Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Патриотическая составляющая об...

Патриотическая составляющая образовательного процесса


Гуреев Михаил Вячеславович
ГБПОУ ЯНАО «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий»
г. Ноябрьск
Заборина Марина Игоревна
ГБПОУ ЯНАО «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий»
г. Ноябрьск

Нынешний год для Российской Федерации является очень важным и знаменательным благодаря празднованию 70-летия со дня Победы в Великой Отечественной Войне. Абсолютно во всех мегаполисах, средних и мелких городах, селах и поселках России прошли массовые мероприятия, посвященные этому событию – «гремели» военные парады, концерты военных песен, патриотические и спортивные мероприятия. Такому широкому празднованию этого поистине великого праздника мы обязаны системе патриотического воспитания, существующей в нашей стране.

Патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный поступательный процесс выработки патриотических чувств и настроений, формирования высокого идеала мужества и благородства в душах людей. Главной целью и одновременно задачей патриотического направления общественной жизни является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, способного и, главное, готового отстаивать её интересы.

На сегодняшний день патриотизм представляет собой одну из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства. Патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень её развития и проявляется в активно-деятельностной самореализации на благо Отечества.

Современность диктует серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения - грамотность и профессионализм, креативность и инновационность, компетентность в профессиональных вопросах и умение нестандартно решать профессиональные задачи, инициативность и ответственность за принятые решения, владение актуальными и современными техниками и технологиями, знание нормативно-правовой базы и последних достижений науки и техники своей профессиональной сферы. И подготовить такого высококлассного специалиста должны образовательные учреждения, среднего профессионального образования в том числе. Именно в таких образовательных учреждениях на сегодняшний день студентам предоставлены широкие возможности по овладению профессиональными и личностными компетенциями, знаниями, умениями и навыками. Кроме того, сегодня государству нужны мужественные, смелые, дисциплинированные люди, которые могли бы, в случае необходимости, встать на его защиту. В соответствии с этим в рамках образовательных учреждений среднего профессионального образования решается одна из важнейших составляющих процесса воспитания подрастающего поколения – формирование и развитие патриотических чувств и настроений. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании полноценной, по-настоящему гармоничной личности.

В свете этих задач повышается значимость военно-патриотического воспитания молодёжи в стенах образовательных учреждений, так как именно оно должно внести весомый, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.

Патриотическое воспитание следует рассматривать как пожизненный процесс, который начинается уже с момента рождения человека и не заканчивается никогда. И на каждом этапе своего развития, в каждом возрасте человек по-разному воспринимает идеи любви к Родине, подвига предков, по-разному понимает и осознает свою роль как гражданина страны.

Военно-патриотическое воспитание обучающихся представляет собой образовательную технологию двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Смелость, твёрдость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и повару, автомеханику, инженеру. В образовательных учреждениях среднего профессионального образования студенты получают профориентацию по своей специальности и знакомятся с будущей военной специальностью водителя и автомеханика, а также сварщика и повара. Ведь зачастую в Вооруженных Силах нужны не только водители, связисты или пулеметчики, но и те, кто может произвести ремонт боевой техники и накормить личный состав, что особенно важно в полевых условиях. А освоение штатной боевой техники в войсках пойдет успешнее, если молодой человек до призыва на службу в ряды российской армии уже ознакомился с устройством и эксплуатацией различных видов транспорта.

Как показывает практика и опыт, задача подготовки защитников Родины, стоящая перед педагогическими работниками, весьма сложная и ответственная. Каждый преподаватель должен пересмотреть как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному студенту чувство патриотизма, которое гарантировало бы укрепление территориальной целостности России; любовь к ней; защиту Родины как в мирное, так и в военное время.

Работа по военно-патриотическому воспитанию в Колледже идёт по двум направлениям:

1. Подготовка и участие в военно-спортивных играх: «К Защите Родины –готов!», «А ну-ка, парни!» и включают в себя следующие виды конкурсов:

-     смотр песни и строя, которые в комплексе решают задачи почти всех компонентов системы военно-патриотического воспитания,

-     конкурс «Я – гражданин России!»,

-     стрельба из пневматической винтовки,

-     атлетическое многоборье,

-     военизированная командная эстафета.

Опыт проведения игр показал популярность и важность этой формы военно-патриотического и физического воспитания обучающихся. Военно-спортивные игры оказывают положительное влияние на организационное укрепление коллектива, способствуют развитию общественной активности студентов, формируют качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины.

2. Взаимосвязь студенческого и воинского коллективов. Работа по данному направлению осуществляется через руководство военно-прикладными кружками и секциями, учебно-полевыми сборами. Данные направления являются военно-патриотическими воспитательными комплексами.

Перечислим некоторые из форм проведения занятий в период военно-учебных сборов:

-     лекция по основам обеспечения безопасности военной службы,

-     лекция по общевоинским уставам,

-     занятия по физической подготовке,

-     занятия по радиационной, химической и бактериологической защите,

-     занятия по  тактической подготовке,

-     занятия по огневой подготовке (лазерный тир либо специально отведенное место),

-     занятия по строевой подготовке,

-     занятия по военно-медицинской подготовке,

Не уменьшая роли внеклассной и внешкольной работы с обучающимися по военно-патриотическому воспитанию, тем не менее урок стоит во главе всего воспитательного процесса. Каждый общеобразовательный предмет объективно располагает большим патриотическим потенциалом. Специальный раздел в предмете ОБЖ – «Основы военной службы» (ОВС) – призван закрепить уже имеющиеся у обучающихся знания по допризывной подготовке, привести их в систему, дополнив новыми знаниями, научить применять на практике полученные на уроках знания и умения. Иными словами, сформировать умения и навыки военно-прикладного характера.

Уроки по разделу ОВС являются особенным звеном в системе военно-патриотического воспитания студентов, так как охватывают, в отличие от других предметов, не весь контингент студентов колледжа. Кроме того, программа ОВС предполагает не только военную подготовку, но и психологическую. Занятия носят как обучающий, так и воспитывающий, развивающий характер. Для обеспечения более полной реализации целей учебно-воспитательного процесса необходимо наличие хорошо оснащенного кабинета по основам военной службы. Созданный кабинет ОБЖ является воспитательным центром военно-патриотической работы в колледже.

Наличие в колледже подобного воспитательного центра военно-патриотической работы способствует приданию всей проводимой работе системности, закреплению позитивных традиций. На базе кабинета ОБЖ проводятся занятия по различным  видам профессий. Это способствует тесной взаимосвязи военно-патриотического воспитания на уроках и вне уроков.

Патриотическое сознание граждан остаётся важнейшей ценностью, одной из основ духовно-нравственного единства общества. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если педагоги будут продолжать выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт