(Галина Анатольевна Преображенская – руководитель РИП Ямальского
многопрофильного колледжа г. Салехард)
Из опыта реализации общих задач
РИП «Инновационная модель
формирования профессиональной
квалификации обучающихся колледжа
на основе образовательных программ
разного уровня с учётом
требований рынка труда»
(2017 год)
На базе Ямальского многопрофильного колледжа работает РИП по теме «Инновационная модель формирования профессиональной квалификации обучающихся колледжа на основе образовательных программ разного уровня с учетом требований рынка труда».
В ходе реализации РИП разработана модель практико-ориентированного профессионального обучения с учетом требований профессиональных стандартов и компетенций WSR. Практико-ориентированное обучение направлено на подготовку студентов к самостоятельной профессиональной деятельности путем формирования соответствующей квалификации, востребованной в условиях реального производства по профессиям: «Повар-кондитер», «Автомеханик», «Веб-дизайн» и специальности «Дошкольное образование». В реализации РИП участвует 12 педагогических работников.
Компетентностный подход на основе личностного и деятельностного аспекта включил практическую и гуманистическую направленность: студент должен знать, что делать, а главное - как делать. Сегодня в колледже происходит изменение роли преподавателя от субъекта, предоставляемого знания, к позиции руководителя, менеджера, которому необходимо владеть всеми методами обучения, уметь организовать процесс освоения студентом профессиональных и общих компетенций.
Данная разработанная модель прошла первичную экспертизу в Региональном институте развития образования.
Чтобы активизировать работу по реализации Модели, а также создать первичный инновационный продукт РИП, и была создана проектная ролевая команда, объединившая руководящих и педагогических работников, привлеченных к выполнению работ в соответствии с определённой ролью и ответственных перед руководителем РИП за выполнение конкретных ролевых и общих задач.
Внутри команды были учреждены следующие роли: изыскатель, генератор идей, реализатор, мыслитель, аналитик.
Распределение ролей и определение функций осуществлялось по следующей схеме:
№ п/п |
Роль |
К-во участников |
Члены команды |
Основные функции |
|
Изыскатель |
3 человека |
Финкель Н.А. Кучеряну Н.В. |
-обнаружение подобных идей, разработок и ресурсов, имеющихся за пределами проектной команды и сообщение о них; -создание базы подобных идей, списков информационных источников (научных изданий, публикаций, ссылки на сайты в Интернете) |
|
Генератор идей |
3 человека |
Пичугин С.А. Малахинская О.Б. Колбина И.С. |
-определение инновационных идей каждого продукта из созданной базы подобных продуктов |
|
Реализатор |
3 человека |
Сарычева В.Н. Кулиев Г.С. Ивницкая Г.А. |
- оценивание конкурирующих идей каждого продукта из созданной базы подобных продуктов; - нахождение сходств и различий конкурирующих идей каждого продукта из созданной базы подобных продуктов с образовательным продуктом РИП |
|
Мыслитель |
2 человека |
Огурцова Е.А. Каленкин Н.А. |
-анализ и осмысливание необходимой информации для определения значения нововведений в образовательном продукте РИП |
|
Аналитик |
1 человек |
Преображенская Г.А. |
- проведение анализа проблемы с прагматической точки зрения; - выбор лучших идей, аргументация наиболее выгодных отличий образовательного продукта РИП от подобных продуктов |
|
ВСЕГО |
12 педагогов |
|
|
В ходе работы ролевой команды был подготовлен инновационный продукт для участия в экспертизе и устранены замечания экспертов:
- этапы реализации Модели практико-ориентированного профессионального обучения приведены в соответствие с требованиями ФГОС с учётом замечаний экспертов;
- сделано описание текущей оценки качества при изучении общепрофессиональных дисциплин и МДК, осуществляемой в рамках Модели;
- данный образовательный продукт представлен на конференциях и конкурсах всероссийского уровня (Центр педагогических инноваций им. К.Д.Ушинского «Новое образование», свидетельство № 1929-ГК);
- данный продукт отправлен на внешнюю экспертизу и рецензирование.
Подготовка образовательного продукта ролевым способом повысила качество подготовки разработки, сэкономила время педагогов и обеспечила оперативное решение задач региональной инновационной площадки (РИП).