Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Из опыта реализации Программы ...

Из опыта реализации Программы элективного курса «Пасхальные традиции. Писанка»


Павленко Т. К.
педагог дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей
«Центр эстетического воспитания детей «Сударушка»
г. Тарко-Сале

Павленко Т. К., педагог дополнительного

образования муниципального бюджетного

образовательного учреждения дополнительного

образования детей «Центр эстетического воспитания

детей «Сударушка», г. Тарко-Сале, Пуровский район,

Ямало-Ненецкий автономный округ

 

Воспитание на традициях русского народа – одна из важнейших педагогических задач. Возрождение православия в нашей стране, растущий интерес к национальной культуре послужили толчком к разработке и реализации элективного курса «Пасхальные традиции».

Традиция – есть сокровищница всего эстетически совершенного, что передаётся из поколения в поколение, комплекс изобразительных средств, устойчивых и меняющихся одновременно.

Цель элективного курса – приобщение детей к пасхальным традициям и духовным оберегам наших прадедов через освоение одного из видов декоративно-прикладного искусства;

Образовательные, воспитательные, развивающие задачи элективного курса:

· познакомить обучающихся с различными техниками пасхальной росписи яиц и символикой писанки; сформировать систему знаний о конкретном виде декоративно-прикладного творчества;

· развивать интерес к многогранной культуре народа; воспитывать элементы нравственной и эстетической культуры;

· формировать у детей положительное отношение к труду и творчеству; развивать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность; стремление своим посильным трудом доставить окружающим радость.

Новизна заключается в том, что данная тема в программе общеобразовательной школы не освещена. Разработка и внедрение элективного курса «Пасхальные традиции. Писанка» – сложная работа, направленная на решение главной задачи – обеспечение единства обучения, воспитания и творчества.

Развитие мелкой моторики способствует общему развитию ребёнка, в том числе и интеллектуальному. Роспись пасхальных яиц для детей с невысоким уровнем развития познавательных способностей, но имеющих интерес к народному творчеству или выраженные способности художественного плана, являются своего рода «палочкой-выручалочкой». Ведь они получают возможность проявить себя среди сверстников с иной стороны, заслужить одобрение и признание, преодолеть психологические комплексы, связанные с возможными неудачами в учебной деятельности.

В своё время Ф. М. Достоевский говорил о том, что «красота спасет мир». Но более значима для меня мысль, высказанная Н. К. Рерихом: «Создание красоты спасет мир!».

Методические особенности реализации элективного курса

Для реализации элективного курса мною разработан учебно-методический комплекс (УМК), в который входит следующий дидактический материал:

1.                 Методическое пособие «Разъяснялка» для каждого ученика, где содержатся сведения о ключевых словах темы, легендах и сказаниях, классификации росписи пасхальных яиц, характерных особенностях традиционной писанки, символике цвета и образов писанки, инструментах и материалах для изготовления писанки, описан ход практической работы, дан список использованной литературы;

2.                 Зрительный ряд доски «Глазелка», содержащий наглядные изображения традиционных писанок;

3.                 Презентации к элективному курсу «Пасхальные традиции росписи яиц», «Писанки», «Дряпанки», «Травленки».

Учащиеся в процессе обучения выполняют роспись горячим воском, работая с горящей свечой (необходима хорошая вентиляция помещения). Учитывая трудности исполнения работ по росписи яиц, большую индивидуальную работу с каждым учащимся в освоении приёмов росписи, а также длительность исполнения – поэтому количество учащихся в одной группе не должно превышать 8 человек.

Формы организации обучения и воспитания

Акцент делается не на приобретении учащимися необходимых знаний, умений, навыков, а на развитие личности в процессе росписи пасхальных яиц, раскрытия творческой сущности ребёнка в процессе практической деятельности.

В совместной работе учащихся и педагога реализуется принцип единства обучения, воспитания и развития личности обучающихся.

С этой целью широко используются индивидуальные и групповые формы обучения, выполнение заданий и творческих работ, побуждающих детей к сотрудничеству, взаимопомощи, сотворчеству. Педагогические технологии ориентированы на сотрудничество с учениками, на создание ситуации успешности, поддержки, взаимопомощи в преодолении трудностей, то есть на всё, что способствует творческому самовыражению обучающихся.

Группы формируются из учащихся, имеющих различные базовые знания и умения. Поэтому большое внимание уделяется индивидуальной работе с каждым учеником. Дети могут оказывать помощь друг другу, это воспитывает в них чувство ответственности, а также способствует приобретению инструкторского опыта. Ведущие методы и приёмы обучения: рассказ, беседа, видеопоказ при изучении теоретического материала; инструктаж, демонстрация приёмов, упражнения, практическая работа при формировании умений и навыков.

Обучение строится по принципу «от простого к сложному». Освоение мастерства происходит на основе главного принципа народного творчества – повтора, вариации, импровизации. На занятиях широко используются наглядные пособия, методические разработки, образцы изделий, технологические карты, презентации.

Индивидуальный и дифференцированный подход к обучению детей, «технологические» перерывы, участие в обсуждениях и в выставках создают условия для самопознания, творческого самовыражения обучающихся, формирования у них ориентации на успех и достижения, на самореализацию. При этом особенно важно, что обогащается не только опыт творческой деятельности, но в единстве с ним формируется духовность воспитанника.

Оценка результатов

Результатом реализации элективного курса «Пасхальные традиции. Писанка» являются изменения в интеллектуальной, эмоционально-волевой и действенно-практической сферах учащихся. Изменения в интеллектуальной сфере характеризуются усвоением знаний, предусмотренных элективным курсом; расширением представлений о народных традициях; развитием восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления.

Изменения в эмоционально-волевой сфере характеризуются:

· формированием интереса к народному творчеству и традициям;

· формированием положительного отношения к занятию восковой живописью;

· формированием положительной мотивации к совместной творческой деятельности;

Изменения в действенно-практической сфере характеризуются:

· формированием у обучающихся практических умений и навыков по росписи пасхальных яиц;

· обогащением опыта творческой деятельности;

· расширением опыта социального взаимодействия (коммуникативные, организаторские умения).

Рекомендации к внедрению

Рекомендуется проводить курс накануне православной Пасхи для учащихся 5–11 классов. Элективный курс рассчитан на три уровня освоения. Первый уровень освоения – ознакомительный, второй – формирование навыков восковой живописи по технологическим картам и вариация по традиционным мотивам, третий уровень – импровизация по традиционным мотивам.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт