Павленко Т. К., педагог дополнительного
образования муниципального бюджетного
образовательного учреждения дополнительного
образования детей «Центр эстетического воспитания
детей «Сударушка», г. Тарко-Сале, Пуровский район,
Ямало-Ненецкий автономный округ
Воспитание на традициях русского народа – одна из важнейших педагогических задач. Возрождение православия в нашей стране, растущий интерес к национальной культуре послужили толчком к разработке и реализации элективного курса «Пасхальные традиции».
Традиция – есть сокровищница всего эстетически совершенного, что передаётся из поколения в поколение, комплекс изобразительных средств, устойчивых и меняющихся одновременно.
Цель элективного курса – приобщение детей к пасхальным традициям и духовным оберегам наших прадедов через освоение одного из видов декоративно-прикладного искусства;
Образовательные, воспитательные, развивающие задачи элективного курса:
· познакомить обучающихся с различными техниками пасхальной росписи яиц и символикой писанки; сформировать систему знаний о конкретном виде декоративно-прикладного творчества;
· развивать интерес к многогранной культуре народа; воспитывать элементы нравственной и эстетической культуры;
· формировать у детей положительное отношение к труду и творчеству; развивать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность; стремление своим посильным трудом доставить окружающим радость.
Новизна заключается в том, что данная тема в программе общеобразовательной школы не освещена. Разработка и внедрение элективного курса «Пасхальные традиции. Писанка» – сложная работа, направленная на решение главной задачи – обеспечение единства обучения, воспитания и творчества.
Развитие мелкой моторики способствует общему развитию ребёнка, в том числе и интеллектуальному. Роспись пасхальных яиц для детей с невысоким уровнем развития познавательных способностей, но имеющих интерес к народному творчеству или выраженные способности художественного плана, являются своего рода «палочкой-выручалочкой». Ведь они получают возможность проявить себя среди сверстников с иной стороны, заслужить одобрение и признание, преодолеть психологические комплексы, связанные с возможными неудачами в учебной деятельности.
В своё время Ф. М. Достоевский говорил о том, что «красота спасет мир». Но более значима для меня мысль, высказанная Н. К. Рерихом: «Создание красоты спасет мир!».
Методические особенности реализации элективного курса
Для реализации элективного курса мною разработан учебно-методический комплекс (УМК), в который входит следующий дидактический материал:
1. Методическое пособие «Разъяснялка» для каждого ученика, где содержатся сведения о ключевых словах темы, легендах и сказаниях, классификации росписи пасхальных яиц, характерных особенностях традиционной писанки, символике цвета и образов писанки, инструментах и материалах для изготовления писанки, описан ход практической работы, дан список использованной литературы;
2. Зрительный ряд доски «Глазелка», содержащий наглядные изображения традиционных писанок;
3. Презентации к элективному курсу «Пасхальные традиции росписи яиц», «Писанки», «Дряпанки», «Травленки».
Учащиеся в процессе обучения выполняют роспись горячим воском, работая с горящей свечой (необходима хорошая вентиляция помещения). Учитывая трудности исполнения работ по росписи яиц, большую индивидуальную работу с каждым учащимся в освоении приёмов росписи, а также длительность исполнения – поэтому количество учащихся в одной группе не должно превышать 8 человек.
Формы организации обучения и воспитания
Акцент делается не на приобретении учащимися необходимых знаний, умений, навыков, а на развитие личности в процессе росписи пасхальных яиц, раскрытия творческой сущности ребёнка в процессе практической деятельности.
В совместной работе учащихся и педагога реализуется принцип единства обучения, воспитания и развития личности обучающихся.
С этой целью широко используются индивидуальные и групповые формы обучения, выполнение заданий и творческих работ, побуждающих детей к сотрудничеству, взаимопомощи, сотворчеству. Педагогические технологии ориентированы на сотрудничество с учениками, на создание ситуации успешности, поддержки, взаимопомощи в преодолении трудностей, то есть на всё, что способствует творческому самовыражению обучающихся.
Группы формируются из учащихся, имеющих различные базовые знания и умения. Поэтому большое внимание уделяется индивидуальной работе с каждым учеником. Дети могут оказывать помощь друг другу, это воспитывает в них чувство ответственности, а также способствует приобретению инструкторского опыта. Ведущие методы и приёмы обучения: рассказ, беседа, видеопоказ при изучении теоретического материала; инструктаж, демонстрация приёмов, упражнения, практическая работа при формировании умений и навыков.
Обучение строится по принципу «от простого к сложному». Освоение мастерства происходит на основе главного принципа народного творчества – повтора, вариации, импровизации. На занятиях широко используются наглядные пособия, методические разработки, образцы изделий, технологические карты, презентации.
Индивидуальный и дифференцированный подход к обучению детей, «технологические» перерывы, участие в обсуждениях и в выставках создают условия для самопознания, творческого самовыражения обучающихся, формирования у них ориентации на успех и достижения, на самореализацию. При этом особенно важно, что обогащается не только опыт творческой деятельности, но в единстве с ним формируется духовность воспитанника.
Оценка результатов
Результатом реализации элективного курса «Пасхальные традиции. Писанка» являются изменения в интеллектуальной, эмоционально-волевой и действенно-практической сферах учащихся. Изменения в интеллектуальной сфере характеризуются усвоением знаний, предусмотренных элективным курсом; расширением представлений о народных традициях; развитием восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления.
Изменения в эмоционально-волевой сфере характеризуются:
· формированием интереса к народному творчеству и традициям;
· формированием положительного отношения к занятию восковой живописью;
· формированием положительной мотивации к совместной творческой деятельности;
Изменения в действенно-практической сфере характеризуются:
· формированием у обучающихся практических умений и навыков по росписи пасхальных яиц;
· обогащением опыта творческой деятельности;
· расширением опыта социального взаимодействия (коммуникативные, организаторские умения).
Рекомендации к внедрению
Рекомендуется проводить курс накануне православной Пасхи для учащихся 5–11 классов. Элективный курс рассчитан на три уровня освоения. Первый уровень освоения – ознакомительный, второй – формирование навыков восковой живописи по технологическим картам и вариация по традиционным мотивам, третий уровень – импровизация по традиционным мотивам.