Фамилия, имя, отчество Томашевская Татьяна Николаевна
Название места работы Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Новый Уренгой ЯНАО
Наименование муниципального образования город Новый Уренгой
Наименование населённого пункта город Новый Уренгой
«Доминирующим источником музыкального самообразования современных школьников становятся средства массовой коммуникации: пресса, радио и телевидение (клипы, теле и радиомосты), видео, компьютерные программы, которые кардинально изменяют процессы распространения и усвоения культурных ценностей. К позитивным результатам развития информационных систем нового поколения следует отнести доступность, упрощённость канала получения информации; к негативным – стихийность и педагогическую неуправляемость этих процессов, искусственное навязывание художественных (а зачастую и антихудожественных) стереотипов, отсутствие возможности собственного выбора музыкальных образцов для восприятия. В такой ситуации роль педагога повышается, но не в плане обеспечения контринформации (конкурировать со СМИ – иллюзия), а в плане педагогически целенаправленного руководства процессом общения учащихся, обсуждения ценностей «звучащей музыкальной среды»[1].
Одним из основных направлений в Российском образовании является патриотическое воспитание, которое способствует формированию у подрастающего поколения высокого нравственного сознания, готовности к выполнению гражданского долга. Именно в школьном возрасте прививается чувство любви к Родине, гордость за свою сильную страну, уважение к страницам истории. И в этом направлении важную роль играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, любовь к детям, педагогический оптимизм» (А. С. Макаренко).
Словарь С.И. Ожегова разъясняет, что патриот – «человек, преданный своему народу, любящий свое Отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины». Мы с вами тоже являемся патриотами, так как чтим и помним народные традиции, изучаем историю нашего государства.
Каждый год в нашем городе Новый Уренгой проходит мероприятие, посвящённое патриотической песне. Многие обучающиеся нашей школы являются победителями, призёрами, участниками конкурса, который проводят работники ГДК «Октябрь».
Сейчас многое в обществе изменилось, наши школьники не так много, как бы хотелось нам, узнают из средств массовой информации о том, как мы
гордимся нашими ветеранами Великой Отечественной войны, как должны помнить о них, стараться быть похожими на них, но часто встречаются с противоположной информацией - о нападениях на ветеранов, об осквернении памятников. Это нередко вызывает общественный резонанс. А ведь с каждым годом всё больше редеют ряды ветеранов, живых свидетелей страшной, долгой и кровопролитной Великой Отечественной войны. Придёт день, когда уйдёт из жизни последний ветеран, и тогда мы будем нести их правду, боль и память о них. Поэтому главную роль в возвращении нашей молодёжи активной гражданско-нравственной позиции должна взять на себя именно школа.
В нашей школе стали традиционными такие мероприятия: Битва хоров, конкурс-смотр строевой солдатской песни, концерты, посвящённые Дню защитника Отечества, Дню Победы, годовщинам битв под Москвой, Сталинградом, Курском, Ленинградом. Дети, родители, классные руководители с большой ответственностью подходят к проведению таких мероприятий. Часто гостями на таких мероприятиях бывают приглашены ветераны войны, труженики тыла и дети войны. Стали популярными совместные выступления учеников с учителями, родителями, на которых обучающимся прививают чувства патриотизма.
Что может сделать учитель музыки? Прежде всего, он сам должен занимать активную гражданскую позицию, на каждом уроке музыки учить школьников быть гражданами нашей Великой страны. Также учителю нельзя быть равнодушным, нужно поставить перед собой цель по воспитанию настоящего патриота страны средствами музыкального искусства.
Также проходят встречи с ветеранами - фронтовиками и тружениками тыла, которых школьники всегда радушно встречают, приходят к нам в гости и воины - интернационалисты, воевавшие в Афганистане.
Большое значение в патриотическом воспитании средствами музыкального искусства имеет проектная деятельность. Каждый год ученики 1-8 классов, где проходят уроки музыки, готовят проекты на такие темы, как:
«Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича, «Песни Великой Отечественной войны», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Композиторы о годах Великой Отечественной» и т.д.
На моих уроках музыки часто звучат такие произведения, как симфония №7 «Ленинградская» Д. Шостаковича, в 1-ой части которой показан «лязг, визг, скрежет, которые охватывают всё пространство звучания, рисуя образ врага огромной силы и мощности, которому может противостоять только всенародное единение. Теперь, спустя много лет, когда война давно миновала, мы можем лишь поражаться той поистине магической силе музыки, способной воодушевить великое множество людей, вдохнуть в них веру в национальное достоинство и придать колоссальные вилы, так необходимые в тяжелейшее военное время» [2].
Поют дети фрагменты хора «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева: «Вставайте, люди русские, на славный бой, на смертный бой…»
Также учащиеся с большим вдохновение исполняют строки из оперы «Иван Сусанин» Михаила Ивановича Глинки:
Кто русский по сердцу, тот бодро и смело
И радостно гибнет за правое дело.
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит.
А как торжественно и величественно в финальной части этой оперы звучит хор «Славься»!..
