Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Особенности организации внеуро...

Особенности организации внеурочной деятельности на уровне основного общего образования в МАОУ СОШ №1


Сычева Т.В.
заместитель директора по УВР
МАОУ СОШ №1

Вступление

 

Ведущий занимает место в центре сцены и предлагает участникам семинара

1)    обозначить черты, которые отличают ведущего от каждого, сидящего в зале (на каждое отличие ведущий делает шаг назад);

2)    обозначить черты, которые делают ведущего схожими с каждым, сидящим в зале (на каждое сходство ведущий делает шаг вперёд).

В ходе передвижений ведущий должен оказаться в той точке, с которой начал движение.

3)    обозначить черты, которые делают ведущего похожим на всех, сидящих в зале (на каждое сходство шаг вправо);

4)    обозначить черты, которые отличают ведущего от всех, сидящих в зале (на каждое отличие шаг влево).

В ходе передвижений ведущий должен оказаться в той точке, с которой начал движение.

Ведущий: Каждого человека, каждый предмет, каждое явление   можно рассматривать с позиций философских категорий «единичное», «особенное», «общее». Сейчас мы с вами попытались установить эти отношения.

 

Единичное

Особенное

Общее

Учитель

Учитель химии

Коллектив учителей школы

Учитель химии

Учитель химии школы №5

ГМО учителей химии

Внеурочная деятельность*

План (программа) внеурочной деятельности

Требования ФГОС ООО

 

 

*понятие «Внеурочная деятельность» мы также можем рассматривать с позиций категорий «единичное», «особенное», «общее».

 

 

Особенности организации внеурочной деятельности на уровне основного общего образования в МАОУ СОШ №1

 

Педагогический совет «Системно-деятельностный подход в организации образовательного процесса как средство повышения качества образования», который состоялся в марте 2012 года в муниципальном общеобразовательном учреждении «СОШ №1 имени  Героя Советского Союза И.В. Королькова» дал старт для реализации школьного инновационного проекта «Интеграция начального и основного образования в условиях реализации ФГОС».

Одно из важнейших направлений работы связано с построением модели организации внеурочной деятельности через собственную педагогическую практику с учётом образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), с учётом кадровых, материально-технических ресурсов школы.   В деятельность по реализации проекта включились ученики 3-8 классов, рабочая группа педагогов общей численностью 30 человек и административная команда, координирующая реализацию проекта.

Нормативным обоснованием, регламентирующим и направляющим нашу работу стали методические рекомендации, разработанные Дмитрием Васильевичем Григорьевым и Павлом Валентиновичем Степановым

 (http://instrao.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=342&Itemid=137), которые представляют из себя своеобразный методический конструктор внеурочной деятельности включают виды, формы и уровни результатов деятельности учащихся.

Принимая внеучебную деятельность школьников как понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации, в оценке результатов своей работы мы опирались на три уровня результатов, достижение которых увеличивает вероятность появления образовательных эффектов(эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

-    формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.

Опираясь на традиции школы, на имеющееся материально-техническое обеспечение, в программе  воспитания и социализации мы выделили следующие образовательно-воспитательные модули:

·      «Познание»

·      «Спорт и здоровье»

·      «Гражданская позиция»

·      «Художественное творчество»

·      «Техническое творчество»

 

Тематика ОВМ определяется Концепцией воспитания школьников, принятой в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза И.В. Королькова». Следует принять во внимание, что направления воспитательной работы школы совпадают с направлениями внеурочной деятельности. В свою очередь ряд направлений внеурочной деятельности совпадают с её видами (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество), а такие направления, как военно-патриотическое, проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеурочной деятельности. Такие важные для развития ребенка виды внеурочной деятельности, как игровая и туристско-краеведческая, не нашли прямого отражения в направлениях внеурочной деятельности, но были реализованы через программы ряда курсов. Для реализации программ курсов мы использовали часы школьного компонента, предусмотренные базисным учебным планом 2004 года.

 

Наш внутришкольный эксперимент мы построили следующим образом:

Реализацию программ курсов вынесли не на параллель одного класса, а объединили учащихся в разновозрастные свободные группы по схемам: 3-5 класс и 6-8 класс. Мы предположили, что это будет способствовать  формированию коммуникативных компетентностей школьников, развитию их способностей адаптироваться к социальной среде.

В октябре 2012 года проведена первая диагностика результативности реализации программ метапредметных курсов, выявлены проблемы, которые возникли при организации образовательного процесса в инновационном режиме.

Диагностика обучающихся проведена по анкетам, которые были предложены 210 ученикам 3-8 классов (47% от общего количества учеников). Вопросы анкеты позволили отследить результаты деятельности обучающихся на метапредметных курсах. 

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия). Предложенные вопросы были разведены по уровням:

•       1-й уровень – школьник  знает и понимает общественную жизнь;

•       2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

1 уровень вопросов сформулирован через выбор двух выражений, определяющих отношение к метапредметным курсам на уровне знания и понимания происходящего:

мне было интересно;

мне было скучно;

я многому научился;

я ничего нового не узнал;

я доволен своей работой, и буду посещать этот курс в следующем месяце;

я доволен своей работой, но буду посещать другой курс в следующем месяце;

я недоволен своей работой на занятиях курс.

Подсчёт вариантов ответа производился с учётом общего количества выборов, сделанных обучающимися.

Метапредметные курсы вызвали интерес у 137 опрошенных (53,5%), 91 ученик оказался доволен своей работой на курсе, но для посещения в следующем потоке выбрал другой курс  (35,5%). 

35,1% учеников многому научились, 25,4% изъявили желание посещать тот же метапредметный курс в следующем потоке.

            Вместе с тем, были выявлены обучающиеся, которым было скучно и они не узнали ничего нового (3,9%).

2 уровень вопросов представлен текстом, требующим дополнения «Занятия курса мне запомнятся тем, что…». 29 (13,8%) обучающихся смогли чётко сформулировать своё ценностное отношение к занятиям метапредметных курсов. Среди представленных ответов были следующие:

·      «Занятия курса мне запомнятся тем, что там было уютно и весело»

·      «Занятия курса мне запомнятся тем, что никто не отвлекался»

·      «Занятия курса мне запомнятся тем, что учитель нас поддерживала»

·      «Занятия курса мне запомнятся тем, что я сам сделал подарок»

·      «Занятия курса мне запомнятся тем, что я сделал хорошую поделку, правда ушло на это много бумаги и некоторые из них рвались и мялись, но ничего страшного, потому, что это всё не зря»

·      «Занятия курса мне запомнятся тем, что я создал своего робота, который выполнял мои указания»

·       «Занятия курса мне запомнятся тем, что мы начали экономить энергию в школе»

·      «Занятия курса мне запомнятся тем, что я искала информацию и составляла буклет»

·      «Занятия курса мне запомнятся тем, что здесь можно работать в тишине»

·      «Занятия курса мне запомнятся тем, что мы были одной командой, которая достигла своей цели»

·      «Занятия курса мне запомнятся тем, что я проявила себя в творчестве»

Представленные ответы говорят о том, что краткосрочные метапредметные курсы достигли своей цели в плане формирования нравственного отношения к процессу деятельности и её результату.

Третий уровень результатов реализации программ метапредметных курсов – ситуации, когда школьники самостоятельно действуют в общественной жизни, можно отследить в процессе педагогического наблюдения.

Программа метапредметного курса «Реальная математика» (учитель Федосова С.В.)  была ориентирована на реализацию социальных проектов, с одним из таких проектов (озеленение школы) обучающиеся вышли на школьный уровень и пригласили к его реализации весь школьный коллектив.

Для реализации проекта по озеленению школы проведены три выставки-ярмарки, в которых участвовали все участники инновационного проекта. Те курсы, которые были направлены на изготовление материального объекта (рисунки, поделки и т.д.) выставили свои работы на продажу, курс «Газетное дело» распространяли номера школьной газеты. Дети и педагоги, которые участвовали в реализации курсов спортивной направленности, проводили во время ярмарок игры и состязания. Вырученные деньги были истрачены на покупку земли и цветочных горшков для школьных кабинетов. Февральская ярмарка стала благотворительной. Денежные средства от этой ярмарки в размере 20 тысяч рублей направлены в фонд поддержки ученицы 9 класса нашей школы, которая нуждалась в дорогостоящем лечении. На фотографиях представлены фрагменты проведённых ярмарок-выставок.

