Этика составляет теоретическую основу нравственного воспитания. Это наука о поступках и отношениях между людьми, система знаний, помогающая судить о том, что следует и чего не следует делать. Изучение этики является важным в воспитании, духовно-нравственном развитии, становлении и социализацииличности школьников.
Основными вопросами этики как науки являются проблема добра и зла, смысла жизни и назначения человека в ней, а также справедливости и должного. Осмысляя мир, вступая в отношения с другими людьми, человек решает, что для него важно и определяет своё ценностное отношение к миру, окружающим людям, самому себе.
Духовно-нравственное развитие – постоянный процесс, и идёт он всю жизнь. Одним из основных его условий является желание духовно развиваться. Ребёнку необходимо преподать ценностный ряд, который ориентирован на служение обществу, государству. Согласование педагогических усилий семьи и школы – важнейшее условие духовно-нравственного развития личности ребёнка. Формирование духовно-ориентированной культуры начинается в семье. Но наиболее крепкий фундамент в этом должна заложить начальная школа. На ступени начального образования воспитание становится процессом восприятия ценностей и их освоения. Именно учитель начальной школы, приобщая детей к духовным и культурным ценностям, закладывает основы формирования высоконравственной личности гражданина России. Без взаимодействия с семьёй, без эмоциональной и этической поддержки её изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) будет неполноценным и недостаточно эффективным.
В курсе ОРКСЭ особое внимание уделяется духовному миру человека, который отражается в нём как воспоминания, образы дорогих людей, всё, во что он верит и к чему стремится. Поведение человека зависит от состояния его внутреннего мира, от того, как и чем наполнен его внутренний мир.
На занятиях я использую активные формы и методы обучения и развития: работа в парах и в малых группах, поисковый диалог, проектная деятельность, игровые подходы, активные и интерактивные методы. Активная деятельность на уроках даёт возможность моим ученикам практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие вопросы. Эти навыки реализуют принципы толерантности, как взаимоуважения и терпимости в отношениях граждан в современном обществе.
С родителями я использую такие формы работы, как:
– проведение родительских собраний;
– система заданий, включающих родителей в учебно-воспитательный процесс (интервью, подбор иллюстраций, фотовыставки, подготовка рассказа о семейных традициях);
– родители как соавторы и участники детских праздников, презентаций.
Внеклассные мероприятия «Светлая пасха» (совместно с родителями), «В мире мудрых мыслей. Притчи», конкурс детских рисунков, посвященных Дню матери «Мама – главное слово!», круглый стол совместно с родителями «В дружбе – сила», классный час, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, и др. позволяют комплексно решать проблемы воспитания, образования и развития.
А проекты «Праздники и календари», «Семейные традиции» объединяют участников образовательного процесса.
По результатам урока использую листы самооценки обучающихся, которые раздаю в начале изучения новой темы или групповой работы. Базовыми критериями, повышающими самооценку учеников, были следующие:
· Я хорошо выполнил свою работу на уроке;
· Я мог выполнить работу значительно лучше;
· Я плохо работал на уроке.
Для определения уровня вовлечённости и участия в групповой работе использую Листы самооценки, в которых фиксируется продвижение ученика.
В ходе проекта я... |
Всегда |
Иногда |
Никогда |
Предлагал новые идеи и направления |
|
|
|
Определял цели, ставил задачи |
|
|
|
Ждал помощи от участников группы |
|
|
|
Принимал участие в совместной работе |
|
|
|
Задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснения |
|
|
|
Помогал группе в выборе правильных решений |
|
|
|
Анализировал, обобщал точки зрения, делал выводы |
|
|
|
Находил и исправлял ошибки |
|
|
|
Оказывал помощь, откликался на работу других |
|
|
|
Преодолевал трудности, добивался достижения результата |
|
|
|
Осознавал ответственность за общее дело |
|
|
|
Стимулировал дискуссию, предлагая различные точки зрения |
|
|
|
Листы самооценки использую и для закрепления знаний, полученных детьми на уроке, стимулируя тем самым мотивацию к дальнейшему поиску информации. Отзывы учащихся помогают учителю разобраться в правильности построения урока и, в случае необходимости, скорректировать свой учебный план.
Лист самооценки деятельности на уроке:
· На уроке мне больше всего понравилось…
· На уроке мне не понравилось…
· Из урока мне запомнилось…
· Мне захотелось узнать больше о….
Рабочий лист участника экскурсии:
· Меня зовут
· Я посетил
· Я работал в группе с
· У меня хорошо получилось
· Мне понравилось
· Мне не понравилось
· Главные идеи экскурсии
· Я увидел
· Я узнал
· Я услышал
· Меня удивило, что
· Мне нужно больше узнать о
· Мои вопросы
Второй год обучающиеся начальной школы принимают участие в олимпиаде по светской этике, где дети занимают призовые места (в 2014/15 учебном году – 10 обучающихся получили диплом 1 степени. В 2015/16 учебном году по итогам школьного этапа из 39 участников 12 обучающихся получили диплом 1 степени, 6 – диплом 2 степени, 1 – диплом 3 степени).
Многообразие форм развивающего обучения позволяет решать задачи, сформулированные в новом поколении образовательных стандартов, выходить далеко за рамки регламентирующих документов. Учитель и учащиеся выступают как единая исследовательская группа, работающая во взаимодействии и ставящая перед собой проблемные задачи.