На уроках с детьми уделяется много времени песенному жанру, так как именно песни сопровождали различные исторические события, происходившие в России.
Песня «Священная война», написанная композитором А. Александровым на слова поэта В. Лебедева-Кумача всегда напоминает о героических событиях того времени. Появилась песня в первые дни войны, в конце июня 1941 года, и вскоре была исполнена в Москве перед воинами, уходившими на фронт. О первом исполнении песни на Белорусском вокзале в Москве написал в романе «Костёр» писатель К. Федин: «Симфония ухода на фронт: последние приветы, плач, ободряющие напутствия, воинские команды. И вдруг, пробиваясь сквозь все это, возникла и начала расти песня. И бойцы в многочисленных залах ожидания, на платформах, ещё не зная мелодии, не различая слов, выше поднимали головы, стараясь прислушаться и понять – что же за сила заключена в чеканных звуках хора…»
А «Бухенвальдский набат» поэта А. Соболева и композитора В. Мурадели, посвящена памяти жертв фашизма. В её суровой мелодии слышатся великая трагедия, скорбь и призыв к народам мира не допустить новую войну:
Люди мира, на минуту встаньте,
Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон –
Это раздаётся в Бухенвальде колокольный звон, колокольный звон.
Когда началась война, на фронт отправлялись не только взрослые мужчины и женщины. На защиту страны поднялись тысячи мальчиков и девочек. И об этом говорит в своей песне бард Булат Шалвович Окуджава:
Ах, война, что ты сделала, подлая?
Стали тихими наши дворы.
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры...
Эти мальчики и девочки порой делали то, что не под силу было взрослым. Что руководило ими в ту грозную пору? Ответственность за судьбу страны? Ненависть к фашистам или, может быть, тяга к приключениям? Наверное, всё вместе. Но все они совершили истинный подвиг.
Доброй традицией в нашей школе стали вечера бардовской песни, на которых выступают не только школьники, но и родители, учителя. С большим удовольствием исполняются патриотические песни В.Высоцкого, С.Никитина, Б.Окуджавы, Ю.Кима и др.
Нескончаемым источником вдохновения для моей работы является Галерея памяти «Война семьи моей коснулась», где каждый из учеников с большим волнением рассказывает свою историю о погибших в годы войны бабушке, дедушке. Такие занятия проходят в трепетной, особой, волнующей обстановке. Некоторые из них хочется представить:
Волков Петр Петрович (1905 – 1967),
|
Нет в нашей стране семьи, которой не коснулась бы война. Большинство мужчин ушли на фронт, в их числе был и мой прадед, а прабабушка работала в тылу. Я преклоняюсь перед всеми людьми, чей ратный подвиг приближал дни Великой Победы.
Я хочу рассказать о моем прадедушке. Его зовут Волков Петр Петрович. Двадцатилетним парнем он был призван на службу в Красную Армию, это был февраль 1940 года, а 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В составе 12-го отдела 28-ой железнодорожной артиллерийской батареи ордена Ленина артиллерийского полка в должности телефониста Петр Петрович воевал по июнь 1944 года.
Прадедушка участвовал в обороне Ленинграда. В плане «Барбаросса» фашистских захватчиков Ленинград рассматривался как один из первоочередных объектов, которым гитлеровцы должны были овладеть во что бы то ни стало. Его захват должен был предшествовать нападению и захвату Москвы.
Однако все надежды и планы врага, связанные с захватом Ленинграда, потерпели полный провал. Город отстояли героические бойцы Красной Армии, моряки, поддерживаемые дивизиями народного ополчения и истребительными батальонами, всеми жителями Ленинграда.
Я горжусь тем, что среди защитников города-героя был мой прадед Волков Петр Петрович, он награжден медалью «За оборону Ленинграда».
Несмотря на то, что события Великой Отечественной войны происходили задолго до моего рождения, в нашей семье помнят и с гордостью рассказывают об участнике этой страшной войны.
Хранить память об освободителях, передавать из поколения в поколение верность подвигу воинов – долг каждого из нас.
( Из воспоминаний семьи Ковальчак)
Железков Федор Павлович
|
Два письма с фронта моего деда Фёдора Павловича Железкова 72 года хранятся в семейном архиве! Фотография моего деда Фёдора Павловича и бабушки Татьяны Васильевны хранится целых 80 лет! Какие они здесь молодые: ему – 23, ей – 19. Фёдор и Татьяна под стать друг другу: он высокий, голубоглазый, взгляд открытый, понимающий, она – волоокая, сероглазая, женственная. Ещё не знают Фёдор и Татьяна, что их любовь – великая сила – будет помогать преодолевать все тяготы вдовьей жизни Татьяны и полусиротской доли дочерей после гибели Фёдора в январе 1942 года.
Письма с фронта будто из вечности. С какой радостью получали их, весточки оттуда, где всюду гибель, где жестокая ненависть к врагу, как броня, делала воинов бесстрашными защитниками. Поэтому в письмах Фёдор ведёт обычный разговор с женой, детьми. Татьяне сообщает: «Посылаю аттестат, по которому нужно получать деньги в райвоенкомате по 350 рублей в месяц». Обращаясь к дочерям, старшей Нине и младшей Вире, Фёдор Павлович с отцовской требовательностью и мудростью говорит: «Ну, растите, слушайте мамку, а то ей и так тяжело приходится переносить всё, да вы если не будете её слушать, так она совсем замучится». В последнем письме мой дед Фёдор Павлович как будто невзначай дважды пишет: «Пока жив и здоров, чего и вам желаю». «Пока жив…» - в этих коротких и обжигающих словах прочитывается реальность военного времени: сегодня жив, а завтра можешь быть убит. А в конце письма подпись: «Действующая армия, почтовая плевая станция № 805, п/я № 7. Любящий Вас Фёдор Железков».
Погиб Федор Павлович на Смоленщине, д. Ржавенье, в январе 1942 года.
Чёткий, разборчивый, напористый почерк писем, правильная речь, без орфографических ошибок обнаруживают, что их автор – человек образованный. Дочери Фёдора и Татьяны тоже были способными ученицами в школе. Особенно старшая Нина, она всегда была отличницей. Мне, внучке такого деда и такой мамы, просто невозможно было не быть отличницей тоже.
Фёдор Павлович! Мои дочери, твои правнучки, очень похожи на тебя: обе целеустремлённые. Они знают о прадедушке, бережно хранят память о тебе, погибшем во имя жизни на земле. Твой пример верности, чести, мужества, стойкости послужит не одному поколению нашей семьи.
(Из воспоминаний семьи Корнилиных)
Захарьян Аршавир Зейналович
|
Роковые годы Великой отечественной войны... В нашей большой стране не найти ни одной семьи, которой не коснулась бы война. Вот и в моей семье есть такая история. В 1942 году мой отец Захарьян Аршавир Зейналович окончил школу, сразу после выпускного вечера был призван в ряды Красной Армии. Семнадцатилетним он отправился на войну и получил распределение на Крымский полуостров, как и многие юноши из горного села в Армении. Здесь, в учебной части, он впервые увидел море, поразившее его своим величием и безграничностью. В течение двух недель молодые ребята прошли обучение и отправились защищать Родину на крейсере под руководством генерала Горшкова. Командование армии организовывало здесь знаменитую высадку керченского морского десанта. Эта битва внесла коренной перелом в ход Великой Отечественной войны. Трагизм этой битвы отец вспоминал с большой болью, так как при высадке десанта погибло огромное количество молодых матросов, в том числе односельчане, которые не умели плавать. Даже оружие было выдано не каждому, одно – на троих, его надо было добыть в бою. Моему папе повезло, он даже не был ранен в этой битве и ни разу в течение всей войны. Будучи адъютантом у капитана Горшкова, отец однажды разговаривал со Сталиным, отвечал на вопросы Верховного главнокомандующего по-военному четко и кратко.
В дальнейшем, его служба проходила на корабле. В одном из зимних походов, во время сильного шторма, отец нес вахту на корме корабля и не имел права покинуть пост. Волны накатывали на палубу с огромной силой. Чтобы выжить, отец пристегнул себя ремнем к мачте, а когда пришло время смены караула, то одежда отца вся заледенела и ее пришлось вспарывать ножом.
Служба на корабле была тяжелой и опасной. Папа прошел всю войну, а весть о победе в этой страшной войне застала его в Вене, когда их морской десант участвовал в освобождении Австрии от фашистских захватчиков. Среди наград – орден Отечественной войны, орден за освобождение Австрии. Эти награды пропали в следующую войну, которая выпала на долю отца – в Чечне, когда его дом в Грозном оказался под обстрелом, кто-то воспользовался моментом – и срезал награды прямо с пиджака.
Сегодня осталось очень мало ветеранов войны, хочется, чтобы молодое поколение не забывало о Великой Отечественной войне и с уважением относилось к тем немногим старикам, которые остались в живых и являются носителями великой истории нашей страны (О своем отце написала Параньян М.А., учитель биологии МАОУ СОШ №3).
Обучающиеся настолько прониклись этими историями, что продолжают поисковую работу и в настоящее время.
В заключение хочу подчеркнуть, что уроки музыки – это не развлекательные занятия и не сухое заучивание песенного материала. Это уроки, которые вызывают у школьников разнообразную гамму чувств, размышлений, эстетических переживаний; уроки, которые заставляют ребёнка задуматься, прочувствовать сердцем и надолго запомнить их.
Список литературы:
1. Е. Д. Критская, В. А. Школяр. Традиции и новаторство в музыкально – эстетическом образовании: Материалы Международной конференции «Теория и практика музыкального образования: исторический аспект, современное состояние и перспективы развития, посвящённой 95-летию со дня рождения Д. Б. Кабалевского», Москва, 1999, С. 296
2. Т. И. Науменко, В. В. Алеев. Учебник «Искусство. Музыка, 6 класс». Рекомендовано Министерством образования и науки РФ, М., «Дрофа»,2018, С. 123