Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Отеческие творения являются дл...

Отеческие творения являются для нас источником творческого вдохновения, примером мужества и мудрости…


Пичугина Лариса Вениаминовна
учитель истории
Кадетская средняя общеобразовательная школа имени Героя РФ В.И. Шарпатова г. Новый Уренгой
г. Новый Уренгой

Без Бога нация – толпа, объединённая пороком,

Или глуха, или слепа, иль, что ещё страшней – жестока.

И пусть на трон взойдёт любой, глаголющий высоким слогом,

Толпа останется толпой, пока не обратится к Богу.

Иеромонах Роман (Матюшин)

 

Развитие нравственной и духовной культуры общества – мысль не новая, но особенно актуальная в современной действительности, ведь без морального оздоровления общества не будет и движения вперёд.

Нынешние школьники растерянны, и не могут найти ответов на все противоречивые вопросы, возникающие в ходе изучения истории. В непростых условиях, именно педагог должен сформировать чувство патриотизма, которое гарантировало бы любовь к России (а не безразличие или даже ненависть), защиту Родины как в мирное, так и в военное время (а не предательство, уклонение от службы в армии).

Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят на родном для нас языке и всё в ней для нас родное.

В этой любви и верности к Отечеству должны воспитываться и наши дети. Учителю необходимо использовать каждый случай, чтобы развить и укрепить в них чувство патриотизма, чтобы и они готовы были жертвовать всем и даже «пожить голову» за веру и Отечество, которые в их сознании должны восприниматься неразделимым целым. Пусть дети ведают славные дела предков, их подвиги и труды для Отечества.

Тысячелетняя история Российского государства даёт многочисленные примеры того, как нашим предкам приходилось с оружием в руках отстаивать свою независимость и целостность государственного образования. Историческая судьба Российского  государства – это  история народа-победителя, который, защищая свою веру и земли, возрастал в силе и духе. Русские воины в бой шли с хоругвями и молитвой на устах. Поэтому история России неразрывно связана с историей Русской Православной Церкви.

Русский народ в содружестве с другими нациями и народностями под умелым руководством выдающихся государственных деятелей и полководцев (флотоводцев) с чувством высокого воинского и гражданского долга и достоинства отстоял своё право на самостоятельное развитие, создание и укрепление собственной государственности, сохранение многонациональной культуры.

А историческую роль православия в России следует выделить особо, прежде всего потому, что масштабы его воздействия на российское общество, на культуру и умственное воспитание всех россиян намного превосходят   масштабы воздействия прочих конфессий. Строительство и рост российской государственности также были тесно связаны с православной верой и церковью.

Средневековая Русь дала своих мыслителей и проповедников. Их имена должны стоять в одном ряду с именами полководцев и государственных деятелей, архитекторов и художников. Один из тех, кого необходимо вернуть на подобающее ему место в отечественной истории, – игумен  подмосковного Троицкого монастыря Сергий Радонежский (1314–1392).

Жизненный путь «великого старца», как называли его современники, выглядит парадоксальным. Он бежал от общества людей, а в результате стал его духовным предводителем; он никогда не брал в руки меча, но одно его слово на весах победы стоило сотен мечей.

Большую часть своей жизни Сергий провел в основанном им Троицком монастыре. Здесь он прославился как выдающийся подвижник в христианско-монашеском понимании этого слова.

Однако Сергий не был исключительно церковным деятелем. Его горизонт не ограничивался чертой монастырских стен. В наиболее драматические моменты истории Северо-Восточной Руси он помогал князьям услышать друг друга, убеждал их прекратить кровопролитные усобицы. Слово Сергия призывно прозвучало и в грозном 1380 году, когда  полчища Мамая двинулись на Русскую землю.

Заслуги Сергия перед Отечеством не сводятся лишь к его миротворческим походам и благословению воинов, идущих на Куликовскую битву. Для современников он стал человеком, сумевшим подчинить всю свою жизнь евангельским заповедям любви и единомыслия.

«При имени преподобного Сергия народ вспоминает своё нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной, – говорил историк В. О. Ключевский. – Это возрождение и это правило – самые драгоценные вклады преподобного Сергия, не архивные или теоретические, а положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание».

Сегодня – как это бывало и прежде в тяжёлые моменты истории России – нам следует обратиться к тому огромному запасу любви и мужества, запасу нравственной силы, который накоплен нашими великими предками.  И среди людей, при одном имени которых просыпалась и поднималась Россия, – «великий старец», преподобный Сергий Радонежский...

Православное самосознание поднимает простого обывателя на духов­ную высоту Гражданина Отечества, который в деятельной любви добро­вольно самообязывается служить ближним и Богу не за страх, а за совесть.

Учителю предначертано быть сыном своего народа, любить его. Эта любовь инстинктивно коренится в каждом, но в учителе она должна быть сознательной и основываться на понимании духовных свойств, задач и потребностей народа. Ему необходимо воспитывать в детях национальное сознание и укреплять в них национальное чувство, пробуждать любовь к Отечеству, способную на самопожертвование.

Что же может сделать учитель для развития и укрепления этой любви?

Прежде всего, он сам должен быть проникнут любовью к Отечеству. Нельзя воспитать в других то, чего сам не имеешь. С этой любовью учитель будет уважительно относиться к историческому прошлому своей страны. Эта любовь откроет ему в соотечественниках высокие нравственные свойства, совокупность которых и составляет то, что отличает один народ от другого.

В области веры русский народ крепко держится отеческих преданий. Эта вера служит неиссякаемым источником нравственной силы народа, является залогом его будущего. Все нравственные качества народа коренятся в его вере.

Каждый из нас – наследник своей семьи, рода, страны. Все вместе мы являемся наследниками великой русской православной культуры: языка, веры, истории, искусства, науки, права, традиций. Всё это оставлено нам в наследство предшествующими поколениями. Самой большой ценностью русской православной культуры, главным её наследием является Россия.

Быть русским – значит верить в Россию так, как верили в неё все великие русские люди, все её гении и её созидатели.

Наследник – это тот, кто принимает, сохраняет и защищает вверенное ему наследие, полученное от предыдущих поколений.

Когда мы называем себя наследниками России, то представляем рядом с собой тех, кто жил задолго до нас, творил нашу историю, терпел поражения и выносил из них уроки, самоотверженно защищал наше Отечество, воссоздавая его из руин и пепла.

Настоящий наследник – это всегда созидатель. Он умножает духовное и материальное богатство своей семьи и Отечества.

Россия – наше наследие. Мы её наследники. Россия – таинственное и священное единство русских богатырей духа. Верить в Россию – значит принимать её глубокие и великие традиции. Она зовёт нас к совестливому единению перед лицом Божьим.

Быть наследниками России – значит принимать её огнём своей любви и служить делами. Ответственным служением строить процветание России для будущих поколений.

У современного образования большое будущее, поскольку оно выполняет функции духовного наставника и нравственного воспитателя. Прививая детям любовь к Отечеству, осмысление своей истории, искренние переживания по поводу достижений и недостатков всех реформ, проводимых государством, школа может вызвать в человеке те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина.  А интерес к нравственным качествам людей, нормам их поведения, к их взаимоотношениям друг с другом, формирует у школьников нравственные идеалы. В центре христианской нравственности стоят принципы милосердия и сострадания, а также принцип справедливости. Справедливость понимается отнюдь не как уравниловка, а как принцип воздаяния за добро  и наказания за зло. Главными человеческими добродетелями (положительными качествами) и одновременно нравственными высшими ценностями являются: вера, надежда, любовь. И на протяжении столетий православно-христианские принципы  были главными ориентирами в области нравственности в России.

Литература

1. Борисов Н. С. И свеча бы не угасла…: Исторический портрет Сергия Радонежского. – М.: Мол. гвардия, 1990.

2. Георгиева Т. С. Христианство и русская культура. – М.: Владос, 2001.

3. Журавлев В. К. Рассказы о русской святости. – М., 2004.

4. Ильин И. А. Путь духовного обновления: О семье/ Сост. Ю. Т. Лисицина, собр. соч. в 10т., т.1. – М.: «Русская книга», 1996.

5. Ключевский В. О. Сочинения в 9 томах. М.,1990. Т.9.

6. Священник Евгений Шестунов. Православная педагогика. – Самара, 1998.

7.Соловьёв В. В. Смысл любви. – М.: Изд-во «Путь», 1995.

8. Сурова Л. В. Православная школа сегодня. Владимир, 1996.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт