Современное российское общество остро осознаёт необходимость решения задач воспитания детей и молодёжи, связанных с подготовкой подрастающих поколений к жизни в высокотехнологичном, социально динамичном и конкурентном мире. Воспитание личности гражданина России третьего тысячелетия выходит за рамки ресурсов и возможностей только института образования и требует интеграции с иными институтами социализации.
Именно интеграция институтов социализации в патриотическом воспитании детей и молодёжи, определяющая тенденция регионального развития, призвана активизировать современные процессы развития духовности, гражданственности, патриотизма подрастающих поколений, обеспечивать воспроизводство источников, ресурсов и движущих сил преобразовательной деятельности ее граждан, основанной на идее служения Отечеству и российской гражданской идентичности. Проектно-программные ориентиры патриотического воспитания направлены на реализацию целей развития региона, достижение стратегических задач консолидации российского общества и превращения России в мощную державу. Решение этих задач возможно при обеспечении комплексности воспитания патриотизма граждан России, подтверждением этому могут служить концепции воспитания, сложившиеся в научном сообществе.
Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства. Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, он постоянно с гордостью рассказывает о красоте, богатстве своего родного края? «Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В.А. Сухомлинского как нельзя точно отражают работу в дошкольных учреждениях по патриотическому воспитанию. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе. Патриотическое воспитание – понятие ёмкое. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.
Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то всё, что усвоено в этот период, – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. Каждое понятие и направление патриотического воспитания дошкольников необходимо уравнять до детей определенной возрастной категории: то, что может быть приемлемо в старшем дошкольном возрасте, может совершенно не восприниматься младшим дошкольником и наоборот. Работа должна проходить с широким использованием педагогических средств: иллюстративных материалов, художественной литературы, музыкальных произведений и предметов народно-прикладного искусства, диафильмов, слайдов, использование мини-музеев.
Патриотическое воспитание подрастающих поколений, особенно значимо сегодня, ибо Россия находится в ситуации исторического выбора, оказавшись перед реальной проблемой сохранения своей целостности и самобытности, возможностисамостоятельного формирования того образа своего настоящего, благодаря которому она способна вернуться на арену мировой истории как великая держава.
Использованная литература:
1.Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания // Педагогика. - 2005. - № 6. - С. 59-63.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». Постановление Правительства Российской Федерации 11 июля 2005 г. № 422
3. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. - 2005. - № 8. - С. 17-21.
4. Маленкова, Л. И. Теория и методика воспитания / Л. И. Маленкова. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - С. 90-100.
5. Плигин А. А.. Личностно-ориентированное образование: история и практика. / Монография. -- М.: «КСП+», 432 с., 2003
Авторы: Першай Е.В.,Авилко Л.В.