утонченной духовной, к которой в том числе относится учительство, существуют главные побуждения, основные стимулы, определяющие его ценность. Воспользуюсь для наглядности тремя картинами.

     Учитель внедряет современные технологии в образовательный процесс, осваивает школьные инновации. Идея не принята самим учителем, все выполняется под давлением проверяющих, администрации школы. Здесь побуждением к труду является насилие. А эту форму труда я называю мучением.

     Вторая картина. Чтобы удовлетворить свои потребности, например, аттестоваться, учитель вынужден внедрять новшества, реализовать новые образовательные стандарты и т. д. За свой труд он получает определённое материальное вознаграждение – плоды. Этот вид деятельности, безусловно, шаг вперед, здесь нет явного насилия, учитель работает для себя. Однако этот вид деятельности можно назвать трудом только в узком смысле слова.

     Картина третья. Учитель ведёт урок. Детям не интересно, они отвлекаются. Нет эмоционального отклика, мучительно долго тянется время. Образовательный эффект слабый. Учитель задумывается: чтобы научить этих сорванцов, зажечь в них искру познания, пробудить желание быть деятелями, а не созерцателями, в уроке надо что-то менять. Учитель берётся за освоение новых технологий. Форму труда в последнем примере я называю РАБОТОЙ. Что является побуждением в работе? Великий и вечный стимул – любовь! К детям, к профессии, к будущему.     До тех пор, пока стимул к труду учителя не исходит из глубины души, пока он не затрагивает самых возвышенных её струн, глупо рассчитывать, что пустыни превратятся в плодоносящие сады и в безводных местах начнут бить источники. Только свет внутренней жизни учителя способен озарить внешнюю жизнь его учеников. В этом – высочайшая поэзия Учительства.

Обучать детей основам православной культуры может и должен только учитель, в душе которого горит огонь православной веры. Наполнить ребёнка знаниями, будто сети рыбака богатым уловом, сможет любой. А вот "прорвать" цинизм юной души, заставить почувствовать душевный трепет перед православной иконой, иконостасом в православном храме, дать детям прикоснуться к великому, ощутить благоговение у распятия Христа под силу не каждому. Может ли педагог, чуждый идеям православного воспитания, зародить ростки веры в детской душе? Может ли невидящий сам, заставить увидеть другого? Ответ очевиден. Не содержание учебника определяет процесс познания. Его определяет учитель.

Главной целью курса ОРКСЭ, основной задачей всего воспитательного процесса в школе должно стать стремление научить детей видеть и чувствовать мир. Здесь нельзя медлить, нельзя откладывать. Ведь именно бесчувственность, неумение понять и осмыслить, увидеть и услышать рождают апатию, лень, бессмысленное провождение времени. Не бороться надо с недостатками и пороками детей, а учить их благословенному и спасительному искусству – видеть мир. Чтобы дети усвоили какую-либо информацию о мире, им надо сначала полюбить этот мир. А любить – значит уметь его видеть.

Уроки ОРКСЭ – это постоянный сокровенный разговор с детской душою. Не надо давать школьникам свое уже оформившееся понимание, свои взрослые мысли. Задача учителя – пригласить детей в мир добродетелей, открыть им добрые сердца людей, живших и живущих в этом мире, помочь им захотеть жить счастливой жизнью, основу которой составляют такие добродетели, как доброта, милосердие, трудолюбие, осмысленное отношение к жизни, испытаниям.

Как же рассказать детям, например, о доброте, без привычных назидательных интонаций, чтобы все рассказываемое коснулось души и оставило в ней свой след? Отправной точкой разговора должны быть эпизоды из жизни лучших людей нашей земли, сказки, рассказы, стихи и притчи, цитаты как повод к размышлению, обсуждению той или иной духовно-нравственной проблемы. Детей надо учить на образцах самых возвышенных духовных устремлений в жизни и творчестве. Слушайте музыку и обсуждайте ощущения от нее. Рассматривайте картины и говорите о том, что влечёт души художников и заставляет их творить. Заведите  "Журнал причин и последствий", в который дети будут записывать разные события их жизни и все, что вытекает из них. Нарисуйте солнце, спрятанное в душе человека, радугу, как лестницу в небеса. Придумайте «язык добра». Напишите священный гимн Великой Жизни. Отправляйтесь в путешествие к звездам. Засевайте чистую почву детского сердца семенем Божественной мудрости.

Как показывает жизненный опыт, воспитание даёт высокие результаты там, где есть для этого добротная почва. Культура любого народа, прежде всего, проявляется в идеях семейного воспитания. Развитие личности обучающегося зависит как от объективного содержания социально-нравственного опыта семьи, так и в значительной мере и того, как этот опыт усваивает и осмысливает сам ребенок: что принимается им, отвергается и почему. Непосредственный опыт ребёнка, приобретенный в семье, становится подчас единственным критерием отношения к людям, окружающему миру. Воспитание во многих семьях свелось, к сожалению, к питанию в чисто физиологическом смысле: сытый человек – благополучный и добрый. Заботясь о плоти, мы забываем о душе. Пришло время вспомнить истинный порядок вещей: дух питает душу, душа преображает плоть, воспитывать – это значит питать и плоть, и душу, и дух.

В условиях реализации  учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" необходима колоссальная работа с семьей. Духовно-нравственное воспитание в семье – сложный социально-педагогический процесс, руководство которым обязан взять на себя учитель, ориентированный на достижение духовного результата своих воспитанников.

Благородство и добродетельность, благоверность и добропорядочность, благоразумие и добросовестность, благовоспитанность и добросердечие – всё это не есть приходящее само собой, без специального обучения и формирования. Нужны совместные усилия школы и семьи.

Мир веры сегодня для многих действительно непознанный, непонятный, бесконечно далекий, как звездные галактики. Давайте вместе стремиться приблизить его к нам и нашим детям, раскрыть его сокровища и снова оживить наш православный дух.

Список использованной литературы

1.             Борисов, Н. С. Сергий Радонежский. – М. : Молодая гвардия, 2002. – 298 с.

2.             Ключевский,  В. О.  Значение Преподобного Сергия для русского народа  и государства // Роман газета. –  М. – 1993. – 86 с.

3.             Конев, А. Ф. 100 пророчеств Сергия Радонежского. – Минск: Современный литератор, 2005. – 64 с.

4.             Топоров, В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Том II. Три века христианства на Руси. – М.: Языки русской культуры, 1998. – 902 с.

  • Shkola1 10 ноября 2015 г.
    В Европе внедряют программы сексуального просвещения детей, а в России - курс ОРКСЭ. Если педагоги, ведущие эти уроки, рассуждают также, как автор статьи, благородство и добродетельность, благоверность и добропорядочность, благоразумие и добросовестность, благовоспитанность и добросердечие не будут для наших детей пустыми словами.
    В Европе внедряют программы сексуального просвещения детей, а в России - курс ОРКСЭ. Если педагоги, ведущие эти уроки, рассуждают также, как автор статьи, благородство и добродетельность, благоверность и добропорядочность, благоразумие и добросовестность, благовоспитанность и добросердечие не будут для наших детей пустыми словами.
  • jannetka 10 ноября 2015 г.
    Действительно, учебный курс ОРКСЭ формирует у младшего школьникамотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России. Учитывая мнение родителей, учителей, общественности была необходимость принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих возвращение воспитания в школу, укрепление сотрудничества государства, школы, семьи, общественных и традиционных религиозных организаций в целях духовно-нравственного развития и воспитания школьников, морального оздоровления общества. Спасибо автору доклада.
    Действительно, учебный курс ОРКСЭ формирует у младшего школьникамотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России. Учитывая мнение родителей, учителей, общественности была необходимость принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих возвращение воспитания в школу, укрепление сотрудничества государства, школы, семьи, общественных и традиционных религиозных организаций в целях духовно-нравственного развития и воспитания школьников, морального оздоровления общества. Спасибо автору доклада.
  • kbcnjr 10 ноября 2015 г.
    Автор обращает внимание на то, что мир веры сегодня для многих действительно непознанный, непонятный, бесконечно далекий. И вместе надо стремиться приблизить его к нам и нашим детям, раскрыть его сокровища и снова оживить наш православный дух.Спасибо автору.
    Автор обращает внимание на то, что мир веры сегодня для многих действительно непознанный, непонятный, бесконечно далекий. И вместе надо стремиться приблизить его к нам и нашим детям, раскрыть его сокровища и снова оживить наш православный дух.Спасибо автору.
  • Sandanur 11 ноября 2015 г.
    Теоретическая и практическая значимость работы педагога несомненна. Спасибо!
    Теоретическая и практическая значимость работы педагога несомненна. Спасибо!
  • Светланика 12 ноября 2015 г.
    Все очень правильно! Огромное спасибо, уважаемая Ольга Эдуардовна! Действительно, роль семьи в духовно-нравственном воспитании трудно переоценить, поэтому школа без семьи - никуда.
    Все очень правильно! Огромное спасибо, уважаемая Ольга Эдуардовна! Действительно, роль семьи в духовно-нравственном воспитании трудно переоценить, поэтому школа без семьи - никуда.
  • svfadeew 14 ноября 2015 г.
    Согласен с мнением автора, что учебный курс "Основы религиозной культуры и этики"  может быть успешно реализован в тесном сотрудничестве с семьёй обучающегося.
    Согласен с мнением автора, что учебный курс "Основы религиозной культуры и этики"  может быть успешно реализован в тесном сотрудничестве с семьёй обучающегося.

Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт