Самкова Майя Юрьевна
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств имени С.В. Рахманинова» город Новый Уренгой
город Новый Уренгой
Любая деятельность человека имеет цель - удовлетворение потребностей, которые, как известно, делятся на высшие и низшие. Физиологические (низшие) потребности люди начинают испытывать сразу после появления на свет. Формирование высших духовных и культурных потребностей происходит в процессе социализации, а затем и инкультурации. Необходимо отметить, что сущность инкультурации составляют не только развитие именно культурных потребностей, но и формирование культурных способов их удовлетворения.
Чтобы определить, как формируются потребности культурного вида, обратимся к социально-психологической теории этого явления. Основателем теории является К. Левин [2]. Идеи его школы повлияли на теорию культурного развития Л. Выготского [4, 60-97].
Человеческая потребность трактуется К. Левиным как некий двигатель человеческой жизнедеятельности, как динамическое состояние, которое возникает при реализации индивидуумом определённых целей. Экспериментальная психология (Б.Г. Ананьев, В.П. Мясищев), частью которой является концепция Д.Н. Узнадзе о жизненных установках, также внесла свой вклад в раскрытие особенностей функционирования культурных потребностей. Представители экспериментальной школы психологии пришли к выводу, что характер культурных потребностей находится в прямой зависимости от специфики общественной жизни социума на текущий момент.
Исследователи выделяют четыре уровня потребностей:
1) (высший) уровень, охватывающий систему ценностных ориентаций, идеологических и общесоциальных по своей сущности;
2) уровень, где отражаются базовые потребности определенной социальной группы (досуг, семейные отношения и т.д.);
3) уровень, фиксирующий социальные установки сложной структуры (поведенческий, рассудочный, эмоциональный аспекты);
4) (низкий) уровень, на котором формируются витальные потребности (сон, пища и т.д.).
В случаях, когда культурное развитие объективно отстаёт от развития материальной сферы, оно, тем не менее, не только влияет на неё, но и детерминируется ей. Благодаря этой детерминации среди человеческих потребностей предопределяются те, что соподчиняются с потребностями общества в целом, и в тоже время обладают определенной самостоятельностью.
Культурным потребностям свойственны плюрализм, подвижность, динамичность и способность к изменениям. Благодаря этим качествам возникают индивидуализированные продукты духовного производства. Именно деятельности индивидуума в характеристике культурных потребностей принадлежит особая роль.
Значит, необходим анализ процессов сознания аксиологии культуры и потребления ценностей культуры. Последние, как две стороны единой структуры образуют основу индивидуализации культурной потребности.
В процессе формирования культурных потребностей особое значение принадлежит такому понятию, как интерес. Интерес выражает желание и волю конкретного индивидуума. Культурные потребности, в свою очередь, являются носителями интереса личности (язык, фольклор, наука, искусство, традиции и т.д.). Поэтому «в определении понятия «интерес» отдельное место отводится эмпирическим показателям, позволяющим отследить путь формирования культурных потребностей и охарактеризовать их структуру» [3, 19].
Придерживаясь подходов, описанных выше, можно выстроить систему культурных ценностей современной молодежи и определить степень участия социокультурной среды детской школы искусств в ее формировании.
Значительное место в системе культурных потребностей современной молодежи занимают познавательные культурные потребности. Они проявляют себя следующих сферах:
1) получение знаний, чтение, всемирная сеть;
2) средства массовой информации;
3) искусство.
Познавательные потребности современной молодёжи реализуются за счет различных форм государственного образования - основного и дополнительного. Детская школа искусств выступает как фактор инкультурации, способный решить проблему удовлетворения культурных потребностей. Для этого необходимо выделить ряд проблем, с которыми сталкивается учреждение дополнительного образования как институт инкультурации подрастающего поколения.
Удовлетворение познавательных культурных потребностей в сфере искусства представляется достаточно сложным процессом. Существует множество мнений относительно того, каким должно быть искусство. Формирование культурного вкуса современной молодёжи, её культурных потребностей осложняется свободным определением должных нравственных норм, произведениями низкой художественной ценности.
Также иерархия культурных потребностей современной молодёжи подвергается постоянным изменениям. Они обусловлены интеллектуализацией общественно-политических отношений, уровнем жизни, изменениями в быте, научным прогрессом, развитием технологий. Эти изменения динамизируют потребности молодёжи, изменяют их структуру. Кроме того, приоритет творческой деятельности постепенно нивелируется, уступая место прагматизму.
Приведём качественные характеристики культурных потребностей по отношению к разным видам искусства.
В литературе современная молодёжь часто отдаёт предпочтение бульварным, низкосортным произведениям. Сказывается большое воздействие на выбор литературы подростками и молодёжью моды, рекламы и пропаганды. Приверженность групповым стереотипам и интересам также играет свою роль. Научно – популярная специальная литература пользуется популярностью в связи с освоением новых видов деятельности.
Значимость театрального искусства в системе интересов современной молодёжи достаточно мала. Это связано с возрастными особенностями (доказано, что наиболее активно посещают театр люди в возрасте 35-40 лет). Также образовательный уровень молодёжи не позволяет адекватно воспринимать и оценивать эстетически и нравственно полноценные театральные постановки. Около десяти процентов молодых людей могут быть признаны активными театралами. Это - свидетельство слабой подготовки молодёжи к восприятию данного вида искусства. Воспитательные возможности театра в отношении молодёжи не реализуются полностью.
По сравнению с другими видами искусства, музыка традиционно занимает ведущее место в сфере интересов молодёжи. Но большинство молодых людей отдают предпочтение лёгким для восприятия жанрам: поп-музыке, хип-хопу, рэпу и т.п. Академические жанры, народная музыка из-за сложности эстетического посыла востребованы гораздо меньше. Поэтому важными задачами музыкального просвещения становятся на сегодняшний день формирование общей музыкальной культуры подростков и молодёжи, культуры восприятия произведений различных видов музыкального искусства, культуры посещения концертов академической музыки.
Звучащий музыкальный мир современной молодёжи оказывает большое влияние на духовное развитие подростков и молодых людей. Если худшие образцы популярной музыки, пропагандирующие безвкусие и пошлость, декларируются как неотъемлемая часть массовой культуры, последняя лишается конструктивного потенциала.
Избежать губительного воздействия бездуховности и направить интересы молодёжи в русло правильного развития музыкальной вкуса призваны, в частности, учреждения художественного образования. К ним относятся и детские школы искусств. Их деятельность основана на формах и методах «передачи молодым поколениям культурного наследия, опыта творческого восприятия, исполнения и создания новых произведений искусства, организации эстетически насыщенного досуга, включения в профессиональную сферу художественной культуры» [3, 23].
В детских школах искусств достаточно научно-методологических, кадровых, методических, организационно-практических ресурсов для развития и совершенствования своей деятельности, активного участия в жизни социума. Для максимального раскрытия организационно-методического, теоретико -методологического, практического потенциала учреждения была сформулирована система социокультурных функций ДШИ. Она состоит из 16 основных социокультурных функций:
1 – функция инкультурации
2 – функция социализации
3 – функция обмена инфраструктурными ресурсами
4 – функция межрегионального сотрудничества
5 – функция патриотического и интернационального этнокультурного воспитания
6 – научно-методическая функция
7 – культурно-нормативная функция
8 – социопедагогическая функция
9 – кураторская функция
10 – просветительская функция
11 – экологическая функция
12 – культурно-краеведческая функция
13 – рекреационно-досуговая функция
14 – маркетинговая функция
15 – информационно-рекламная функция
16 – продюсерская функция.
Объединяющим моментом в этой системе выступает искусство. Раскрывая предназначение человека как духовной многогранной, свободной и деятельной личности оно проявляет свою сущность. Включаясь в искусство во всех его проявлениях, подростки и молодёжь учится объективно оценивать содержание и цели своей жизни, корректировать их и определять пути достижения через творчество, общение, труд, самосовершенствование.
Система социокультурных функций Детской школы искусств реализуется на основе Программы социокультурной деятельности. Задача данной программы -
формирование единой многоуровневой социокультурной среды образовательного учреждения. Осуществление социокультурных функций обеспечивает духовно-нравственное, художественно-эстетическое, патриотическое, экологическое, этнокультурное воспитание подрастающего поколения.
Следует помнить, что современная социокультурная среда детской школы искусств выступает как фактор инкультурации молодёжи и имеет следующие особенности:
1) диалогичность;
2) связь с экранной культурой (визуализация);
3) связь с информационной средой, технологической культурой;
4) интерактивность образовательных технологий;
5) интеграция урочной и внеурочной деятельности;
6) связь с массовой культурой.
Рассмотрим каждое свойство социокультурной среды подробнее.
Важнейшим качеством, затрагивающим взаимодействие всех субъектов образовательного процесса современной детской школы искусств, является диалогичность. Образовательное учреждение выступает в данном случае как субъект культуры, представляет возможности для развития учащегося в многомерном диалогическом пространстве. Учащиеся диалогически взаимодействуют с образовательной средой. С другой стороны, от активности и возможностей каждого ученика зависит его восприимчивость и то, какое влияние он оказывает на социокультурную среду школы.
Диалогическая образовательная среда подвижна и открыта для изменений. Процесс взаимодействия характеризуется адекватностью возможностей среды и личности. Также социокультурный резонанс педагогической среды и личности учащегося возможен при условии избыточности её возможностей.
В результате сложного взаимодействия создаётся современная социокультурная среда детской школы искусств, сочетающая универсальный, типологический и индивидуально-универсальный опыт всех участников образовательного процесса.
Неотъемлемая часть современной жизни - экранная культура. Результатом её распространения средствами кино, телевидения, компьютера стало изменение картины мира, видения человека. Отмечено особенное влияние экранной культуры на современных школьников. Создан принципиально новый способ коммуникации, трансляции информации, социально значимых норм, стандартов, в том числе и в области культуры и искусства. Следовательно, необходима визуализация учебного и воспитательного материала.
Также не подлежит сомнению связь современного образования с технологической культурой. Несмотря на негативный характер влияния социальных сетей на современных подростков и молодёжь, школа может использовать увлечённость школьников в образовательном и воспитательном процессе как:
1. способ мониторинга социума, в котором находятся учащиеся;
2. способ экономии времени на сбор информации и оперативное информирование;
3. способ обмена материалами при подготовке мероприятий (музыка, файлы, презентации и пр.).
Интерактивность образовательных технологий, ставшая обязательной частью социокультурной среды детской школы искусств, позволяет в значительной степени интенсифицировать учебный процесс и активизировать всех его участников. Безусловно, возможности компьютера и интерактивной доски, как средств обучения, по ряду показателей намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса. Современные мультимедийные и интерактивные технологии в преподавании, концертной и просветительской деятельности повышают эргономику восприятия. Интерактивные и мультимедиа технологии способны интегрировать объёмные образовательные ресурсы и обеспечивать среду формирования, развития и реализации культурных компетенций. Информационные технологии в образовании открывают принципиально новые подходы к обучению искусству. Программные продукты, электронные учебники, книги, презентационные материалы позволяют повысить эффективность образовательной, творческой, воспитательной, просветительской деятельности школы, то есть максимально полно реализовать присущие ей социокультурные функции.
Проблема интеграции урочной и внеурочной деятельности сегодня рассматривается как одна из актуальных проблем образования. Как не вспомнить слова великого педагога А.С. Макаренко, мечтавшего о создании системы, целью которой станет воспитание «неразложимого человека»: «Человек, не воспитывается по частям, он создается синтетической суммой влияний, которым он подвергается».
Темпы развития общества постоянно возрастают. Соответственно, возрастает потребность в людях, готовых к любым изменениям, способных к нестандартному мышлению и качественному решению возникающих проблем. Следовательно, молодёжь нужно настраивать на жизнь в быстро меняющихся условиях.
Как показал практический опыт, именно интеграция урочной и внеурочной деятельности создаёт условия для совместной работы педагогов, родителей, воспитанников. В условиях интеграции формируется творческий стиль жизнедеятельности, происходит саморазвитие личности. Таким образом реализуется и социопедагогическая функция детской школы искусств.
Неоднозначной представляется такая особенность социокультурной среды, как связь с массовой культурой. Художественное образование в нашей стране имеет уникальные, созданные многими поколениями выдающихся педагогов традиции, преподавание основано на лучших достижениях академического искусства. Однако, упрощение знания - это одна из особенностей современной культуры. Поэтому трансляция адаптированного научного знания, в виде форм, доступных пониманию и восприятию подростков и молодёжи, привыкших к развлечениям, может иметь место. Но, при этом адаптация должна проводиться профессионалами высочайшего уровня, а не дилетантами. Здесь преподаватель призван не допустить грубой примитивизации знания.
Итак, процессы социализации и инкультурации связаны с формированием высших духовных и культурных потребностей. Развитие культурных потребностей, а также создание культурных способов их удовлетворения составляют сущность инкультурации.
Основателем социально-психологической теории потребностей является К. Левин. Влияние школы К. Левина прослеживается в теории культурного развития Л. Выготского и в экспериментальной психологии, частью которой является концепция Д.Н. Узнадзе о жизненных установках. Результатом исследований психологов стало положение о том, что характер культурных потребностей находится в прямой зависимости от специфики общественной жизни социума на
текущий момент. Следовательно, культурные потребности человека подвижны, динамичны и подвержены постоянным изменениям. Эти свойства особенно заметны на примере системы культурных потребностей современной молодёжи. Значительное место в ней занимают познавательные культурные потребности, проявляющие себя в сфере искусства.
Детская школа искусств в данном случае выступает выступает как фактор инкультурации, способный решить проблему удовлетворения культурных потребностей. Для этого школа должна реализовать свои социокультурные функции, обеспечивающие духовно-нравственное, художественно-эстетическое, патриотическое, экологическое, этнокультурное воспитание подрастающего поколения.
Таким образом, воспитание потребностей в освоении художественной культуры на основе диалогичности, визуализации, технологичности, интерактивности, интегративности социокультурной среды детской школы искусств является важным фактором вовлечения детей и молодёжи в активную социокультурную деятельность и способствует полноценной реализации социокультурных функций образовательного учреждения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Костина, А.В., Кожаринова, А.Р. Конструктивный потенциал массовой культуры: Специфика проявления в информационном обществе. - М.: ЛЕНАНД, 2015. – 88 с.
2. Левин, К. Динамическая психология: Избранные труды / Под общ. ред. Д. А. Леонтьева и Е. Ю. Патяевой; [сост., пер. с нем. и англ. яз. и науч. ред. Д. А. Леонтьева, Е. Ю. Патяевой]. — М.: Смысл, 2001. – 305 с.
3. Мазанов, С.В. Формирование культурных потребностей современной молодёжи [Текст]. Журнал «Педагогика искусства», № 4, 2017. – С.18-23.
Ясницкий, А. К истории культурно-исторической гештальтпсихологии: Выготский, Лурия, Коффка, Левин и др.// РsyAnima, Dubna Рsychоlоgical Jоurnal — Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». — 2012. — N 1. — С. 60-97.