Диагностика учителей проводилась в те же сроки, что и диагностика обучающихся. На вопросы анкеты ответил 61,1% педагогов от общего количества, участвующих в реализации КМУК. Диагностика позволила выяснить ряд проблем, связанных с организацией и проведением метапредметных курсов: отсутствие материальной базы, на каждом занятии появлялись новые дети, сложным оказалось заинтересовать детей. Педагоги отметили положительные результаты реализации курсов: дети разных классов смогли перезнакомиться друг с другом, создать мобильные коллективы, включились в творческую деятельность, провели пробы в разных видах деятельности, овладели навыками поиска информации и представления последней.

Учителя, реализующие метапредметные курсы, отметили, что необходимо совершенствовать методику проведения занятий, пересмотреть программу курсов, так как при их реализации возникла необходимость корректировки.

В течение учебного года была проведена корректировка программ метапредметных курсов. В связи с приходом новых педагогических работников в ОУ, а также появлением новых образовательных потребностей обучающихся, были разработаны дополнительные программы краткосрочных метапредметных учебных курсов.

Первоначально планировалось лицензирование программ КМУК. Однако проанализировав статус метапредметных курсов и их место в учебном плане школы, мы пришли к выводу, о том, что они должны быть утверждены на уровне образовательного учреждения, так как, по сути, являются курсами, на которые распространяется Положение о рабочей программе учебных предметов (модулей, курсов), утверждённое приказом директора школы от 11.04.2012 года №80. Данное положение содержит приложение 2, в котором определена структура программы краткосрочного метапредметного учебного курса.

В течение учебного года в 3-5 и 6-8 классах было апробировано 35 программ краткосрочных метапредметных курсов, которые следует разделить по направлениям, определённым в соответствии с содержанием внеурочной деятельности, предусмотренной ФГОС НОО и ФГОС ООО.

***

Направление  деятельности

Название программы

Общеинтеллектуальное

Школа докторов Природы, Английские праздники, Забавный английский, Лего-конструирование, Пенолёты, Декоративный фотосинтез, Реальная математика.

Общекультурное

Ямальские сувениры, Я вижу мир, Волшебная кисточка, Квилинг, Сувенирная лавка, Декупаж, Этикет в речи, Художественная обработка древесины.

Духовно-нравственное

Многоликая персона, Народная тряпичная кукла, Художественное слово, Книга своими руками.

Спортивно-оздоровительное

Теннис, Футбол, Основы туризма, Малые олимпийские надежды Ямала.

Социальное

Музейное дело, Газетное дело, Клуб друзей по переписке.

 

*** Включение слушателей в активную деятельность.

1.     Участникам семинара предлагается, используя только названия программ курсов,  распределить их по направлениям внеурочной деятельности.

2.     Участники разбиваются по трём группам: 1 группа работают на магнитной доске, 2 группа – на ватмане, 3 группа – за компьютером.

3.     Руководители групп представляют свои проекты, участники семинара сравнивают и оценивают предложенные варианты распределения.

4.     Проблемный вопрос: Что по вашему мнению, является достоинством и недостатками предложенного распределения?

Ответ: достоинства – чёткое распределение курсов по направлениям, возможное дополнение и наполнение направлений;

Недостатки – не понятен возраст учеников, на которые ориентированы курсы (какой это класс?), спортивно-оздоровительное направление представлено только двигательными курсами.

 

 

К 2014 году цель инновационного проекта была достигнута. МАОУ СОШ №1 через собственную педагогическую практику выстроила  модель  организации внеурочной деятельности, наполнив её определённым содержанием, которое позволило удовлетворить образовательные потребности учеников школы и их родителей (законных представителей).

Следующий шаг в нашей работе заключался в корректировке программ. Мы предположили, что целесообразнее делать их 16 часовыми и (или) модульными.

Инструментом  диагностики результативности реализуемых программ должны стать индивидуальные и групповые проекты. Защита проектов проводится 2 раза в год во время зимней и весенней школьной недели проектов.

Современное состояние  проекта: разработка и апробация программ для внеурочной деятельности в 7-8 класах.

Рассказ о допрофильных модульных курсах, демонстрация брошюры.

Рассказ о плане внеурочной деятельности в 5 классе.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт