Канунникова Р.М., учитель иностранного языка, МБОУ«Средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза И. В. Королькова», г.Салехард
В нашей школе в рамках общешкольной методической темы «Совершенствование способов профессиональной деятельности в рамках внедрения ФГОС и профессиональных стандартов как фактор повышения качества образования» в 2018-2019 учебной году проводился ряд мероприятий по овладению способами проектирования метапредметного урока. В ходе активной коллективной и самостоятельной работы были определены основные признаки и отличия метапредметного урока, к которым я бы отнесла, в первую очередь, следующие:
- использование метапредметного подхода., т.е. организация деятельности учащихся с целью передачи им способов работы со знанием, предполагающих промысливание (а не запоминание!) важнейших понятий учебного предмета, наличие образовательной деятельности, выражающейся в формировании и развитии у учащихся предметных базовых способностей, в использовании способа «переоткрывания» знания на разном учебном материале (т.е. повторение научного открытия в учебном процессе), наличие рефлексивной деятельности;
- ориентация на достижение метапредметных результатов, т.е. опора на оценку освоенных обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенных способов деятельности (УУД), таких как сравнение, схематизация, умозаключение, наблюдение, формулирование вопроса, выдвижение гипотезы, моделирование и т.д., применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях;
- организация метапредметной деятельности, т.е. планирование самостоятельной, продуктивной деятельности за пределами учебного предмета, направленной на обучение обобщенным способам работы с любым предметным понятием, схемой, моделью и т.д. и связанной с жизненными ситуациями.
В процессе анализа этих признаков и отличий мы вывели своеобразный алгоритм проектирования метапредметного урока, который я и апробировала на открытом конкурсном уроке. К необходимым этапам проектирования метапредметного урока мы отнесли следующие:
- активное целеполагание как обязательный элемент урока;
- самостоятельная (экспериментальная, поисковая и т.д.) учебная деятельность учащихся;
- рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов;
- активизация интереса и мотивации обучения учащихся путём привлечения к предмету урока других областей знаний и опоры на личный практический опыт каждого ученика;
- использование образовательных технологий, например, технологии совместного обучения, технологии исследовательской деятельности, проектной деятельности, технологии проблемно-диалогического обучения, игровой технологии;
- формирование ключевых понятий, проблем, задач урока как деятельностных единиц содержания, концентрирующих в себе достаточно широкую область познаваемого бытия.
Также в ходе проектирования урока нужно планировать свою деятельность и деятельность обучающихся таким образом, чтобы способы этой деятельности носили универсальный характер, то есть были применимы к различным предметным областям знаний. А исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая деятельность должна происходить в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации, ведь обучающимся передаются не знания, а способы работы со знаниями для развития базовых способностей мышления, воображения, работы с взаимосвязями.
Особое значение приобретает формирование универсальных учебных действий, умений структурировать знания, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Также метапредметный урок отличает наличие основополагающего, проблемных и учебных вопросов, которые способствуют развитию познавательной активности школьников и формированию метапредметных и универсальных учебных действий, для того чтобы обучающиеся:
Участвуя в общешкольном конкурсе «Мой лучший метапредметный урок», я провела урок по теме Thepets. Домашние животные.
Анализируя этот урок с точки зрения метапредметности, я выделила признаки, которые позволяют назвать его метапредметным. Первый и важный признак – активное целеполагание как обязательный элемент урока. Поставить цель – значит, предсказать, спрогнозировать предполагаемый метапредметный результат деятельности на уроке. Методически этот признак на уроке был актуализирован на двух этапах. На организационно- мотивирующем этапе после просмотра видеоролика про бездомных животных обучающиеся определили проблему и пути её решения. На данном этапе ученики спрогнозировали результат деятельности, который необходимо достичь к определённому времени. На этапе активизации усвоения знаний и умений по теме обучающиеся работали в группах над составлением социальной рекламы. На этом этапе полученные ранее на уроках знания, а точнее лексические единицы по данной теме, ученики преобразовали в предложения, а затем и в монологическое высказывание.
В начале урока тема и цель не были озвучены, а вместо этого предложена сводка новостей из социальной городской группы и небольшой видеоролик. После просмотренного видео ребята определили проблему увиденного «бездомные животные». Далее ребята обсуждают способы помощи бездомным животным в приобретении семьи и называют частную цель урока: рассказать о животном в форме социальной рекламы, то есть развить навыки монологического высказывания по теме «Домашние питомцы» по типу «текст-описание», что определило универсальный характер урока, поскольку эти ключевые понятия применимы почти на всех предметах, начиная с русского языка.
И только в конце урока, когда ребята продемонстрировали результаты проектной деятельности по составлению социальной рекламы, в процессе рефлексии учитель вместе с детьми, рассуждая с учащимися о результатах работы на уроке, выдвигает тему урока «Домашние питомцы». Учитель записывает тему урока на доске. Тогда на доске видно, что продукт (то есть тема урока) получена путём решения проблемы. Формулирование цели и темы урока в виде конечного образовательного продукта — наиболее эффективный способ целеполагания. А по внешним «плодам» учеников всегда можно судить и о внутренних результатах обучения, то есть о развитии личностных качеств учащихся.
Планируя содержание учебного материала в режиме деятельностного подхода, я организовала подачу запланированных дидактических единиц следующим образом: на этапе речевой разминки обучающиеся читали лексические единицы по теме по цепочке. Условия игры: если слово пропущено или прочитано неверно, участник выбывает из цепочки, цепочка формируется снова. На данном этапе осваивается регулятивное универсальное учебное действие – осуществлять самоконтроль.
На этапе подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний учащиеся давали описание животного, отвечая на общие и специальные вопросы: любит ли животное играть, какой окрас, какой характер и т.д., тем самым развивая умение анализировать и высказываться на данную тему, используя весь лексический запас.
На этапе активизации усвоения знаний и умений по теме учитель вовлекает учащихся в проектную деятельность: подготовить рассказ о животном (дать описание внешности, характера и привычек), подобрать фотографию и выбрать лозунг-призыв для людей. На данном этапе ребята показывают умение работать в группе, выполнять различные роли, высказывать свою точку зрения, умение следовать инструкции, обобщать информацию и словесно её представлять. Ориентировочная основа действий, на которую опирается ученик при выполнении учебного действия, была спланирована в виде алгоритма преобразования полученных ранее на уроках знаний (изученных лексических единиц) в монологическое высказывание.
Следует отметить активность ребят, поскольку они были мотивированы возможностью принести реальную пользу бездомным животным, разместив результаты своего труда на этом уроке в социальных сетях на английском языке, чтобы привлечь максимально возможную аудиторию, т.е их работа приобретает международный масштаб, поскольку сообщение может прочитать зарубежный житель. Ученики получают возможность видеть результат своей работы на уроке «здесь и сейчас», ведь они подготовили текст-описание животного для размещения в социальных сетях.
После того как ученики представили свои продукты, в процессе анализа своей деятельности над мини-проектами ребята приходят к выводу, что они работали с текстом, относящимся к типу «текст- описание» и обобщают: какие части речи чаще всего встречаются в тексте, какой вопрос при этом можно поставить ко всему тексту.
Представить все эти этапы в единстве метапредметного урока помогает метапредметная карта урока, которая к данному уроку была спроектирована следующим образом:
Метапредметная карта урока
Этапы урока |
УУД, которое осваивают обучающиеся и уровень освоения |
Ориентировочная основа действий освоения УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
Ставить общие и частные цели самообразовательной деятельности – на уровне применения |
Прогнозируют результат деятельности, который необходимо достичь к определенному времени |
Показывает ролик про бездомных животных, городскую группу в социальной сети вконтакте про бездомных животных |
После просмотра материала определяю проблему, ставят общую цель и частную (предметную) |
|
Осуществлять самоконтроль |
Корректируют свои ошибки в ходе чтения |
Читает слова
Проводит игру «Цепочка» |
Повторяют слова
Дети читают по цепочке слова. Если слово прочитано неправильно, то участник выбывает из игры. Игра начинается сначала. |
|
|
С помощью лексических слов, обозначающих названия животных, цвет и части тела, дать словесное описание животному |
Показывает животное, с помощью специальных и общих вопросов предлагает описать животного по параметрам: описание, характер, повадки |
Отвечают на вопросы учителя |
|
|
Полученные ранее на уроках знания преобразовать в языковое представление (монологическое высказывание) и творческую работу
Показывают умение работать в группе слаженно |
Делит детей на группы, даёт инструкцию по этапам работы: познакомиться с животным, собрать информацию о нём, оформить краткие тезисы на плакате |
Работают в группах, выполняют инструкцию, распределяют роли, работают над созданием плаката и словесного представления |
6.Этап представления результатов усвоения знаний и умений по теме.
|
|
Представление конечного продукта |
Корректирует в случае допущения учащимися ошибок |
Представляют монологическое высказывание и плакат по теме |
|
|
Оценить работу каждого участника в группе и дать общую оценку работы класса |
Задаёт вопросы по деятельности класса во время урока |
Отвечая на вопросы учителя, делают выводы о работе каждого участника и группы в целом |
Таким образом, урок был выстроен по схеме: «получили знания (ранее) – появилась проблема – поставили задачу для решения проблемы - решили задачу – получили новый опыт деятельности, используемый «здесь и сейчас». Такого рода урок имеет деятельностный, а потому и универсальный характер.
Список использованных источников
1.Нормативно-правовое обеспечение
Приложение 1
Конспект урока
Предмет: английский язык
Базовый учебник: Forward, 1 часть. М.В. Вербицкой
Тема урока: Thepets
Место урока: 3 урок в теме
Тип урока:
Дата урока: 21.12.12
Образовательные ресурсы: презентация, видеоролик, словарь
Цель: Создать условия для совершенствования навыков связной монологической речи по теме «Thepets» посредством обучения обобщенным способам анализа текстов разных типов с использованием технологии продуктивного обучения.
Задачи урока:
1.знать словарный минимум по теме и грамматические формы для построения монологического высказывания
2. уметь создавать учебный продукт по заданным условиям;
3. иметь опыт (владеть) применения полученных знаний в различных жизненных ситуациях.
План урока:
Ход урока
1. Организационный момент
T: Good afternoon, boys and girls!
P:
T: I am Glad to see you! Sit down, please!
T: I am fine today. And how are you?
P1,2,3: I’m fine, thanks.
T.: Let ’ s begin our lesson. What date is it today?
Р.: It is the 21th of December.
T: Children, yesterday I spent my free time online on social net vkontakte. I saw many articles about homeless animals in our town Salekhard. Look at this, children. 1, 2, 3 10 news for one day in the social group. Look at this video.
Video
T: What problem is in this video?
Problem: homeless animals (записать на доске)
T: How can we help the homeless animals?
Предполагаемый ответ: We can find a family for these animals.
T: We help the homeless animals to be the pets.
Theme: The pets
2. Речевая зарядка
T: Children, let’s remember the words by our theme.
Look at board, listen and repeat after me.
3. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний и умений
3.1. P: Now divide these words into two columns. Write them in your notebooks.
Разделить слова на два столбика: petsandpartsofbody
P: Let’s check our list.
3.2. P: Now look at the screen. This is a spaniel Steve. Describe this pet.
Example: Steve has long ears. Earsareblack.
Ученики дают описание животного.
P: What do you think what likes to do Steve?
What Steve’s character is?
What does Steve like to eat?
4. Этап активизации усвоения знаний и умений по теме.
P: Don’t remember our aim: find a family for the homeless animals.
Whatcanwedo?
Как мы можем помочь?
Ответы учащихся
P: I propose you to do the presentation of some animals. At this moment a cat Tom and he dog Richard want to have a family.
Показывает актуальную на сегодня информацию
P: Nowyouaredividedintotwogroups. Your task: to prepare the description of the animal, to make the poster with the slogan to take the animal.
You are going to work in the group. Listen some rules:
- listen to each other;
- to consult;
- to help each other.
P: I give you 15 minutes to do this task.
5. Этап представления результатов. Этап закрепления полученных знаний и умений.
P: Pupils, I propose you to present your work. There is a camera in our classroom. Ourpresentationcanbe a socialvideo
Ребята выступают: показывают плакат, описывают животное, повадки и характер, озвучивают лозунг-призыв людям
6. Подведение итогов
P: Children, what do you think: our friends Tom and Richard will find a family?
P: Как вы думаете, наша работа была полезной сегодня?
P: А для того, чтобы мы сделали такую большую работу, какие знания нам пригодились?
Мы справились с этой работой?
P. А на какие вопросы мы отвечали? Какой тип вопроса больше встретился? Какое вопросительное слово чаще всего встречалось? Как вы думаете, какой тип текста у нас получился?
Ответы: тип, описание.